Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

В Санкт-Петербурге каждый третий литр бензина оказался поддельным

Российская газета
22 мая/ 11:10

1 мая в России начали действовать новые правила по проверке качества топлива на АЗС - согласно внесенным в ГОСТ поправкам Росстандарта теперь общественники и представители госорганов могут беспрепятственно брать пробы прямо из "пистолета". Раньше так можно было делать только с разрешения собственников заправок, многие из которых, понятное дело, всячески этому препятствовали. Мера актуальная, соглашаются эксперты, но для того чтобы исправить ситуацию, недостаточная: в целом по стране доля "бодяжного" бензина составляет около 30 процентов. Как показал недавний мониторинг, в Северной столице и Ленинградской области картина от общероссийской не сильно отличается.

Всего в Петербурге на сегодняшний день работают 489 АЗС, в соседней Ленобласти меньше - 272. В апреле из этого объема были выбраны 40 точек, которые и попали в пилотный проект по мониторингу качества содержимого бензоколонок. Проводила его Федерация автовладельцев России (ФАР), проверявшая как сетевые заправки, так и малые компании, имеющие одну-две локации.

Пробы отбирали двух видов: дизельное топливо (ДТ) и АИ-92, после чего их отправляли на испытания в аккредитованные лаборатории, а отчеты - в Росстандарт. Результат оказался вполне показательным: из 20 образцов АИ-92 требованиям не соответствовали 10 процентов, из такого же количества проб дизельного топлива проверку не прошли 35 процентов, а основными продавцами контрафакта оказались представители малого бизнеса. На первый взгляд, цифры не столь уж катастрофичные. Однако есть одно но.

- Одно дело, если бы такой итог мы получили при условии, что наши проверки были бы внезапными. Но когда о предстоящем мониторинге знал чуть ли не весь Санкт-Петербург... Это, я уверен, заслуживает очень серьезного внимания как со стороны властей и надзорных органов, так и со стороны самих нефтяных компаний, - подчеркивает руководитель ФАР Сергей Канаев.

Внезапность проверок, добавляют представители Росстандарта, действительно могла бы повысить эффективность мониторинга, так как с предупреждением, - а АЗС по закону надо уведомить за 1-3 дня - можно успеть исправить любую ситуацию.

- Но, как мы убедились, многие и этого не стали делать, - сетует руководитель Северо-Западного территориального управления ведомства Андрей Челышев.

Так, на ряде заправок были обнаружены образцы бензина, в составе которого массовая доля серы превышала норму в 70-90 раз. По словам специалистов, достаточно несколько раз залить такое топливо в бак, чтобы автомобиль, каким бы "всеядным" его не считал владелец, больше не сдвинулся с места. Однако речь идет не только о вреде самой машине и об уроне, наносимом экологии, но и о конкуренции на рынке.

Сомнительное дизельное топливо, сообщил президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин, стоит на 12-15 рублей дешевле, и для крупных компаний-перевозчиков и дальнобойщиков это очень существенная экономия.

- Вот и посчитайте, если у них потребление по два миллиона литров в месяц. Но интересно еще вот что: в зимний период на сетевых АЗС спрос на ДТ вырастает на те самые 30-35 процентов. Потребитель все понимает и не рискует заливать "разбодяженное" топливо, которое при 10-15 градусах мороза может просто замерзнуть. Встать с грузом посреди дороги никому не хочется.

По словам Ашихмина, основные источники контрафакта - это ворованное топливо (отбор из труб, слив с железнодорожного транспорта) и приобретение аналогов: к примеру, печного или судового. После все это разбавляется бензином 3-4 класса и поступает на АЗС. В сегодняшних условиях сделать такой "микс" несложно: часто заправки сами скрытно продают те самые аналоги.

- Рядом с низким качеством идет еще одна серьезная проблема: недолив. Там, где есть одно, стопроцентно будет и другое. То есть, мало того что заливают "бодягу", так еще и дороже выходит, - обращает внимание Канаев.

Эксперт полагает, что работать над ситуацией надо профилактически, вот только у государства для этого сейчас недостаточно ресурсов.

Например, в той же Белоруссии уже действует система электронного контроля отпуска топлива. Буквально в режиме онлайн можно отследить, в какой точке автомобиль заправлен и какой далее у него маршрут. Такой опыт был бы особенно полезен в случае с госконтрактами, отмечает Олег Ашихмин, потому что залив топлива за бюджетные деньги сейчас вообще никак не контролируется. Очень важным специалисты считают более активное участие и надзорных органов: ФАС, прокуратуры, Росстандарта.

Представители последнего, кстати, заверяют, что в ближайшее время в направлении контроля топлива будет сделан серьезный шаг - в России заработает система, позволяющая проследить весь путь топлива непосредственно от завода до бензобака.

- Кроме того, нами готовятся изменения в действующее федеральное законодательство о возможности проводить контрольные закупки на АЗС внезапно. Это тоже станет очень действенным инструментом, - уверен Челышев.

Сейчас к недобросовестным АЗС применяются оборотные штрафы в размере от 1 до 3 процентов, которые для небольших точек должны сделать продажу контрафакта невыгодной.

Что же касается пилотного проекта мониторинга, то его организаторы обещают, что он будет продолжен, ведь чтобы понять, как обстоят дела в целом, одной проверки мало. Вероятно, затронут они и другие регионы. А на основе того, что уже было сделано, планируют подготовить методические рекомендации, которые позволят общественникам отбирать пробы и оценивать качество бензина по всем правилам.

Кстати, за апрель 2018 года на недобросовестные АЗС было наложено штрафов на сумму 4 миллиона рублей, "средний чек" при этом составил 600 тысяч рублей. По итогам 2017 года доля контрафакта на рынке топлива составила 11 процентов против 20 процентов в 2015 году, приводят цифры в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении Росстандарта.

Просмотров 505
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования