Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Главгосэкспертиза: Нормативную базу в сфере безопасности объектов ТЭК необходимо совершенствовать

19 февраля/ 07:15

Москва. Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) нуждается в совершенствовании. Такое заявление сделал в рамках XXIII Международного форума «Технологии безопасности» в Москве заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор.

Он рассказал об особенностях обеспечения комплексной безопасности опасных производственных объектов. Начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин посвятил свое выступление вопросам совершенствования подходов в области противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса.

«Одна из наиболее актуальных задач, как показала практика проведения государственной экспертизы проектов строительства и реконструкции опасных производственных объектов, - это обеспечение соблюдения охранных зон, зон санитарной охраны, а также санитарно-защитных зон, протянувшихся от границ особо опасных объектов до расположенных в непосредственной близости территорий городов и иных поселений», - уверен Владимир Вернигор.

По его мнению, это связано прежде всего с недостаточным правовым регулированием зон с особыми условиями использования территории, которые, как и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах, являются ограничениями прав на землю.

Установленной охранная зона считается с момента внесения сведений о ее границах в документы государственного кадастрового учета, при этом сведения об изменении статуса зон вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия только на основании соответствующих актов органов государственной власти, либо органов местного самоуправления. Границы зон с особыми условиями, в отношении которых не определен порядок направления необходимых документов, не подлежат внесению в ЕГРН.

«Например, в Правилах охраны линий и сооружений связи РФ отсутствуют положения, устанавливающие требования по принятию соответствующих актов об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ, не прописано требование по направлению в орган регистрации прав сведений об их установлении, не определены субъекты, ответственные за подготовку и направление в орган регистрации прав соответствующих данных», - заметил Владимир Вернигор.

Кроме того, в ряде отраслевых законодательных актов в принципе не предусмотрена необходимость направления сведений о границах ЗОУИТ для внесения в ЕГРН, связь красных линий и границ зон с особыми условиями использования территорий согласно некоторым нормам является условной, а исчерпывающие сведения о расположении красных линий и границ ЗОУИТ в схемах территориального планирования, правил землепользования и застройки, как правило, вообще отсутствуют.

В итоге все эти факторы приводят к нарушениям при планировании мест размещения объектов капитального строительства и снижению уровня их безопасности.

«Необходимо четкое регулирование всех технических вопросов, связанных с установлением красных линий, их отражением в соответствующей документации, выносом на местность и действиями уполномоченных лиц при отсутствии сведений о координатах характерных точках», - цитирует Владимира Вернигора пресс-служба Главгосэкспертизы России.

Для предупреждения застройки территорий, прилегающих к опасным производственным объектам, убежден Владимир Вернигор, необходимо доработать законодательные и нормативно-правовые акты в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в документы государственного кадастрового учета и обозначения их на местности опознавательными знаками. Не менее действенным окажется изменение концептуального подхода к установлению красных линий, когда они становятся границей всех установленных ограничений и зон с особыми условиями использования территории.

Александр Красавин обсудил с участниками форума «Технологии безопасности-2018» направления совершенствования противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса на стадии проектирования и экспертизы. Недостаточное внимание, уделенное вопросам пожарной и промышленной безопасности, по его словам, приводит к тому, что в экспертные организации нередко представляются проекты с изначально заложенными серьезными ошибками, избыточными или нерациональными мероприятиями.

Работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности объектов капстроительства, начинается задолго до начала их эксплуатации, подчеркнул Александр Красавин, а стадии проектирования и экспертизы становятся важнейшими этапами формирования эффективной и оптимальной системы обеспечения пожарной безопасности объектов. Такая работа должна вестись на самых ранних этапах проектирования, что позволит не только предусмотреть максимально эффективный набор решений и средств обеспечения пожарной безопасности объектов, но и обеспечить существенную оптимизацию затрат.

«Мнимая же экономия на специалистах в области промышленной и пожарной безопасности, к которой нередко прибегают заказчики или проектировщики на ранних стадиях создания объекта, очень часто приводит к серьезным проблемам и затратам», - предупредил Александр Красавин.

По мнению спикера, стоит обратить внимание на то, что удовлетворенность профессионального сообщества работой экспертов, проводящих экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, сильно зависит от состояния нормативной базы. При этом современное положение с регулированием в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, непростое: не решена проблема двух действующих технических регламентов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

«Все это не способствует ни единому пониманию правил применения требований нормативных документов, ни консолидации сообщества специалистов по вопросам пожарной безопасности», - отметил Александр Красавин.

Еще одной проблемой, на которую указал представитель Главгосэкспертизы, является то, что разработкой каждого нормативного документа зачастую занимается только одна организация, тогда как раньше в процессе принимало участие большое количество ведущих отраслевых специализированных институтов и организаций.

Помимо перечисленных противоречий в отрасли есть и другие вопросы, которые требуют обсуждения и решения.

«Поэтому особую значимость в этой связи приобретает недавно утвержденная приказом Минэнерго и Росстандарта программа стандартизации в нефтегазовом комплексе. Было бы целесообразно привлечь к разработке соответствующих стандартов широкий круг заинтересованных организаций и специалистов. Стандарты, разработанные в порядке межведомственного взаимодействия, как показывает опыт прошлых лет, в большей степени будут способствовать достижению целей программы стандартизации нефтегазового комплекса», - подвел итог Александр Красавин.

Просмотров 1384
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

19.06.2018 Дубров Вячеслав Игоревич 29

ну сомнений нет, что вахтовикам всё выплатят, на Ямал спг с этим строго. был случай, что через суд все выплатили рабочим и вопрос закрыт. я там сколько ни был, не было такого, чтобы народ кидали без денег после вахты.

18.06.2018
Роман Самсонов: Цифровизация в РФ должна изменить управление нефтегазовой отраслью на всех уровнях

19.06.2018 Джакубова Татьяна Николаевна, 68 лет

Спасибо за интересную информацию о положении дел с цифровизацией отрасли. Абсолютно согласна с Вашим заключением: существующие корпоративные ИТ, по сути, автоматизируют документооборот, ничего не меняя в существующей системе управления. Автоматизации должны предшествовать системный анализ и организационное проектирование на предприятии:задач, функций и технологий управления. Т.е. впереди должен идти системный аналитик. Забытые, но не потерявшие своей актуальности работы старых специалистов: Ю.И. Черняк. Системный анализ в управлении экономикой, Л.С.Пузыровский. Основы организационного проектирования. Только такой подход может реально повысить эффективность управления.

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования