Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

В Санкт-Петербурге каждый третий литр бензина оказался поддельным

Российская газета
22 мая/ 11:10

1 мая в России начали действовать новые правила по проверке качества топлива на АЗС - согласно внесенным в ГОСТ поправкам Росстандарта теперь общественники и представители госорганов могут беспрепятственно брать пробы прямо из "пистолета". Раньше так можно было делать только с разрешения собственников заправок, многие из которых, понятное дело, всячески этому препятствовали. Мера актуальная, соглашаются эксперты, но для того чтобы исправить ситуацию, недостаточная: в целом по стране доля "бодяжного" бензина составляет около 30 процентов. Как показал недавний мониторинг, в Северной столице и Ленинградской области картина от общероссийской не сильно отличается.

Всего в Петербурге на сегодняшний день работают 489 АЗС, в соседней Ленобласти меньше - 272. В апреле из этого объема были выбраны 40 точек, которые и попали в пилотный проект по мониторингу качества содержимого бензоколонок. Проводила его Федерация автовладельцев России (ФАР), проверявшая как сетевые заправки, так и малые компании, имеющие одну-две локации.

Пробы отбирали двух видов: дизельное топливо (ДТ) и АИ-92, после чего их отправляли на испытания в аккредитованные лаборатории, а отчеты - в Росстандарт. Результат оказался вполне показательным: из 20 образцов АИ-92 требованиям не соответствовали 10 процентов, из такого же количества проб дизельного топлива проверку не прошли 35 процентов, а основными продавцами контрафакта оказались представители малого бизнеса. На первый взгляд, цифры не столь уж катастрофичные. Однако есть одно но.

- Одно дело, если бы такой итог мы получили при условии, что наши проверки были бы внезапными. Но когда о предстоящем мониторинге знал чуть ли не весь Санкт-Петербург... Это, я уверен, заслуживает очень серьезного внимания как со стороны властей и надзорных органов, так и со стороны самих нефтяных компаний, - подчеркивает руководитель ФАР Сергей Канаев.

Внезапность проверок, добавляют представители Росстандарта, действительно могла бы повысить эффективность мониторинга, так как с предупреждением, - а АЗС по закону надо уведомить за 1-3 дня - можно успеть исправить любую ситуацию.

- Но, как мы убедились, многие и этого не стали делать, - сетует руководитель Северо-Западного территориального управления ведомства Андрей Челышев.

Так, на ряде заправок были обнаружены образцы бензина, в составе которого массовая доля серы превышала норму в 70-90 раз. По словам специалистов, достаточно несколько раз залить такое топливо в бак, чтобы автомобиль, каким бы "всеядным" его не считал владелец, больше не сдвинулся с места. Однако речь идет не только о вреде самой машине и об уроне, наносимом экологии, но и о конкуренции на рынке.

Сомнительное дизельное топливо, сообщил президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин, стоит на 12-15 рублей дешевле, и для крупных компаний-перевозчиков и дальнобойщиков это очень существенная экономия.

- Вот и посчитайте, если у них потребление по два миллиона литров в месяц. Но интересно еще вот что: в зимний период на сетевых АЗС спрос на ДТ вырастает на те самые 30-35 процентов. Потребитель все понимает и не рискует заливать "разбодяженное" топливо, которое при 10-15 градусах мороза может просто замерзнуть. Встать с грузом посреди дороги никому не хочется.

По словам Ашихмина, основные источники контрафакта - это ворованное топливо (отбор из труб, слив с железнодорожного транспорта) и приобретение аналогов: к примеру, печного или судового. После все это разбавляется бензином 3-4 класса и поступает на АЗС. В сегодняшних условиях сделать такой "микс" несложно: часто заправки сами скрытно продают те самые аналоги.

- Рядом с низким качеством идет еще одна серьезная проблема: недолив. Там, где есть одно, стопроцентно будет и другое. То есть, мало того что заливают "бодягу", так еще и дороже выходит, - обращает внимание Канаев.

Эксперт полагает, что работать над ситуацией надо профилактически, вот только у государства для этого сейчас недостаточно ресурсов.

Например, в той же Белоруссии уже действует система электронного контроля отпуска топлива. Буквально в режиме онлайн можно отследить, в какой точке автомобиль заправлен и какой далее у него маршрут. Такой опыт был бы особенно полезен в случае с госконтрактами, отмечает Олег Ашихмин, потому что залив топлива за бюджетные деньги сейчас вообще никак не контролируется. Очень важным специалисты считают более активное участие и надзорных органов: ФАС, прокуратуры, Росстандарта.

Представители последнего, кстати, заверяют, что в ближайшее время в направлении контроля топлива будет сделан серьезный шаг - в России заработает система, позволяющая проследить весь путь топлива непосредственно от завода до бензобака.

