Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтепродукты расходятся по руслам

Коммерсант
12 апреля/ 09:39

В ведомствах активизировалась разработка транспортно-экономического баланса, который позволит распределить грузопотоки между различными видами транспорта. К интенсификации работы над балансом ведомства подтолкнули два фактора — системное падение грузооборота на реке в навигацию, обострившееся после введения в 2017 году ОАО РЖД конкурирующих скидок, и подготовка к либерализации тарифов на прокачку светлых нефтепродуктов по трубе.

Течет река мимо

Системные проблемы российского транспортного сектора, в частности уход нефтепродуктов с железной дороги на трубопроводный транспорт и упадок речного судоходства, в этом году подтолкнули государство к очередной попытке оптимизировать распределение грузопотоков между различными видами транспорта. Хотя проблемам этим много лет, резонанс вокруг необходимости "расписать" грузопотоки, в первую очередь по нефтеналивным грузам, усилился из-за ряда факторов.

Первый — это перемещение речного транспорта в фокус внимания властей. 15 января 2016 года состоялось заседание президиума Госсовета РФ по проблемам внутреннего водного транспорта, по итогам которого была дана масса поручений, связанных со стимулированием речных перевозок.

Так, для снятия лимитов на Единой глубоководной системе европейской части РФ было постановлено профинансировать строительство Нижегородского и Багаевского гидроузлов, обеспечить господдержку строительства гражданских судов и т. д. В частности, было поручено рассмотреть вопрос о возможности повышения в период навигации стоимости перевозки навалочных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка таких грузов может осуществляться внутренним водным транспортом (нефтяные грузы в этот список не вошли).

Но параллельно за возврат нефтяных грузов стало бороться ОАО РЖД. Вопреки прогнозам первой половины 2017 года, ОАО РЖД удалось окончить год с крайне скромными потерями по наливным грузам. Погрузка упала на 0,2% год к году, до 235,5 млн тонн. Как рассказывал в октябре 2017 года директор ОАО РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило, даже при текущих тарифных условиях при оценочном оттоке нефтяных грузов с железной дороги примерно в 8 млн тонн в 2018 году удастся дополнительно привлечь 5,5 млн тонн за счет точечной работы с нефтяными компаниями.

Возврат в цистерну

В рамках кампании за возвращение нефтяных грузов ОАО РЖД решило предоставить с января 2017 года скидки к тарифам на экспортные перевозки мазута и дизтоплива в размере 25% на период с 1 февраля по 30 ноября со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги в направлении портов юга России. Введение этой скидки послужило причиной падения грузовой базы речного флота на 1 млн тонн. При этом ОАО РЖД, несмотря на возражение речников, продлило скидки на 2018 год и ввело аналогичные льготы для перевозок нефти с НПЗ Самары и Уфы. По оценкам Российской палаты судоходства, в 2018 году совокупное сокращение перевозок по реке составит порядка 50% от годового объема всех речных перевозок танкерным флотом.

Отвечая на жалобы речников, Минтранс в декабре поставил вопрос об отмене скидок на направлениях, конкурирующих с рекой. А на съезде РСПП 14 февраля владелец UCL Holding Владимир Лисин привлек к проблеме скидок внимание Владимира Путина. В контексте решений президиума Госсовета, говорил он, принимаются обширные меры господдержки, но на фоне этого ОАО РЖД дает скидку в сезон навигации. Отобрав $2 млрд у речного флота, оно получило лишь 600 млн руб. прибыли, подчеркнул господин Лисин.

Но перспективу отмены скидок ОАО РЖД приветствовали отнюдь не все участники отрасли. Как следует из презентации совладельца "Нефтетранссервиса" (НТС) Алексея Лихтенфельда, статистика объемов перевозок нефтепродуктов в период навигации с НПЗ показывает их отток и с реки, и с железной дороги: с водных путей с 2015 года ушло 508 тыс. тонн, или 7,7%, грузов, с железной дороги — 10,3 млн тонн (14%). По мнению главы НТС, скидки вводятся ОАО РЖД по запросам клиентов с учетом их потребностей, а не для создания некомфортных условий для других видов транспорта. "Инициатива по ограничению возможностей ОАО РЖД в гибком регулировании направлена на создание условий нечестной конкуренции и преследует одну цель: повышение прибыльности операторов речных перевозок, окупаемости ими инвестиций в минимальные сроки за счет повышения цен грузоотправителям",— резюмирует он в своей презентации.

