Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Трамп ударил санкциями по Ирану, на очереди "Северный поток-2"

Прайм
23 мая/ 08:59

Администрация Дональда Трампа стремится улучшить экономическое положение США, лишив европейцев доступа к источникам дешевых энергоносителей. США нанесли серьезный экономический урон европейским компаниям, заставив их свернуть сотрудничество с Ираном. Преследуя свои экономические интересы, Вашингтон также угрожает введением санкций к компаниям, участвующим в проекте "Северный поток-2".

Америка станет великой за счет европейцев

Предвыборным лозунгом Дональда Трампа было Make America great again ("Сделаем Америку снова великой"), а сделать это можно, только возродив американскую экономику и сократив огромный дефицит торгового баланса, который в 2017 году составил $566 млрд, а без учета услуг $810 млрд. Вашингтон намерен добиться поставленной цели, лишив своих торговых партнеров доступа к дешевым энергоносителям.

Трамп громогласно объявил о выходе из ядерной сделки с Ираном и пригрозил ввести санкции против компаний, которые продолжат экономическое сотрудничество с Исламской республикой. Это стало серьезным ударом по экономическим интересам европейцев, которые инвестировали огромные средства в Иран после заключения ядерной сделки в конце 2015 года.

Угрозы Трампа уже возымели эффект. Крупнейшая нефтегазовая компания Франции — Total — официально сообщила о выходе из совместного с иранцами проекта по разработке гигантского газоконденсатного месторождения "Южный Парс". Руководство Total приняло такое решение, поскольку компания обладает большими активами в США и не способна вести бизнес за пределами Европы без доступа к капиталу американских банков.

Французская энергетическая компания Engie и датская Moller-Maersk, занимающаяся морскими перевозками, также намерены прекратить работу в Иране, чтобы не попасть под действие санкций со стороны США.

Крупные компании покидают Иран, несмотря на заявление ЕК о продолжении экономического сотрудничества с этой страной. ЕК также разработала меры, которые позволят защитить европейские компании от американских санкций в финансовой сфере. Однако пока угрозы Вашингтона перевешивают предложенные ЕК контрмеры, поэтому европейские компании сворачивают свою деятельность в Иране.

Более того, США намерены добиться от своих европейских "союзников" введения эмбарго на покупку иранской нефти, что несет ЕС серьезный экономический урон.

На очереди "Северный поток-2"

Прекращение поставок иранской нефти станет энергетической удавкой для Европы. Прекращение поставок иранской нефти в ЕС приведет к подорожанию энергоносителей на европейском рынке. В этой ситуации роль "Северного потока-2" для обеспечения потребностей Европы в газе значительно возрастет. Это осознают в Германии и других экономически развитых странах Европы.

Однако США хотят оградить Европу от "тлетворного" влияния российского газа. По мнению Вашингтона, это угрожает энергетической и политической безопасности европейских стран. Трамп уже предложил Ангеле Меркель отказаться от "Северного потока-2", а взамен Вашингтон готов рассмотреть возможность отмены пошлин на сталь и алюминий. 

США стремятся не допустить строительства газопровода из России в Германию, преследуя исключительно "шкурные" интересы – получение конкурентных преимуществ. Таким образом, Трамп хочет уменьшить отрицательное сальдо торговли с ЕС, которое в прошлом году составило $120 млрд. Из этой суммы на Германию приходится $65 млрд.

ЕК дала слабину и предложила Вашингтону увеличить поставки американского СПГ в Европу. Но США ничего не мешало сделать это раньше, поскольку в ЕС создана необходимая инфраструктура – терминалы по приему СПГ и трубопроводы-интерконнекторы, которые связывают газовые системы разных стран друг с другом. При этом, в прошлом году СПГ-терминалы Европы были загружены менее чем на четверть. Основными покупателями американского газа стали страны, не имеющие доступа к общеевропейской газораспределительной сети – Испания и Португалия.

Польша – проводник интересов США в Европе – рассчитывает в этом году увеличить загрузку своего единственного СПГ-терминала до 65%, что станет самым высоким показателем в ЕС. Однако СПГ будет поступать из Катара и Норвегии. С января по середину мая этого года Польша закупила в США только одну партию СПГ.

США экспортируют свой СПГ, в основном, в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где цены значительно выше, чем в Европе. Более того, американцы намерены наращивать поставки нефти и газа в Юго-Восточную Азию, прежде всего в Китай с целью улучшить баланс торговли с этой страной. Отрицательное сальдо торгового баланса США в торговле с Китаем в прошлом году достигло $375 млрд. Энергоносители – единственное, что могут предложить американцы Китаю для улучшения торгового баланса. Таким образом, Европа может вовсе не дождаться американского газа.

На защите интересов Германии и ЕС

Несмотря на антироссийские санкции со стороны Запада, германское правительство во главе с Меркель всегда настаивало на том, что "Северный поток-2" является коммерческим проектом, поэтому все вопросы между его участниками должны решаться на уровне хозяйствующих субъектов. Для Германии и для ЕС в целом проект имеет огромное экономическое значение, поскольку гарантирует стабильные поставки дешевого – по сравнению с СПГ – топлива потребителям в Европе. Участниками проекта являются крупнейшие европейские энергетические компании: германские Uniper и Wintershall, австрийская OMV, нидерландско-британская Shell и французская Engie.

Сторонникам проекта удалось не допустить распространения положений Третьего энергетического пакета на "Северный поток-2", что позволило бы ограничивать поставки по этому газопроводу, как это было в случае с "Северным потоком". Кроме того, ЕК не удалось получить мандат на проведение переговоров о закупках российского газа для стран ЕС. 

Противники "Северного потока-2", ряд восточноевропейских государств во главе с Польшей, постоянно пытаются заблокировать проект под предлогом борьбы с зависимостью Европы от "Газпрома" – "газовой дубины Москвы". К противникам проекта присоединилась Украина – новый ассоциированный член ЕС – которая получает за транзит российского газа в Европу от $2 млрд до $3 млрд ежегодно, несмотря на очень сложные отношения между Киевом и Москвой.

Берлин получает наибольшую выгоду от строительства "Северного потока-2", поскольку именно в эту страну будут поступать огромные объемы российского газа, что позволит Германии не только удовлетворить свои растущие потребности, но и осуществлять поставки в соседние страны.  

Госдеп обрабатывает Швецию

Вашингтону не удалось сорвать строительство "Северного потока-2", используя своих сателлитов в Восточной Европе. Сначала Германия, а затем Финляндия, предоставили Nord Stream 2 – компании-оператору проекта "Северный поток-2" – все необходимые для строительства разрешения. Более того, в месте выхода морского участка газопровода на побережье Германии начались подготовительные работы. Nord Stream 2 приступил к практической реализации проекта, не дожидаясь получения разрешений от Швеции и Дании (через их исключительную экономическую зону проходит трасса газопровода). Ожидалось, что разрешения от этих двух стран будут получены в апреле.

Сейчас на Швецию и Данию оказывается сильное давление из-за океана. Представитель Госдепа США Сандра Оудкирк предупредила европейцев, что в случае дальнейшего развития проекта, США могут ввести против "Северного потока-2" санкции в соответствии с законом "О противодействии противникам Америки посредством санкций". В Госдепе считают, что помимо увеличения энергетической зависимости от России вдоль трассы газопровода может быть установлено оборудование для слежения за странами региона.

18 мая госсекретарь США Майк Помпео обсудил с главой МИД Швеции Маргот Валльстрем опасность "Северного потока-2" для Европы и нашел понимание. В Швеции начинается истерия по поводу возможного вторжения в страну. По указанию главы шведского правительства Стефана Левена в ближайшие дни гражданам страны будет разослана брошюра "Если грянет кризис или война". Брошюра должна сообщить шведам, что необходимо делать в случае чрезвычайных обстоятельств. Конкретный враг не указан, но подобное имело место только во времена холодной войны, когда "свободный мир" во главе с США противостоял Советскому Союзу. По сообщениям ряда европейских экспертов, цель рассылки подобных брошюр – убедить шведов в опасности, исходящей от "Северного потока-2".

Просмотров 607
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования