Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Как Россия оставит Украину без транзита газа

РИА Новости
05 апреля/ 10:05

"Северный поток-2" и "Турецкий поток" лишат газотранспортную систему Украины работы. "Газпром" готов сохранить не более 15 процентов нынешних объемов транзита голубого топлива. Почему это не спасет украинскую трубу — в материале РИА Новости.

Ожидание перемен

Транзит российского газа в страны Евросоюза через территорию Украины продолжится и после ввода в эксплуатацию газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток-2". Однако в значительно меньших объемах — 10-15 миллиардов кубометров в год. С таким заявлением выступил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в эфире Первого канала.

"Есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы, и, без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что эти объемы, которые будут, без сомнения, менее значительные", — пояснил он.

В 2017-м транзит российского газа через Украину почти достиг 94 миллиардов кубометров. Это абсолютный рекорд за последние восемь лет. Киев рассчитывал, что в перспективе поставки топлива европейским потребителям по ГТС превысят 110 миллиардов кубов.

Это крайне важно для украинской экономики. В прошлом году "Газпром" заплатил за транзит около трех миллиардов долларов. Если сотрудничество с Россией в газовой сфере будет свернуто, в бюджете Украины образуется еще одна брешь, заполнить которую просто невозможно.

Соло на трубе

Сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в беседе с РИА Новости напомнил, что сокращение транзита газа через Украину в Европу с 2020 года, когда истечет срок действия старых контрактов, давно запланировано "Газпромом". Еще в 2016-м российская компания объявила о программе оптимизации затрат. В частности, предусмотрена ликвидация почти четырех тысяч километров сухопутных газопроводов после ввода в эксплуатацию "Северного потока-2".

Решение снизить объемы украинского транзита основано на экономической целесообразности. Себестоимость доставки газа в Евросоюз напрямую через Балтику в 1,6 раза ниже, чем через Украину.

Дело не только в том, что морской маршрут короче и не обременен посредниками. ГТС Украины создавалась четыре десятилетия назад, поясняет Марунич. Главный актив — три магистральных газопровода, построенных во времена СССР: "Союз", "Братство" и Трансбалканский. Общая протяженность на украинской территории почти 3,7 тысячи километров.

Сейчас при строительстве газотранспортной инфраструктуры применяются качественно новые технологические решения. Это позволяет существенно снизить издержки на перекачку топлива. Уже по этой причине украинская труба не способна конкурировать с "Турецким потоком" и "Северным потоком-2".

Тем не менее "Газпром" объективно заинтересован в сохранении украинского маршрута. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, только через Украину можно поставлять газ в Молдавию и Приднестровье. Подключать их к "Турецкому потоку" не планируется.

Украинская труба может понадобиться и в период пиковых нагрузок. Сезонный спрос на газ повышается не только зимой, но и летом, когда из-за жары возрастает потребление электричества, и расход топлива на электростанциях увеличивается.

Способность оперативно удовлетворять заявки партнеров, причем практически в неограниченном объеме, по словам Симонова, всегда будет главным преимуществом "Газпрома".

Объемы имеют значение

Будущее транзита российского газа через территорию Украины зависит не только от политической воли сторон, но и от объемов поставок. Содержание ГТС, ее текущий ремонт и модернизация требуют немалых денег.

Марунич говорит, что амортизационный износ украинских газопроводов превышает 50 процентов. В свое время проводилась оценка потребностей ГТС в инвестициях. В ценах 2012-2013 годов насчитали порядка 5,8 миллиарда долларов.

Заявленный Миллером объем транзита в 10-15 миллиардов кубометров газа в год, оплаченный по действующим тарифам, не обеспечит украинской трубе даже минимальный уровень рентабельности. Для Киева было бы оптимально, чтобы "Газпром" сохранил поставки на уровне 50-60 миллиардов кубов.

Минимальная загрузка ГТС Украины, по оценке Симонова, — 25 миллиардов кубометров. Тогда оплата транзита хотя бы покроет производственные издержки.

Возможно, "Нафтогаз" потребует повышения тарифов на прокачку топлива. Эксперты не исключают, что предложенные украинской стороной условия окажутся неприемлемыми. В таком случае ГТС определенно останется без российского газа. Один из способов решения проблемы — перенос точки продажи топлива европейским покупателям с западной границы страны на восточную. В этом варианте издержки за транзит возьмут на себя партнеры из ЕС, с которыми Киеву договориться проще.

Идея не нова. Несколько лет назад с ней выступал "Газпром". Но европейские энергокомпании категорически не желают рассматривать это предложение, подчеркивая, что транзитные риски заложены в высоких ценах на газ. Пока не ясно, как "Нафтогаз" намеревается спасать ГТС, когда российский транзит сократится до символических значений.

Украина к такому повороту совершенно не готова, хотя и понимает, что это вполне возможно, признает Марунич.

Просмотров 708
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

11.09.2018
Максим Недзвецкий назначен гендиректором ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

11.09.2018 Иванов Иван Иванович , 30 лет

Успехов Максим Юрьевич! Может хоть с вашим приходом что-то изменится в институте в лучшую сторону.

06.09.2018
"Сахалин-1" продолжает рассматривать разные варианты монетизации газа проекта

08.09.2018 Акиэ Като, 65 лет

Надо быстрее уже решать. Нам на Сахалине необходимы новые проекты.

31.08.2018
В столице Самотлора прочли послание комсомольцев XX века

06.09.2018 Капитула Анатолий Владимирович

Я тоже приехал в Нижневартовск в 1982 году с женой и двумя детьми. Прожил там до 2008 года. Прошел и Самотлор, и Белорусский, и разные дальние месторождения. Всяко бывало. Думаю, однако, что те комсомольцы, которые писали и закапывали капсулу, были бы крайне удивлены тому, что творится в нашей стране и на какие блага сейчас идут средства, получаемые от добычи нефти....

31.08.2018
Ян Гильманов: В жизни всегда есть место развитию

05.09.2018 Фрязинова Надежда Ирековна

Брат, ты большой молодец! Гордимся тобой.

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

03.09.2018 Тимиргазин Артур Фанзилович 28 лет

Выплат как не было так и нет. Обещали в июне 2018 начнутся выплаты. Что можете сказать по этому поводу???

29.08.2018
В Ноябрьске и Муравленко при поддержке "Газпром нефти" прошел фестиваль "Стенограффия"

31.08.2018 Таня

У меня племянница впервые приехала в Муравленко и была потрясена, она уехала-то совсем маленькой, когда еще фестиваль не проводился. Говорит, стало красивенно в городе. Отличный фестиваль.

17.08.2018
Наталья Комарова: В Югре важны инвестпроекты для использования электроэнергии в других качествах

28.08.2018 Гурский Сергей Анатольевич 46

Энергетика нужна всегда и не только на Югре, не думаю что есть какие то проблемы с загруженностью мощностей. Потребление электроэнергии постоянно растёт и станции придётся строить. В Югре это удобно благодаря близости к месторождениям и недорогому газу. Думаю что быть энергетическим центром совсем неплохо, но и развивать свои производства тоже нужно, та же нефтехимия например. Но строить новые мощные станции как Няганская нужно, это оправдается.

16.08.2018
АссоНефть призывает правительство убрать барьеры в налоговом маневре

16.08.2018 Максим

Чтобы получить свидетельство переработчика нефтяного сырья, дающее право на возвратный акциз, надо в один из прошлых трёх кварталов до даты подачи заявления произвести и реализовать на внутренний рынок 5000 тонн автобензина или нафты (если она ушла переработчикам).
А в дальнейшем чтобы получать акциз уже имея свидетельство надо чтобы бензин в балансе НПЗ был не меньше 10% от перерабатываемого нефтяного сырья.
Условия в 600 тыс.тонн и 60 млрд инвестиций нужны НПЗ, которые не укладываются в норму 10% автобензина.

19.06.2018
Константин Симонов: Государство не заинтересовано в развитии малых нефтяных компаний

06.08.2018 Александр Хуршудов

Сергею Ветчинину. Я с удовольствием с Вами соглашусь, если Вы приведете мне хоть один пример, когда малое предприятие благополучно закончило разработку месторождения, достигло проектного КИН и сдало лицензию государству. Мне не приходилось встречать таких, но может быть, Вам повезло больше?

01.08.2018
"Самотлорнефтегаз" очистит с помощью новой технологии около 150 км трубопроводов

06.08.2018 Александр Хуршудов

Все это хорошо, но не надо сильно претендовать на новизну. Насколько я помню в 80-х годах подобная очистка уже широко производилась, например, на водопроводных трубах в Германии....

Индекс цитирования