$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Создание ледокольного флота позволит экспортировать российский СПГ в любую точку мира

Прайм
05 марта 2018/ 10:31

Терминал Gate в порту Роттердама становится лидером в Европе по перевалке российского СПГ. В понедельник танкер "Кристоф де Маржери" доставит на терминал в Нидерландах пятую партию сжиженного газа, отгруженную в рамках проекта "Ямал СПГ". Gate может стать основным хабом (распределительным центром) для российского СПГ в зимний период, когда поставки по Северному морскому пути невозможны. Создание ледокольного флота позволит экспортировать российский СПГ с Ямала в любой регион мира круглый год без перевалки на европейских терминалах и минуя посредников.

В Азию через европейские терминалы

Экспорт российского СПГ c Ямала зимой возможен только через терминалы Северо-Западной Европы, где происходит перевалка сжиженного газа с танкеров ледового класса на обычные танкеры, которые доставляют груз на другие более доходные рынки. С момента пуска в эксплуатацию первой очереди проекта "Ямал СПГ" мощностью 5,5 млн т/г в декабре 2017 года были отгружены 14 танкерных партий объемом свыше 1 млн тонн.

Вторым крупнейшим терминалом после Gate является принадлежащий Engie Montoir на западном побережье Франции, куда было доставлено четыре партии СПГ с Ямала.

Сейчас все партии СПГ с Ямала реализуются исключительно на спотовом рынке. По заявлениям представителей "Новатэка" NOTK, основного акционера "Ямала СПГ", поставки по долгосрочным контрактам должны начаться в апреле этого года.

Для транспортировки российского СПГ с Ямала были построены танкеры ледового класса, которые могут использоваться на Северном морском пути. Однако использование таких танкеров не позволяет осуществлять поставки по Севморпути в восточном направлении в зимний период из-за сложной ледовой обстановки. 

"Ямал СПГ" подписал с компанией Fluxys 20-летний контракт по перевалке сжиженного газа в объеме до 8 млн т/г на терминале в бельгийском порту Зеебрюгге, который обладает необходимой инфраструктурой и мощностями.

Gate не имеет долгосрочного соглашения об оказании логистических услуг с российскими производителями СПГ. По словам коммерческого директора Gate Стефаана Адриаенса, изначально предполагалось использовать нидерландский терминал исключительно в качестве резервного варианта для обеспечения арбитражных (из одного региона в другой) поставок. Изначально планировалось осуществлять перевалку только одной партии СПГ в месяц. Но руководство Gate сделало "предложение, от которого невозможно было отказаться", чтобы привлечь большие объемы СПГ из России.

Однако российский газ после перевалки перепродают конечным потребителям в других регионах в основном посредники – международные энергетические трейдеры, владеющие мощностями на европейских терминалах.

Установленная мощность терминала Gate составляет 8,5 млн т/г (12 млрд куб. м/г), но в случае необходимости может быть увеличена на треть – до 11,3 млн т/г (16 млрд куб. м/г). В прошлом году Gate принял 1,99 млн тонн СПГ, включая 701 тыс. тонн, которые были "реэкспортированы" после перевалки. Таким образом, Gate может значительно увеличить прием российского СПГ в этом и последующие годы, когда будут введены в строй вторая и третья очереди "Ямал СПГ".

Юго-Восточная Азия – самый перспективный рынок СПГ

Несмотря на установившуюся холодную погоду в Европе и последовавший за этим скачок цен на природный газ, самым привлекательным рынком для производителей СПГ остается Юго-Восточная Азия. На четыре страны этого региона – Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань – приходится свыше 60% мирового импорта СПГ. При этом, спотовые цены на природный газ в регионе достигают максимальных значений именно в зимний период. В прошлом месяце партии СПГ с поставкой в первой половине марта торговались в диапазоне $10,7-11/млн BTU. 

В январе 2018 года поставки СПГ в Японию достигли максимального объема за последние пять лет, достигнув 8,7 млн тонн, а импорт в Китай вырос до исторического максимума – 5,14 млн тонн.

В прошлом году Китай стал вторым крупнейшим импортером СПГ в мире, обогнав Южную Корею. Объем поставок превысил 38 млн тонн. В этом году рост спроса на природный газ в Китае продолжится в связи решением правительства сократить использование угля в промышленности и жилищном секторе. Западные эксперты уже делают прогнозы, что увеличение спроса в Китае может изменить баланс спроса и предложения на мировом рынке и приведет к дефициту природного газа.

Специалисты CNPC прогнозируют рост импорта газа в Китай на 10% в 2018 году – до 105 млрд куб. м. При этом, объем поставок СПГ превысит импорт трубопроводного газа, составив более 55 млрд куб. м (≈40 млн т).

Для экспорта СПГ нужен "Лидер"

Если акционеры "Ямал СПГ" хотят повысить эффективность продаж своей продукции, то они должны осуществлять поставки на рынок Юго-Восточной Азии круглогодично и напрямую, исключая посредников и перевалку на европейских терминалах. В зимний период без ледокольного сопровождения движение танкеров по Северному морскому пути невозможно.

Для доставки груза СПГ из порта Сабетта на Ямале до пункта назначения в Северо-Западной Европе и обратно требуется 16-18 суток. Транспортировка СПГ в Японию или Южный Китай длится от 38 до 44 суток, если ледовая обстановка благоприятная. В зимний период, когда толщина льда на Северном морском пути достигает двух метров, только мощный ледокол сможет обеспечить движение судов с коммерческой скоростью – не менее 10-12 узлов в час.

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся три универсальных ледокола мощностью 60 МWt. Однако в России существуют планы создания ледокола "Лидер" – самого крупного в мире – с ядерной силовой установкой, мощность которой достигнет 120 МWt. Ширина этого ледокола превысит 50 м, что обеспечит проводку СПГ-танкеров дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, способных перевозить до 200 млн куб. м газа.

В настоящее время вопрос финансирования строительства "Лидера" обсуждается на самом высоком уровне. Стоимость строительства "Лидера" оценивается в огромную сумму 70-80 млрд рублей, реализация такого проекта невозможна без участия государства.

По мнению экспертов, для бесперебойного движения судов по Северному морскому пути в зимний период необходима флотилия из трех ледоколов типа "Лидер".

Заинтересованность к "Лидеру" проявляет "Новатэк", который должен обеспечить эффективные продажи СПГ, производство которого будет расти быстрыми темпами.  До конца 2019 года компания введет в строй вторую и третью очереди "Ямал СПГ" мощностью 5,5 млрд куб. м каждая.

Кроме того, "Новатэк" намерен построить еще один завод "Арктик СПГ-2" мощностью 18 млн т/г. и терминала для перевалки СПГ на Камчатке с целью обеспечения стабильных поставок в Юго-Восточную Азию. Оба проекта должны быть завершены до 2025 года.

Наличие мощного ледокольного флота гарантирует экспорт российского СПГ на мировые рынки круглый год напрямую – без посредников и перевалки через европейские терминалы – что позволит успешно конкурировать на рынке Юго-Восточной Азии с американскими и австралийскими компаниями.

Владимир Путин во время выступления перед Федеральным собранием сказал, что ключом для развития Арктики и Дальнего Востока должен стать Северный морской путь. "К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз – до 80 миллионов тонн", - особо подчеркнул российский лидер.

Большую часть этого грузопотока составит СПГ, произведенный в российской Арктике.

Просмотров 1883
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^