Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Газпром и Нафтогаз обсуждают условия поставок газа в Европу через Украину после 2019 года

Ведомости
11 апреля/ 10:43

«Газпром» и НАК «Нафтогаз» приступили к обсуждению условий нового контракта о транзите газа через территорию Украины в Европу. Об этом «Ведомостям» сообщили два человека, близкие к сторонам переговоров. Причем речь идет не о пересмотре условий действующего до конца 2019 г. контракта, а о новом – с 2020 г., говорят собеседники «Ведомостей». Вопрос о продолжении транзита после 2019 г. поднимался несколько недель назад, во время встречи представителей обеих компаний, знает собеседник близкий к «Нафтогазу». «Контакты по периоду после 2019 г. начали», – подтверждает другой собеседник «Ведомостей». Какие условия транзита обсуждаются, собеседники уточнять не стали. Переговоры находятся в самой ранней стадии, следует из слов одного из них. «Мы задали [«Газпрому»] вопрос, что [в их понимании] значит «привлекательные коммерческие условия», - говорит собеседник близкий к НАК. Но российская сторона пока не дала четкого ответа, добавляет он.

О чем спор

Между «Газпромом» и «Нафтогазом» действуют два контракта - о поставках газа на Украину и о транзите сырья через ее территорию в Европу. Оба были подписаны 19 января 2009 г. и действуют до конца 2019 г.

2 марта «Газпром» сообщил, что намерен досрочно расторгнуть соглашение, о чем уведомил «Нафтогаз».

Дело в том, что за время действия контрактов ни «Нафтогаз», ни «Газпром» свои обязательства ни разу не выполнили. Украина не выкупала обязательные по условию «бери или плати» 41,6 млрд куб. м газа в год. «Газпром» ни разу не прокачал по такому же условию прописанные в контракте 110 млрд куб. м газа в год.

С середины 2014 г. взаимные претензии сторон по обоим контрактам были предметом разбирательств в Стокгольмском арбитраже. В декабре 2017 г. арбитры вынесли решение по прямым поставкам, снизив обязательства «Нафтогаза» более чем в 10 раз. 28 февраля был вынесен вердикт по контракту о транзите. Обязательства по транзиту газа «Газпромом» арбитры менять не стали и оставили в силе в полном объеме вплоть до конца 2019 г. По сумме решений «Газпром» обязан выплатить «Нафтогазу» компенсацию в размере $2,56 млрд за прошлые годы и оплатить стоимость транзита за 2018-2019 гг. на сумму около $4,7 млрд.

Украинская компания не демонстрировала желания что-либо менять. «Арбитраж [если дойдет до расторжения контрактов через Стокгольм] будет длиться годы, – говорил главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. «Ничего не произойдет, контракт будет действовать до конца 2019 г.» , – добавлял он.

О чем будут договариваться

«Газпром» был возмущен вердиктом арбитров и объявил о намерении расторгнуть оба контракта. Соответствующее уведомление было направлено «Нафтогазу» в начале марта.

Объемы транзита по «украинскому маршруту» и его стоимость – одна из основных причин конфликта между компаниями. Летом 2015 г. сомнение вызывал сам факт продления контракта после 2019 г. Новый не будет заключен ни при каких обстоятельствах, даже если Луна станет Солнцем, говорил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. «Газпром» обязательно проведет переговоры о его продлении, уточнял тогда Миллер, но проблема в том, что Украина предлагает неприемлемые условия. Среди прочего, «Нафтогаз» настаивал на увеличении транзитной платы почти в два раза (с $2,7 до $5 за 1000 куб. м на 100 км).

Однако с 2014 г. конъюнктура европейского рынка газ значительно изменилась. Падение собственной добычи в Европе позволило «Газпрому» существенно увеличить поставки. В 2017 г. экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье достиг рекорда – 194,4 млрд куб м. (почти на 50 млрд куб. м больше чем в 2014 г.). Доля российской компании на европейском рынке составила 35%. И «Газпром» считает, что это не предел.

Почти половина поставок – около 93 млрд куб. м газа пришлось на украинский маршрут. Даже строительство двух новых экспортных газопроводов – «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не позволит столько экспортировать без продления транзитного контракта с Украиной. И не важно оперировать в этом смысле суммарной проектной мощностью «Северного потока-2» и «Турецкого потока» (86,5 млрд куб. м) или пиковыми возможностями физических суточных поставок. Кроме того, декабрьская авария на хабе в Баумгартене еще раз подтвердила необходимость иметь резервные экспортные мощности.

Без Украины не обойтись

После завершения строительства новых труб в конце 2019 г. таким резервом «Газпром» видит именно украинский транзит. Регулярные поставки по этому маршруту могут снизиться почти в 10 раз – до 10-15 млрд куб. м газа в год, говорил в начале апреля Миллер. «Российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объемах», – заявил он 10 апреля. Кроме того, стоимость транспортировки газа через «Северный поток-2» будет как минимум на треть ниже по сравнению с украинским маршрутом, сообщал «Газпром».

Украина в свою очередь заинтересована в том, чтобы сохранить транзит газа через свою территорию в максимально возможном объеме. Целью строительства обходных газопроводов, в первую очередь «Северного потока-2», в интервью немецкому Handelsblatt президент Украины Петр Порошенко называл «введение экономической и энергетической блокады Украины». В первую очередь речь идет о потере платы за транзит. По соглашению 2009 г. она составляла $2,35 млрд за 110 млрд куб. м.

На протяжении нескольких лет позицию «Нафтогаза» в спорах с «Газпромом» активно поддерживают Польша и страны Прибалтики. О необходимости сохранения украинского транзита в «достаточном» объеме неоднократно заявляли представители Еврокомиссии. 10 апреля о необходимости сохранить транзит газа через Украину впервые публично заявила канцлер Германии Ангела Меркель. «Я четко дала понять, что проект «Северный поток-2» не может быть реализован без ясности в отношении будущей транзитной роли Украины», – сказала Меркель на совместной с Порошенко пресс-конференции в Берлине. «Ясно, что это не только экономический вопрос, но есть также политические соображения», – цитирует ее слова Reuters. Ранее позиция официальной Германии заключалась в том, что строительство нового трансбалтийского трубопровода - исключительно коммерческий проект.

«Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита», – парировал Миллер вчера, 11 апреля.

Просмотров 1399
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования