Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Экспорт российского газа в Европу в 2017 году рос быстрее рынка

Ведомости
11 января/ 12:13

Нравится это Еврокомиссии или нет, но серьезную конкуренцию российскому трубопроводному газу в Европе-2017 составить никому не удалось. Пока в Брюсселе весь год придумывали мандаты и говорили о необходимости снизить зависимость от «Газпрома», российская компания с невозмутимостью каравана шла ко второму подряд абсолютному рекорду экспортных поставок. И 2018 год начала с сообщения, его подтверждающего. 193,9 млрд куб. м газа, поставленного в Европу и Турцию, стали во всех смыслах историческим достижением для «Газпрома». И таковым, видимо, останутся.

Во-первых, для давно сформировавшегося европейского рынка это очень много. Доля российского газа в общем потреблении Европы уже в 2016 г. достигла 33% (179,3 млрд куб. м). По итогам 2017 г. этот показатель вырастет еще больше – Financial Times предварительно оценила его почти в 40%, расчеты Interfax Global Gas Analytics предполагают около 36%. Аналитики рейтинговых агентств и близкий к «Газпрому» собеседник «Ведомостей» ожидают рост до чуть более скромных 34–35%. Но все сходятся в одном – экспорт российского газа в 2017 г. рос быстрее рынка.

В известной степени это стало результатом стечения целого ряда благоприятных для «Газпрома» обстоятельств. Сначала потребности Европы в газе росли на фоне холодной и слишком затянувшейся зимы. Потом их поддерживали аномально жаркие июль – август и необходимость восполнения запасов в подземных хранилищах. И значительная часть дополнительного спроса пришлась именно на российский газ просто потому, что цена газпромовского газа все это время была в среднем ниже, чем у конкурентов.

Но даже в этих, достаточно комфортных для «Газпрома» условиях 70% роста его экспорта пришлись всего на трех уже проверенных партнеров: Турцию, Германию и Австрию. Оставшиеся 30% – на восемь стран, заинтересованность которых в российском газе может облегчить компании успешную реализацию новых инфраструктурных проектов. Поддерживает этот интерес «Газпром» явно точечно, в том числе подписанием соглашений и меморандумов о модернизации газотранспортных сетей, как это было с Болгарией, Сербией и Венгрией в 2017 г. И вряд ли совпадением можно считать то, что это один из наиболее вероятных маршрутов сухопутного продолжения второй ветки «Турецкого потока». Аналитики допускают, что существует, возможно, еще и индивидуальный подход к вопросу формирования цены поставок – но это уже коммерческая тайна.

В 2018 г. фундаментальных оснований рассчитывать на повторение результатов прошлого года пока нет, не говоря уже о продолжении рекордной серии. Звезды еще «не сходятся». Отбор из подземных хранилищ в Европе начался на месяц позднее, чем в 2016 г., зима пока мягче. Как результат, в течение первой недели нового года объемы суточных поставок «Газпрома» на экспорт плавно снизились с 522 млн до 495 млн куб. м, что на 20% ниже среднего показателя в январе 2017 г.

Главное конкурентное преимущество «Газпрома» – цена – тоже постепенно тает. Средняя стоимость российского газа в 2017 г. выросла на 17% до $196 за 1000 куб. м, и это не предел. Значительная часть контрактов российской монополии по-прежнему имеет привязку к нефтяной корзине, а стоимость барреля Brent с июля 2017 г. выросла почти в 1,5 раза. Временной лаг, с которым за нефтью следует цена газа, составляет от 6 до 9 месяцев. Если в Европе внезапно не начнется новый ледниковый период, а у конкурентов не произойдет серьезных технических сбоев, «Газпрому» в этих условиях предстоит борьба в лучшем случае за сохранение доли на главном для себя рынке. Потому что туда не только американский сжиженный газ и поставки из Азербайджана придут, но может еще и танкер с «Ямал СПГ» приплыть. Леонид Михельсон, конечно, говорил про хорошую премию на азиатском рынке – но из первых трех поставок с Ямала ни одна до Азии не дошла. Первая – то ли в Великобритании, то ли в Штатах, а еще два танкера разгрузились во Франции и Испании.

Просмотров 885
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

Индекс цитирования