- Кроме того, нами готовятся изменения в действующее федеральное законодательство о возможности проводить контрольные закупки на АЗС внезапно. Это тоже станет очень действенным инструментом, - уверен Челышев.

Сейчас к недобросовестным АЗС применяются оборотные штрафы в размере от 1 до 3 процентов, которые для небольших точек должны сделать продажу контрафакта невыгодной.

Что же касается пилотного проекта мониторинга, то его организаторы обещают, что он будет продолжен, ведь чтобы понять, как обстоят дела в целом, одной проверки мало. Вероятно, затронут они и другие регионы. А на основе того, что уже было сделано, планируют подготовить методические рекомендации, которые позволят общественникам отбирать пробы и оценивать качество бензина по всем правилам.

Кстати, за апрель 2018 года на недобросовестные АЗС было наложено штрафов на сумму 4 миллиона рублей, "средний чек" при этом составил 600 тысяч рублей. По итогам 2017 года доля контрафакта на рынке топлива составила 11 процентов против 20 процентов в 2015 году, приводят цифры в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении Росстандарта.

Просмотров 590
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

16.08.2018
АссоНефть призывает правительство убрать барьеры в налоговом маневре

18.08.2018 Вахитов Ришат, эксперт АНГИ

МиниНПЗ Ассонефти надо делиться с внутренним рынком. Ну пусть запишут цифру 400 тыс.тн. И что? Если всё гнать на экспорт-на чём ездить будем ?

19.06.2018
Константин Симонов: Государство не заинтересовано в развитии малых нефтяных компаний

06.08.2018 Александр Хуршудов

Сергею Ветчинину. Я с удовольствием с Вами соглашусь, если Вы приведете мне хоть один пример, когда малое предприятие благополучно закончило разработку месторождения, достигло проектного КИН и сдало лицензию государству. Мне не приходилось встречать таких, но может быть, Вам повезло больше?

01.08.2018
"Самотлорнефтегаз" очистит с помощью новой технологии около 150 км трубопроводов

06.08.2018 Александр Хуршудов

Все это хорошо, но не надо сильно претендовать на новизну. Насколько я помню в 80-х годах подобная очистка уже широко производилась, например, на водопроводных трубах в Германии....

10.07.2018
Тюменцам летом придется заплатить за отопление

11.07.2018 Гурский Сергей Анатольевич 46

Цифры небольшие и платёж только за отопление, никаких перерасчётов за весь период отопления или его части не было. Осталось пять дней - за пять и платим, ничего необычного. Просто люди знают что отопление отключили, вот и не поняли что происходит.

06.07.2018
Алексей Конторович: Для разработки баженовской свиты необходима госпрограмма на уровне проектов освоения космоса СССР

10.07.2018 Иванов АА

правительство в скором будущем поймет что это хороший продукт переработки востребован на рынке на эти цели уже выделены деньги.

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.07.2018 Алекс Дубаев 44 года

Объявить нелегитимной карточку абонента, причём всех сразу - это, конечно, полный беспредел. Мне кажется, человек окончательно разочаровал людей в Газпроме. А про клиентоориентированность... Тут полный косяк.. Человек вместо того, чтоб решить одну проблему, и в самом деле ввёл в заблуждение остальных.

04.07.2018
Павел Завальный: АЗС следует оснастить системой удаленного контроля качества и количества бензина

04.07.2018 Антипенко Игорь

Собственники АЗС должны четко знать, что если они будут нечестно вести бизнес, то у них заберут разрешение на право занятия данным бизнесом. А закон и должна дума прописать и как можно быстрее принять! От качества топлива зависит и экология и средства в карманах населения.

02.07.2018
Александр Хуршудов: Нефть дорожает на сомнительных данных американской статистики

03.07.2018 Александр Хуршудов

Кушайте на здоровье! Как говорится: Вы просите песен - их есть у меня...:))))

02.07.2018
Нижневартовский нефтегазовый форум инноваций и инвестиций состоится 14-15 ноября

02.07.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 58 лет

По моему мнению, наиболее актуальной темой может быть "структура запасов и проблемы восполнения. Стратегия ГРР "старых" месторождений"

28.04.2017
Рустам Камалтдинов: "ГЕОТЕК Сейсморазведка" показывает хорошие результаты

26.06.2018 Сеидов Сеид 57 лет

Здравствуйте Рустам!
Хорошее интервью о хорошей работе.
В 2008 году в Ашхабад приезжали представители ГЕОТЕК. Сейчас Вы не работаете в Туркмении? ТАПИ - Вы в курсе об этом проекте? Если есть интерес к этой теме свяжитесь со мной. Мой телефон: +99365890807.
С уважением, Сеид.

Индекс цитирования