Всем труба

Вторая причина обострения дискуссии вокруг распределения грузопотоков — просьба "Транснефти" и намерение ФАС либерализовать цены на услуги по транспортировке светлых нефтепродуктов трубопроводным транспортом (сейчас тариф трубы привязан к железнодорожному, составляя 0,7 от него). Руководитель ФАС Игорь Артемьев еще в декабре 2016 года заявлял о целесообразности такой либерализации в обращении к премьеру Дмитрию Медведеву.

В развитие этой позиции в декабре 2017 года он писал вице-премьеру Аркадию Дворковичу, что в ходе совещаний участники рынка "отметили правильность выводов ФАС" о конкуренции между железнодорожным и трубопроводным транспортом на рынке услуг по перевозке светлых нефтепродуктов на внутренний рынок, где доля ОАО РЖД превышает 70%, "Транснефти" — не достигает и 13%. В 2018 году, уведомил господин Артемьев, ФАС планирует изменить метод государственного ценового регулирования услуг по транспортировке светлых нефтепродуктов трубопроводным транспортом на контроль цен. Идея дерегулирования цен на перевозку светлых нефтепродуктов не встретила понимания у ОАО РЖД. В монополии отметили, что в результате железнодорожный транспорт утратит ряд преимуществ, так как продолжит работу в условиях госрегулирования. "В условиях дерегулирования тарифов на трубопроводном транспорте ОАО РЖД считает возможным поставить вопрос о дерегулировании тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом" — такое мнение ОАО РЖД зафиксировано в протоколе заседания Совета потребителей услуг монополии по этому вопросу.

Идет баланс — качается

Ответом на "перетягивание" нефтепродуктов различными видами транспорта должен стать транспортно-экономический баланс (ТЭБ) — план разделения грузопотоков между железнодорожным, трубопроводным, автомобильным и внутренним водным транспортом. О необходимости его разработки еще в 2016 году заговорили железнодорожные операторы, в январе 2017 года идею поддержало ОАО РЖД. Сейчас формируется техзадание (ТЗ) на его формирование. В феврале Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минэкономики и ФАС ускорить работу над балансом, предписав доложить о выполнении до 10 октября.

Проект ТЗ на ТЭБ на 12 марта представлял собой набор статистических и аналитических работ, в том числе обкатку ТЭБ на пилотном полигоне. Также в него был включен ряд задач, обычно зарезервированных за органами власти, например выработка предложений по стимулированию (в том числе через меры тарифного характера и субсидии) обеспечения, формирования и поддержания рационального распределения грузопотоков между видами транспорта.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин в своем заключении на проект ТЗ отмечает, в частности, что тарифная политика "Транснефти" регулируется ФАС: "Следовательно, проведение системной согласованной тарифной политики является первостепенной задачей регулятора, однако на протяжении последних двух лет с его стороны не разработаны стратегические документы по проведению такой политики".

Господин Иванкин отмечает, что снижение объемов перевозок грузов с использованием водного транспорта происходит не только за счет создания тарифных преференций другим видам транспорта, но и за счет объективных и субъективных факторов. "К ним, в частности, относятся недоинвестирование в содержание и развитие внутренних водных путей, а также значительное их обмеление",— замечает он. Эксперт также полагает, что "если водный транспорт сегодня непривлекателен для инвестора, но требует значительных инвестиций в развитие недофинансированной инфраструктуры, то задача правительства РФ — разработать инструменты такого стимулирования без использования жесткого администрирования грузопотоков".

По мнению замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, наличие транспортного баланса является эффективным инструментом реализации госполитики по распределению транспортной работы между видами транспорта. Особую актуальность он имеет в настоящее время, так как развитие трубопроводного транспорта оттягивает грузы с железнодорожного и водного транспорта, лишая их не только доходной базы, но и источников инвестиций в свое развитие. В то же время, добавляет эксперт, пока не очень понятно, какими инструментами государственные регуляторы, выполняя задачи по сохранению конкуренции в транспортной сфере, в то же время собираются ограничить переход грузов между видами транспорта.

Просмотров 1558
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования