Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Константин Симонов: Налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но Минфин откладывает его принятие

15 февраля/ 10:56

Москва. Продолжительное время в России обсуждается вопрос необходимости мер поддержки НПЗ. Осенью 2017 года глава Минфина РФ Антон Силуанов высказал предложение снизить экспортную пошлину. Он объяснил, что это позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтяной отрасли до логичного завершения. На днях свое мнение высказал директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов. Он полагает, что завершение налогового маневра путем обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в текущих условиях таит риск убытков для нефтепереработки, а для конечных потребителей сулит рост цен.        

Как отразится налоговый маневр на нефтяных компаниях и потребителях, позволит ли снижение налоговой нагрузки на НПЗ сделать бензин дешевле, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов:

- Налоговый маневр изначально предполагал своей основной жертвой именно переработку, это ни для кого не было секретом. И тут не надо особо вдаваться в налоговые тонкости, потому что сам принцип маневра широко известен - это постепенная ликвидация экспортной пошлины и, соответственно, увеличение НДПИ. Схема предельно простая: налоговая нагрузка переносится на скважину и убирается с таможенников.

В России около 100 миллионов тонн нефти остается на внутреннем рынке, сюда необходимо прибавить нефтепродукты, которые перерабатываются и экспортируются. Если продукт перерабатывается в России, то производству все равно придется платить НДПИ. Минфин согласился на этот маневр, тем самым расширив налогооблагаемую базу и суммарно в плюс вывел бюджет.

Под основной удар попали те, кто работает с нефтью на внутреннем рынке, потому что у них налоговая нагрузка в сумме все равно выросла на тонну добываемой нефти. В итоге получается, что нефтепереработка оказались в проигрыше. Я думаю, Минфин изначально думал, что раз переработка находится в составе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), то ВИНКи закроют издержки за счет других сегментов своего бизнеса.

Также Минфин придерживался следующей идеи, поскольку налоговый режим ужесточается в переработке, то монополизация отрасли может еще больше увеличиться. Крупные компании сумеют убрать с рынка все самовары, которые новая налогововая система будет выталкивать. Поэтому олигополия будет еще более сильная, вроде как ВИНКи должны с этой идеей согласиться. Но в результате нефтяные компании пытаются получить налоговые уступки, однако Минфин всем бьет по рукам.

Кстати, хочу отметить, что это все было понятно уже несколько лет назад, вспомните бюджет на 2017 год. Я отлично помню сентябрь 2016 года, когда обсуждались все те же самые инициативы. Уже говорили, что переработка в таком состоянии является большой проблемой, предлагали ввести отрицательный акциз, но никто ничего не ввел.

В правительстве многие вопросы поставили на паузу. Все ждут 18 марта, день выборов президента РФ. Пока нет четкого понимания, кто и на каких местах окажется. Поэтому все темы для обсуждения и принятия оставили новому составу кабинета министров.

Этот же факт отразился и на топливных ценах. Президент России не так давно отметил, что бензин дорожать не должен, и даже есть большой потенциал для снижения цен. Подключилась ФАС, которая уже начала проводить проверки АЗС. Теперь нефтяные компании вынуждены держать цены на одном уровне. Вот получился еще один удар по переработке.

Кстати, возникает вопрос, как соблюдается общественный договор. В свое время совершенно четко было зафиксировано соглашение между государством и нефтяными компаниями, что компании проводят масштабные инвестиции в переработку, а государство поддержит их как раз изменением налогового режима. Переговоры велись, соглашение было зафиксировано. В итоге нефтяники свои обязательства выполнили, серьезные деньги в переработку вложили, а государство часть своего договора не выполнила.

Также один из злободневных вопросов - развитие независимой переработки. Как ее развивать в ситуации с такими налогами, не очень понятно. Я считаю, что не будет у нас независимой переработки. У ВИНКов хотя бы есть преимущество, они во всей этой цепочке могут взять нефть по внутрикорпоративным ценам, а у независимого переработчика такой возможности нет. Получается, что, не меняя налогового режима, идею конкуренции в переработке реализовать не удастся. В этом плане, к сожалению, такая определенная жадность создает серьезные проблемы. И это касается не только дырявого кармана ВИНКов, но и прежде всего доверия по линии государства ТЭК и судьбы переработки, конечно, тоже.

- Константин Васильевич, насколько жизнеспособно мнение о том, что снижение налоговой нагрузки на НПЗ позволит сделать бензин дешевле?

- Думаю, что нет, особенно в начале. Государство, скорее всего, спохватится и начнет увеличивать косвенные налоги, если же правительство поступит относительно честно, то снижения цен все равно не произойдет,  нефтяные компании просто компенсируют неудачи прошлых лет.

Без формирования независимой переработки проблему роста цен на бензин не решить никогда.

Поэтому нужно думать, как формировать независимый от ВИНК перерабатывающий бизнес. Но с такой налоговой системой его не сформировать. Многие могут сказать, что если мы снизим налоги, появится независимая переработка - опять нет, одной этой меры будет недостаточно. Вы же понимаете, что ситуация, когда рынок олигопольный, просто создать налоговое окно будет недостаточно. Нужны структурные меры, к которым государство пока не готово.

Я лично считаю, что эти налоговые решения необходимы. Так как государство должно выполнить свои обязательства. Идея повышения НДПИ изначально заключалась в том, чтобы быть более честным по отношению к нефтяным компаниям, которые теперь оказываются в ситуации, когда при сокращении доходов они вынуждены расширять инвестиции.

Возвращаясь к ценам на топливо, если говорить откровенно, то бензиновые цены не снизятся, а это прежде всего приведет к росту прибыли ВИНК. Поэтому для потребителя ситуация остается известной - топливо в России будет дорожать темпами, превышающими средний уровень инфляции.

Просмотров 3468
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования