Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефть и газ могут стать ключом к разрешению каспийского спора

Вестник Кавказа
20 марта/ 12:00

В конце марта ожидается визит в Баку президента Ирана Хасана Рухани, в ходе которого запланировано подписание восьми соглашений, включая документ по сотрудничеству в нефтяном секторе на Каспии. Как заявил замминистра нефти Ирана Амир Хоссейн Заманиния, Баку и Тегеран обсуждают проект соглашения по разработке нефтяных блоков на Каспии, в частности Араз-Алов-Шарг. Его разработка заморожена до достижения соглашения о статусе Каспия между Азербайджаном и Ираном.

Практически одновременно в Москве, выступая на форуме «Россия – страна возможностей», глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров напомнил: "В декабре мы собирали в Москве министров иностранных дел каспийских стран – России, Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана. Согласовали на нашем уровне все статьи этой Конвенции. Сейчас текст полностью согласован. Идет сверка текстов на языках каждой страны-участницы, выверяется английский текст, чтобы он был общим с учетом того, что пять стран, включая Иран, участвуют в этой Конвенции. Уверен, что она будет подписана. Стучу по дереву, но пока не видим никаких препятствий. Уже не первый год мы думаем о том, чтобы вопросы экономического сотрудничества на Каспии объединить в общую повестку дня и сформировать в идеале Организацию каспийского экономического сотрудничества. Но в качестве первого шага, если не все будут сразу к этому готовы, создать механизм ежегодных встреч по торгово-экономическому сотрудничеству".

Между тем, как пишет британское издание bne IntelliNews с материале «Will convention on Caspian unlock oil and gas exploration scope?», еще в прошлом году заявление Сергея Лаврова о том, что вопрос правового статуса Каспия вскоре будет разрешен, вызвало в нефтегазовом секторе надежду на то, что существующие пограничные споры в южной части Каспия будут окончательно урегулированы. Резолюция позволит устранить основные препятствия для инвестиций в нефть и газ в регионе, на который приходится около 20% лицензированных и нелицензированных блоков Каспийского моря. Однако даже если Конвенция будет подписана в 2018 году, прикаспийским государствам все равно придется решать вопрос границ в рамках двусторонних переговоров.

Аналитики bne IntelliNews считают, что в 2018 году разрешение пограничного спора между Азербайджаном и Туркменистаном наиболее реалистично. Если эти страны достигнут соглашения, то наконец-то начнется разработка нефтяного и газового месторождения Сердар/Кяпаз. Его прибыльность может привести к замораживанию проектов в приграничных районах Азербайджана и Туркменистана, расположенных рядом с Ираном. Из-за азербайджанско-туркменского соглашения Иран окажется в ситуации, когда любой компромисс будет невозможен без уступок с его стороны. Без полной демаркации Каспия развитие газовых и нефтяных месторождений в южной части региона представляется мало реалистичным.

Хотя неравномерное распределение углеводородных богатств Каспия является основной причиной существующих споров, нефтегазовые ресурсы также могут стать ключом к их разрешению. Например, в 2001 году Иран отправил военные катера к месторождению Алов, чтобы не дать Азербайджану разрабатывать это оспариваемое месторождение. В то же время Россия была заинтересована в заключении сделки с Баку из-за не разрабатываемых нефтяных ресурсов. Но когда Москва увидела потенциальные экономические выгоды от участия российских компаний в совместной разработке и от потенциальных доходов от транзита, Россия изменила свою позицию. Россия и Казахстан также проводят совместную разработку месторождений. Двусторонние соглашения были впоследствии объединены в трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, которое способствовало успешной добыче нефтегазовых ресурсов в северной части Каспия.

Позиция Ирана идет вразрез с позициями других прикаспийских государств. Если подход Тегерана не изменится, прогресс в южной части может быть достигнут только при разрешении спора между Туркменистаном и Азербайджаном. Хотя для заключения сделки с Азербайджаном Туркменистану, скорее всего, придется отказаться от некоторых территориальных претензий, соглашение между странами позволит начать разработку нефтяного и газового месторождения Сердар/Кяпаз. Его разработка достаточно дорогостоящая, но крупные запасы нефти могут принести большой доход в будущем.

Разрешение спора с Азербайджаном также улучшит перспективы реализации проекта Транскаспийского газопровода (ТГК), по которому туркменские энергоресурсы будут экспортироваться на Запад. Правительство Туркменистана крайне заинтересовано в строительстве ТКГ, поэтому вполне вероятно, что оно будет готово пойти на компромисс. Независимо от того, будет ли подписана Конвенция или нет, экономическая выгода от ТГК сомнительна. Существующая и планируемая инфраструктура Южного газового коридора не сможет экспортировать значительные объемы туркменского газа без дальнейшего расширения. Более того, неясно, заинтересована ли Европа в импорте значительных объемов газа из Туркменистана.

В отличие от Туркменистана, Иран меньше задумывается о финансовых выгодах от разграничения Каспия. В иранском нефтегазовом секторе Каспию отводится не самая существенная роль. Более того, поскольку Иран потеряет больше всего, согласившись на подход срединной линии, согласно которому в лучшем случае страна получит лишь 13% Каспия вместо 20% желаемых, у Тегерана мало причин идти на уступки.

В то же время, если сделка между Азербайджаном и Туркменистаном будет заключена, Иран останется в изоляции. Это положит конец надеждам на нахождение многостороннего решения с участием всех прикаспийских государств.

Просмотров 876
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования