Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Константин Симонов: Налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но Минфин откладывает его принятие

15 февраля/ 10:56

Москва. Продолжительное время в России обсуждается вопрос необходимости мер поддержки НПЗ. Осенью 2017 года глава Минфина РФ Антон Силуанов высказал предложение снизить экспортную пошлину. Он объяснил, что это позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтяной отрасли до логичного завершения. На днях свое мнение высказал директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов. Он полагает, что завершение налогового маневра путем обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в текущих условиях таит риск убытков для нефтепереработки, а для конечных потребителей сулит рост цен.        

Как отразится налоговый маневр на нефтяных компаниях и потребителях, позволит ли снижение налоговой нагрузки на НПЗ сделать бензин дешевле, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов:

- Налоговый маневр изначально предполагал своей основной жертвой именно переработку, это ни для кого не было секретом. И тут не надо особо вдаваться в налоговые тонкости, потому что сам принцип маневра широко известен - это постепенная ликвидация экспортной пошлины и, соответственно, увеличение НДПИ. Схема предельно простая: налоговая нагрузка переносится на скважину и убирается с таможенников.

В России около 100 миллионов тонн нефти остается на внутреннем рынке, сюда необходимо прибавить нефтепродукты, которые перерабатываются и экспортируются. Если продукт перерабатывается в России, то производству все равно придется платить НДПИ. Минфин согласился на этот маневр, тем самым расширив налогооблагаемую базу и суммарно в плюс вывел бюджет.

Под основной удар попали те, кто работает с нефтью на внутреннем рынке, потому что у них налоговая нагрузка в сумме все равно выросла на тонну добываемой нефти. В итоге получается, что нефтепереработка оказались в проигрыше. Я думаю, Минфин изначально думал, что раз переработка находится в составе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), то ВИНКи закроют издержки за счет других сегментов своего бизнеса.

Также Минфин придерживался следующей идеи, поскольку налоговый режим ужесточается в переработке, то монополизация отрасли может еще больше увеличиться. Крупные компании сумеют убрать с рынка все самовары, которые новая налогововая система будет выталкивать. Поэтому олигополия будет еще более сильная, вроде как ВИНКи должны с этой идеей согласиться. Но в результате нефтяные компании пытаются получить налоговые уступки, однако Минфин всем бьет по рукам.

Кстати, хочу отметить, что это все было понятно уже несколько лет назад, вспомните бюджет на 2017 год. Я отлично помню сентябрь 2016 года, когда обсуждались все те же самые инициативы. Уже говорили, что переработка в таком состоянии является большой проблемой, предлагали ввести отрицательный акциз, но никто ничего не ввел.

В правительстве многие вопросы поставили на паузу. Все ждут 18 марта, день выборов президента РФ. Пока нет четкого понимания, кто и на каких местах окажется. Поэтому все темы для обсуждения и принятия оставили новому составу кабинета министров.

Этот же факт отразился и на топливных ценах. Президент России не так давно отметил, что бензин дорожать не должен, и даже есть большой потенциал для снижения цен. Подключилась ФАС, которая уже начала проводить проверки АЗС. Теперь нефтяные компании вынуждены держать цены на одном уровне. Вот получился еще один удар по переработке.

Кстати, возникает вопрос, как соблюдается общественный договор. В свое время совершенно четко было зафиксировано соглашение между государством и нефтяными компаниями, что компании проводят масштабные инвестиции в переработку, а государство поддержит их как раз изменением налогового режима. Переговоры велись, соглашение было зафиксировано. В итоге нефтяники свои обязательства выполнили, серьезные деньги в переработку вложили, а государство часть своего договора не выполнила.

Также один из злободневных вопросов - развитие независимой переработки. Как ее развивать в ситуации с такими налогами, не очень понятно. Я считаю, что не будет у нас независимой переработки. У ВИНКов хотя бы есть преимущество, они во всей этой цепочке могут взять нефть по внутрикорпоративным ценам, а у независимого переработчика такой возможности нет. Получается, что, не меняя налогового режима, идею конкуренции в переработке реализовать не удастся. В этом плане, к сожалению, такая определенная жадность создает серьезные проблемы. И это касается не только дырявого кармана ВИНКов, но и прежде всего доверия по линии государства ТЭК и судьбы переработки, конечно, тоже.

- Константин Васильевич, насколько жизнеспособно мнение о том, что снижение налоговой нагрузки на НПЗ позволит сделать бензин дешевле?

- Думаю, что нет, особенно в начале. Государство, скорее всего, спохватится и начнет увеличивать косвенные налоги, если же правительство поступит относительно честно, то снижения цен все равно не произойдет,  нефтяные компании просто компенсируют неудачи прошлых лет.

Без формирования независимой переработки проблему роста цен на бензин не решить никогда.

Поэтому нужно думать, как формировать независимый от ВИНК перерабатывающий бизнес. Но с такой налоговой системой его не сформировать. Многие могут сказать, что если мы снизим налоги, появится независимая переработка - опять нет, одной этой меры будет недостаточно. Вы же понимаете, что ситуация, когда рынок олигопольный, просто создать налоговое окно будет недостаточно. Нужны структурные меры, к которым государство пока не готово.

Я лично считаю, что эти налоговые решения необходимы. Так как государство должно выполнить свои обязательства. Идея повышения НДПИ изначально заключалась в том, чтобы быть более честным по отношению к нефтяным компаниям, которые теперь оказываются в ситуации, когда при сокращении доходов они вынуждены расширять инвестиции.

Возвращаясь к ценам на топливо, если говорить откровенно, то бензиновые цены не снизятся, а это прежде всего приведет к росту прибыли ВИНК. Поэтому для потребителя ситуация остается известной - топливо в России будет дорожать темпами, превышающими средний уровень инфляции.

Просмотров 2783
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

23.05.2018
Дмитрий Кобылкин поручил разработать в РФ нацпроект "Экология"

23.05.2018 Полынова Елена Сергеевна 43 года

У нас в Воскресенском районе в 800 метров от деревни Свистягино строят мусоросжигающий завод.Возле этой деревни пахатые поля и леса.У нас там чистая экология.Так в чем смысл загадить чистое место если у нас программа чистая страна.Надо больше очищать а мы снова хотим все испортить.Где логика.Люди против они хотят дышать чистым воздухом ,а мы снова пытаемся все изменить в катастрофическую сторону.Наши люди хотят чтобы мусор шел в переработку но не в топку.Куда будет девать этот завод излишки тепла и Света опять незадействованные ресурсы.Его мощность хватит на целый город.Нам очень хочется оставить это место чистым и зеленым.Помогите....

21.05.2018
Роман Самсонов: Дмитрию Кобылкину придется решать много вопросов, но приоритетными могут быть три направления

23.05.2018 Шиловский Андрей Павлович

Замена "ковровой ГРР" на "лоскутную" является результатом деятельности "эффективных менеджеров", а не специалистов-геологов. Как результат - сокращение подготовленных запасов полезных ископаемых. Интересно, куда двинутся ВИНКи когда "сливки" на полученных (часто по блату)месторождениях закончатся? Могу сделать смелое предположение: выработанные месторождения спихнут бюджету (примет "Сибнефть", а "эффективные" менеджеры отправятся доить другие отрасли.

21.05.2018
Ришат Вахитов: Питерской команде Александра Дюкова под силу потянуть и свой, и московский бизнес Газпрома

22.05.2018 Каприелов Константин Любнардович 64 года

Что имеется ввиду под "московским бизнесом Газпрома"?
Если речь о добыче и транспортировке именно газа, то я очень сильно сомневаюсь в такой возможности у "нефтяной дочки".
Говорю не просто так, а на основании опыта общения с ноябрьским филиалом Газпром нефти.

15.05.2018
Газпром рассчитывает обойти ограничения США для работы на шельфе Сахалина

22.05.2018 Машкин Константин Анатольевич, 46 лет

Первым и единственным путем для "Газпрома" должен быть поиск и финансовая поддержка российской компании, способной разработать и наладить выпуск необходимого оборудования. Но, несмотря на все кампании, в т.ч. импортозамещения, "Газпром" видит выход из положения только за рубежом. Пока такой подход недропользователей будет сохраняться, санкции будут очень надежным рычагом воздействия на РФ.

08.01.2018
Александр Хуршудов: В наступившем году нефтяные цены неспешно продолжат рост

21.05.2018 иван иванов 40

В конце осени брент пробьет 100 и устремится к 150

09.02.2017
"ЦСМРнефть" предлагает новые подходы к подсчету-пересчету запасов зрелых месторождениий

15.05.2018 Данченко Владимир Иванович 1951

----То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....
--------------------------------
Месторождение это электрическое поле, Цитата А.Хуршудов:-"То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....(конец цитаты)
со всеми отсюда вытекающими.Вторичная пористость, проницаемость, это виртуальный образ геолога победы или неудачи. ГСМ .ГДМ, не имеет право на виртуальный образ, поскольку наука не имеет возможности создать эталон напряжённости поля, которое понимал, или чувствовал Губкин...но стеснялся сказать в слух. Уже созданы Реаниматоры такого поля, и возможно появятся на июньской международной выставке Нефть-газ. Под ником снижение заводнения продуктивного пласта. Скромно, но со вкусом.

Индекс цитирования