Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Рост цен на бензин в России продолжит бить рекорды

Прайм
07 мая 2018/ 07:15

Резкое подорожание бензина на АЗС связано с увеличением оптовых цен, ростом акцизов, сокращением предложения и отсутствием реальной конкуренции, считают аналитики. По данным Московской топливной ассоциации, за апрель  средние цены на бензин АИ-92 на московских заправках выросли на 1,25 рубля - до 39,9 рубля за литр (рост составил 3,03%), литр топлива АИ-95 в среднем подорожал на 1,23 рубля - до 43,07 рубля (прибавка 2,86%). 

Отмечается, что половина роста цен на бензин в столичном регионе произошла за последние десять дней - с 23 апреля по 3 мая. За этот период литр АИ-92 подорожал на 69 копеек, АИ-95 - на 64 копеек. Розничные цены на бензин подняли все АЗС, как крупные вертикально-интегрированные компании-производители, так и владельцы небольших независимых сетей.

Тревожные сообщения о резком подорожании топлива приходят не только из Москвы. Буквально за месяц в Кузбассе цена на бензин поднималась трижды. Общий рост составил 70 копеек. Если в начале апреля АИ-92 стоил 37 рублей за литр, то сегодня его отпускают по 37,7 рубля. Повышение цен на топливо наблюдалось в 13 регионах страны, самый низкий показатель отмечен в Татарстане, где стоимость бензина и дизельного топлива поднялась на 1,1%. В Саратовской области топливо подорожало на 6,2%.

Ничего сверхъестественного

В подорожании топлива нет ничего сверхъестественного, считает главный редактор независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Артем Рахманкулов. По его словам, ситуация объяснима, поскольку розница растет вслед за оптовыми ценами. Закупочная стоимости бензина существенно выросла за последние два месяца. Если взять биржевой индекс Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) "Регуляр-92", то за последние два месяца (с 5 марта по 4 мая) он вырос почти на 9 тысяч рублей за тонну. Таким образом, розничные цены пытаются догнать оптовые, и этот рост только начинается, считает эксперт.

По словам Рахманкулова, в первую очередь, это происходит из-за масштабных ремонтов на НПЗ, которые начались этой весной (их пик пришелся на апрель).

Кроме того, рост обусловлен рекордным уровнем экспортного паритета. "Из-за  налогового маневра и сильного роста цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние пару месяцев, поставка топлива за рубеж с конца 2017 года стала давать очень высокую доходность относительно продажи на внутреннем рынке. Это оказывает дополнительную поддержку ценам на бензин и дизельное топливо", - говорит Рахманкулов.

С 2015 года в России начался налоговый маневр в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, которая имеет разные стратегические и тактические задачи. Среди основных – постепенное выравнивание ставки экспортной пошлины на нефть и темные нефтепродукты, а также снижение ставок акциза на светлые нефтепродукты. Налоговый маневр принимался для стимулирования увеличения глубины переработки сырья на российских НПЗ.

Налоговый маневр формировался, когда цены на нефть были высокими, соответственно и пошлина при тех обстоятельствах рассматривалась иной. Кроме того, изначально маневр предполагал снижение ставок акциза на светлые нефтепродукты, однако бюджету стали необходимы дополнительные поступления, из-за чего акцизы на топливо, напротив, повысили. В результате поставки топлива за рубеж стали привлекательнее, чем его реализация на внутреннем рынке.

Рост цен на бензин – это перманентный процесс, который продолжается в России уже 10 лет, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник. По его мнению, это обусловлено тем, что на рынке сложилась олигополия, и никакой реальной конкуренции нет. Попытки развивать биржевую составляющую торговли ни к чему не привели, считает аналитик.

По словам Пасечника, в России завершился выборный цикл, когда действовал негласный мораторий на повышение цен на топливо. Росстат до середины марта фиксировал, что цены на бензин "замерзли". Теперь нефтяники, по сути, добирают то, что не добрали в начале года.

Бензин продолжит дорожать

Скорее всего, рост цен на бензин продолжится. В частности, летом нас ждет очередное повышение акцизов, и это наложит дополнительную нагрузку на цены, считает Рахманкулов. С этим мнением согласен и Пасечник. Он не исключил, что и на следующий год запланирована индексация акцизов, поэтому все говорит о дальнейшем росте цен на бензин.

Повышение экспортных пошлин, которое возможно в этом году, не увеличит поставки топлива на внутренний рынок, считают аналитики.

Налоговый маневр привел к тому, что пошлина на светлые нефтепродукты низкая. По оценке Рахманкулова, изменение пошлины на светлые нефтепродукты ожидается на уровне 3-5 долларов, что снизит доходность экспортных поставок всего на 350 рублей за тонну. Если взять текущий экспортный паритет, то оптовая цена, по которой можно продать дизельное топливо за рубеж, превышает цену внутреннего рынка примерно на 2 тысячи рублей за тонну, а по бензину на 4 тысячи рублей. Таким образом, снижение доходности на 350 рублей – это очень незначительная сумма, поясняет Рахманкулов.

При этом он ожидает улучшения ситуации на оптовом рынке ближе к концу мая-началу июня. К этому периоду завершится значительная часть ремонтов на НПЗ, и предложение нефтепродуктов на рынке должно вырасти. "Хотя, конечно, с экономической точки зрения нефтяным компаниям выгоднее экспортировать нефтепродукты", - считает эксперт.

Рынку нужны оперативные меры

ФАС пытается что-то делать с резким ростом цены на топливо, но пока безрезультатно, отмечают аналитики. ФАС и Минэнерго уже подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж бензина и дизельного топлива на бирже. Согласно приказу, норматив предложено увеличить с 10% до 15% от производства бензина и с 5% до 7,5% от производства дизельного топлива.

По оценке Рахманкулова, пока эти меры остаются на уровне рассуждений. В Минюсте в середине апреля был зарегистрирован документ, согласно которому у нефтяных компаний не будет учитываться объем нефтепродуктов, проданных собственным или связанным с нефтяниками сбытовым структурам. В последние годы нефтяные компании, продавая определенные объемы нефтепродуктов на бирже, попутно продавали нефтепродукты своим сбытовым структурам, и эти объемы шли в общий зачет минимального объема продаж, поясняет Рахманкулов.

Новый приказ подразумевает, что объемы, которые выкупили сбытовые структуры, не будут учитываться. Однако, этого недостаточно, и рынок ждет увеличения нынешнего минимального норматива продаж бензина и дизельного топлива на бирже.

Цели властей – удержать рост цен в рамках инфляции, считает Пасечник. В прошлом году эта цель не была достигнута. "Низкая инфляция не означает, что цены на бензин должны превышать инфляцию в 3 раза. Нынешний скачок цен – очередной маяк для ФАС, которая должна глубже мониторить цены и принимать определенные решения", - считает аналитик. По его мнению, рычаги влияния у антимонопольной службы есть, но ФАС ими не пользуется.

Он напомнил, что оборотные штрафы налагались на отдельные региональные дочки, а никак не на вертикально-интегрированные нефтяные компании. А когда компании и ФАС приходили к мировым соглашениям, цены на заправках отступали на 10-15 копеек, а через месяц-другой начинали расти.

Как поддержать АЗС

Все аналитики согласны с тем, что независимые АЗС сейчас находятся в трудном положении- из-за роста оптовых цен на топливо рентабельность бизнеса минимальна.

Чтобы исправить ситуацию власти придумывают порой странные меры поддержки автозаправок. К таким можно, к примеру, отнести проект федерального закона об отмене запрета на продажу слабоалкогольных напитков на АЗС. Комментируя законопроект, Рахманкулов сказал, что эта мера, возможно, поможет автозаправкам, однако неизвестно, как быстро примут этот закон и примут ли его вообще.

"Проблемы существуют здесь и сейчас, а законы, как и приказ об увеличении минимального норматива продажи топлива на бирже, пока не приняты. Рынку скорее нужны какие-то оперативные меры, которых пока не видно", - сказал Рахманкулов.

По словам Пасечника, в этом году цены на топливо уже обогнали инфляцию, и регуляторам впору обратить на это внимание. За рецидив картелей предусмотрено наказание вплоть до уголовного, и ФАС должна пользоваться этими рычагами. Продажу слабоалкогольных напитков на АЗС он считает неэффективной.

Просмотров 1899
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

30.04.2019
Томские ученые разработали АПК для дистанционной разведки месторождений в Арктике

01.05.2019 Константин Каприелов, 65

Наличие углеводородных газов фиксируемых рекламируемым Программно-Аппаратным Комплексом, не свидетельствует на прямую о наличии залежей, т.к. эти газы могут просто свидетельствовать о наличии углеводородов не обязательно в залежах.
Залежи, когда они реально существуют, всё равно необходимо оконтуривать, определить мощность вмещающего углеводороды пласта и глубины его залегания. Этой задачи рекламируемый комплекс не решает.
И - ГЛАВНОЕ! Основные затраты в нефтегазодобыче приходятся на обустройство: бурение скважин, строительство промысловых установок и трубопроводов, а вовсе не на геологоразведку.

22.04.2019
Роман Самсонов: Работа министерств с экспертами позволит избежать непродуманных решений

22.04.2019 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

"...президент Союза Нефтегазопромышленников Генадий Шмаль, он является одим из инициаторов создания экспертного совета при руководстве отрасли, отметив особую роль прямого контакта экспертного сообщества с официальным руководством." Какой отрасли руководство и какими конкретно должностными лицами это руководство представлено?

28.11.2012
Игорь Жерж назначен генеральным директором ООО "РН-Юганскнефтегаз"

20.04.2019 Юкилевич Олег Валерьевич 50 лет

Игорь поздравляю! Твоя мечта сбылась. Привет из далёкого 1989 года г.Кировакан от Олега Юкилевич Ростов на Дону!

17.07.2017
Василий Богоявленский: О предсказании мест появления новых воронок на Ямале говорить еще рано

08.04.2019 Paul Che

В своё время, начиная ещё с далёкого-предалёкого детства и вплоть до поступления в ВУЗ, с некоторыми продолжительными перерывами, я жил на Крайнем Севере и потому очень хорошо наслышан о подобных происшествиях ещё с тех далёких пор.
— Такие выбросы случались там всегда, сопровождаясь красивейшими огненными всплесками с цветовыми переливами, запоминающимися на всю жизнь. Конечно лишь тем, кому посчастливилось улицезреть это чудо.
Кроме того, ваш покорный слуга является первооткрывателем так называемого «Клатратного Анабиоза», то есть разбирается в клатратной теме.
— Именно поэтому-то, ещё задолго до обнаружения в 2014 году воронки на Ямале я ПЕРВЫМ выдвинул идею о метановой подоплёке всех подобных явлений. О которых был наслышан от непосредственных очевидцев таких же точно непередаваемых по красоте тундровых «шоу».
Кстати, также первым из всех исследователей я объяснил и загадочную гибель целых стай птиц прям в воздухе, массовый падёж рыбы в водоёмах, и непонятное никому выбрасывание морских млекопитающих (китов, дельфинов и др.) на берег.
— И эти природные трагедии также связаны с выбросом различных природных газов, в том числе даже и водорода.
Смотрите — «СКРЫТАЯ УГРОЗА: НА КРАЮ БЕЗДНЫ» :
https://www.proza.ru/2013/01/20/1602

04.04.2019
Нижневартовские старшеклассники разработали проекты развития производственных предприятий СИБУРа

04.04.2019 Олег Сергеевич Кадькало 37

Ребята-участники, молодцы! Чемпионат СИБУРа- классное мероприятие, участвовать однозначно стоит - это хороший карьерный пинок и способ познакомиться с интересными людьми. Отмечу, что решение тестов кейсов - это непростое дело. Если вы их ранее не решали, надо готовиться. Порекомендую ресурс hrlider - посмотрите обязательно

03.04.2019
Россия увеличила в 2018 году поставки нефти в Турцию

04.04.2019 Сидоров Иван Петрович, 55

Турки приняли единственно верное решение - строить атомную станцию с Россией. Ничто так не "роднит" страны и обязывает к большему сотрудничеству, как заключение столь долгоиграющего контракта

03.04.2019
Нефтяники и правительство не смогли зафиксировать цены на топливо

03.04.2019 Климов Александр Петрович 66 лет

В документе фигурируют Минфин,Минэнерго,Фас и нефтяники,а где народ Или настоящий владелец природных богатств не причом.Дума и правительство далеко от нужд народа и живет своею жизнью,а народ это то на чем можно делать деньги.

19.03.2019
НОВАТЭК может отказаться от танкеров верфи «Звезда»

26.03.2019 Лященко Аркадий Евгеньевич

Насколько я понимаю, все 26 СПГ танкеров и 2 танкера для перевозки газового конденсата поименно указаны в распоряжении Правительства. Из них только 15 газовозов имеют ледовый класс Arc7. Для обслуживания строящегося второго завода Арктик СПГ-2 Новатэку понадобится еще 15 таких газовозов, которые и планируется построить на судоверфи "Звезда". Размещение заказов на этой российской судоверфи предусматривает, что эти газовозы будут работать под российским флагом. Кроме того, из 26 поименованных в распоряжении Правительства газовозов,только один принадлежит российской судоходной компании, остальные иностранным. Разумеется на иностранных газовозах работают иностранные моряки.
Акционерами Новатэка являются иностранные компании. В итоге о каком развитии
Северного морского пути Россией идет речь? СПГ вывозится полностью за пределы РФ частной компанией с иностранными акционерами в том числе, вывозится иностранными газовозами с иностранными экипажами, постройка судов осуществляется иностранными судовладельцами на иностранных верфях.

21.03.2019
В Югре отмечают день рождения мегионской нефти

23.03.2019 Слободина Наталья Александровна

Я в 1979 году проходила преддипломную практику в Геофизическом предприятии г. Нижневартовска. А в 1980 году приехала с мужем работать по распределению в г. Сургут. Больше
30 лет мы работали на Севере. С большой радостью хочу поблагодарить всех Нефтяников Севера, за их мужество, смелость и самоотверженность. Будьте здоровы!

11.01.2019
"ЛУКОЙЛ-Азербайджан" возглавил Айдар Абдуллин

18.03.2019 Гасанов Мехман Али оглы

Я вас приветствую и поздравляю что вы стали Директором ЗАО ЛУКОЙЛ-АЗЕРБАЙДЖАН.Благодарю за качественный продукцию,не смотря что сам я живу в России часто приходится ездить в Баку.Хорошо что есть в Баку ЛУКОЙЛ.В России и в Азербайджане заправится одним же топливом,здорова.Еще раз благодарю и поздравляю .Кстати брат родной работает в Баку на АЗС ЛУКОЙЛ.

Индекс цитирования