Роман Самсонов: Опережающее создание передовых технологий - задача не одной компании, а объединенных консорциумов
Санкт-Петербург. 28 февраля завершилась конференция «Импортозамещение в нефтегазовой промышленности». Свое видение развития технологий, замещающих импорт в нефтегазовой отрасли, в интервью Агентству нефтегазовой информации высказал участник мероприятия, руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.
– Время для проведения конференции выбрано очень кстати, наблюдается ужесточение санкций со стороны Америки, ЕС. Конечно проблемы, которые обсуждали, возникли не вчера, а раньше. В этом смысле конференция – это попытка подвести промежуточные итоги того, что уже сделано, сопоставить официальную информацию с мнением участников рынка, в первую очередь потребителей продукции и заказчиков из нефтегазовой отрасли.
Первое, что хочу отметить, - это то, как оценивают ситуацию органы государственной власти, которые занимаются планированием импортозамещения. Их доклады были спокойными и позитивными, они говорили, что импортозамещение идет успешно, происходит плановая замена оборудования, где-то лучше, где-то хуже, но в целом хорошо, единственные опасения вызывает нехватка программного обеспечения.
Представители же рынка не так спокойно относятся к процессу импортозамещения. Они видят реальные последствия проблем, которые складываются в отрасли на фоне санкций и нехватки новой техники и технологий. Они видят выход в объединении усилий, создании новых форматов взаимодействия для получения новых технических разработок. По такому же пути идут во всем мире, такие мультиклиентные исследования проводят и аналитики, в том числе и наш Энергоцентр.
Хороший пример представил руководитель научно-технического центра «Газпром нефти» Марс Хасанов. Он наглядно показал, что консорциум их компании и ряда других, среди которых Зарубежнефть, например, позволил создать единую программную платформу ЭРА, которая повысила эффективность решения комплекса задач в разработке месторождений и других проектов. Благодаря этому они успешно используют и делятся своими разработками с другими компаниями. В этом отношении «Газпром нефть» лидирует. Они плотно разрабатывают технологию трудноизвлекаемой нефти и приглашают к разработке сторонние компании.
На перспективу до 2030 года такие компании, не все, конечно, видят, что их ждет в перспективе и активно работают на опережение, в том числе они разрабатывают свои отечественные продукты, которые иногда не имеют аналогов в мире. В частности, наше программное обеспечение в области геологоразведки позволяет по многим позициям на равных конкурировать с западными разработками, которые теперь больше развиваются уже в области эксплуатации месторождений.
Поэтому в выступлении я говорил, что вопрос стоит не в том, чтобы выполнить некий план по импортозамещению, а о том, что нужно взвешенно и разумно оценивать необходимость разработки техники и технологий для тех процессов и производственных программ, которые выполняют компании. И понимать, что разработчики и пользователи встревожены. Они считают, что темпы создания новых технологий должны быть выше. Ведь никто не может гарантировать, как внезапно возникнут новые санкции и в какой области.
Международное партнерство в этой отрасли весьма обострено. Например, в ночь после конференции мы узнаем, что компания Exxon Mobil выходит из большинства проектов геологоразведки Роснефти. Это тревожные симптомы.
Наши возможности воспользоваться международным опытом приближаются к нулю.
Много говорили на конференции об Арктике, звучали мнения Генадия Шмаля, что технологий для ее освоения не хватает, нужно время. В тот же момент многие говорили, что эта ситуация может стать хорошей мотивацией для их развития. Нужно использовать это время. Если мы займемся разработкой новых технологий сейчас, то к тому времени, когда Арктику начнут осваивать массово, у нас уже будет конкурентное преимущество на международном рынке.
Стоит отметить, что на площадке конференции не было места просто критике импортозамещения, дискуссия строилась конструктивно. Например, если говорить о проблемах, то яркий пример — это санкции со стороны американской компании Oracle, ее программным продуктам тяжело найти замену в России. И в этой ситуации, нашлись компании, которые смогли вовремя оценить риски и подготовили альтернативные программные продукты.
Конечно, со стороны государственных органов власти, которые занимаются планированием, не всегда хватает компетентности, знаний в оценке некоторых рисков. Им нужна мощная поддержка экспертного сообщества и координация усилий и ресурсов, которых не так-то много. И в то же время нет понимания, что некоторые проблемы нельзя решить быстро. Это же миллионы человеко-часов, труд специализированных научных и проектно-конструкторских коллективов. Нужны специальные условия и в том числе стимулирование. Основные процессы развития идут в области информатизации, автоматизации отрасли, которая влияет на себестоимость продукта, здесь нужно еще много сделать. А вот у наших конкурентов, компании Statoil, на море уже запущена полностью автоматизированная платформа, куда люди могут приезжать с проверкой пару раз в год, – это огромная победа в направлении снижения себестоимости продукции.
Я вижу, что в этом же направлении нужно работать и в геологоразведке. Но здесь другая проблема – в России нет достаточного объема заказа даже для традиционных методов разведки, соответственно нет достаточных средств на разработку новых технологий и принципиального перевооружения… Замкнутый круг. Разомкнуть его можно только вмешательством государства. Создание передовых технологий - задача не одной компании, а объединенных в консорциумы лидеров отрасли. Кооперация с независимыми и малыми технологическими компаниями в этом направлении тоже могут быть эффективны.
Как я уже говорил, в нефтегазовой сфере у той же «Газпром нефти», это получилось, а в геологии я таких объединений для разработки новых технологий пока не вижу.
Со стороны государства нужно продолжать стимулировать производителей новых технологий.
Специальными методами финансировать перспективные программы, развивать систему федеральных полигонов, налоговые льготы. Например, у нас существует «Сколтех» – его резиденты имеют льготные режимы по налогообложению, что крайне актуально для этапов ОКР и вывода продукции на рынок. Развиваются направления НТИ по ключевым направлениям, но, видимо, такой поддержки государства не хватает на все направления.
Участники конференции подняли такую серьезную тему как объединение знаний и ресурсов. Сейчас получается, каждый варится в собственном соку. Чуть ли ни у каждой компании есть свои исследовательские и научные центры, которые параллельно движутся в нужном для них направлении. А направление может быть одним для всех – уход от зависимости от импорта, создание совершенно новых технологий будущего. Поэтому прозвучало предложение объединить усилия разных компаний под крылом объединенных консорциумов. Полагаю, что в этой работе будут актуальными и накопленные «Сколково» как современной школой управления опыт и методы организации подготовки высших кадров.
29.01.2026
В Кургане произошла авария на ТЭЦ-1
Батареи в доме ул. Красина, 66 холодные, со вчерашнего вечера
23.01.2026
30 лет в гуще событий: Агентство нефтегазовой информации отмечает юбилей
Поздравляю с круглой датой.
Продержаться столь долго дорогого стоит.
Можно сказать - это чудо.
Долгих лет.
15.01.2026
ЕС снизит предельную цену на российскую нефть до $44,1 за барр.
Как надоел этот ЕС, если не могут отобрать у нас наши ресурсы, то хоть нагадят, снижают стоимость,! вот и не получат ЕС по такой цене российскую нефть! Как все устроено в этом мире, какие-то там ЕСы устанавливают для России стоимость. Россия самодостаточная страна и не устанавливает для них ничего!
25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году
Хотелось бы узнать цены в Абхазии на бензин и электричество, они сопоставимы с российскими?
25.12.2025
Иран прекратил поставку газа в Ирак из-за увеличения внутреннего потребления
Почему у нас все наоборот?
24.12.2025
Украина импортирует почти 6 млрд кубов газа по итогам 2025 года
А почему до сих к ним поступает газ.
11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами
Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика



Научные и проектные работы объединить под так называемым "одним крылом", это не глупость, это ЗЛОСТНОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО.
А предложение использовать Сколково в качестве координатора, при сколковском совершенно ничтожном опыте по сравнению с другими научными и учебными центрами нефтегазового профиля, выглядит как террористическая диверсия против отечественной промышленности в целом