Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Евгений Аркуша: Бензин в 2018 году в РФ подорожает примерно на 6%, а госпрограммы позволят сократить объемы топливного контрафакта

28 декабря 2017/ 11:46

Москва. 2017 год для топливной сферы был, пожалуй, одним из самых трудных. Резкое повышение оптовых и розничных цен, индексация акцизов на бензин и дизельное топливо, борьба с контрафактом коснулись как производителей, так и потребителей. Президент НО «Российский топливный союз» Евгений Аркуша рассказал Агентству нефтегазовой информации о важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и дал прогноз на 2018 год.

- Прокомментируйте ситуацию, возникшую в октябре 2017 года, когда в большинстве регионов России начались массовые повышения цен на топливо.

- Розничные цены в России привязаны к оптовым. Но ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива формируется по разным принципам. Розничный рынок конкурентный, а конкуренция, как известно, является фактором сдерживания роста цен. Кроме того, на цены розничного рынка давит установка регулятора – рост цен не должен превышать уровень инфляции. Оптовый же рынок монополизирован, в регионах представлены одна или две крупные компании, в некоторых регионах вообще речь можно вести только об одной компании. Монополист, используя  рычаги влияния на биржевые ценовые индикаторы, являющимися критериями формирования оптовых цен, добивается их экономически необоснованного роста. С другой стороны, налоговый маневр, который сделал убыточной переработку, к сожалению, толкает цены вверх. Также цена внешнего рынка приводит к увеличению экспортного паритета. Отмечу стабильность рубля. Если до этого рост цен компенсировался снижением курса рубля относительно доллара, то теперь курс рубля отвязан от цен на нефть. Рубль стабилен, любое удорожание нефти не компенсируется повышением курса рубля, поэтому рост цен на нефть повышает экспортный паритет, который влечет за собой рост оптовых цен для обеспечения равнодоходности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт.

Резкий рост оптовых цен при достаточно стабильных розничных приводит к возникновению диспаритета, при котором оптовые цены приближаются к розничным, а иногда даже превышают их, что делает розничный рынок нерентабельным. Необходимы решительные и скоординированный действия регуляторов для насыщения рынка нефтепродуктов, увеличения поставок топлива на внутренний рынок и увеличения объемов продаж на биржевых торгах для снижения цен до экономически обоснованного уровня.

Кроме того, необходимо внесение изменений в совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС, устанавливающий критерии формирования рыночных ценовых индикаторов.

Наши предложения заключаются в необходимости увеличения нормативов продаж в основную торговую сессию, по которой формируются ценовые индикаторы, а также в том, чтобы в расчете ценовых индикаторов учитывались только те сделки, при которых товар уходит в рынок. То есть из расчета должны исключаться сделки, в которых покупателем выступает сама нефтяная компания или аффилированная с ней сбытовая структура. До 20% (иногда эта цифра доходит до 30%) топлива, реализуемого в первую торговую сессию, покупают сами нефтяные компании или их структуры. Естественно, это вызывает ажиотажный спрос и рост ценовых индикаторов.

Розничные цены на топливо в 2017 году росли плавно в течение всего года, просто осенний рост - не традиционный по указанным выше причинам и поэтому заметный. Экономические факторы, влияющие на цены, - это рост налоговой нагрузки и инфляции. Но есть и неэкономические, которые толкают оптовые цены вверх, розница вынуждена следовать за ними. В 2017 году они стали выше уровня инфляции.

- Возможно ли, что ситуации с ценами на топливо в 2018 году стабилизируется?

- Цены на бензин и дизельное топливо растут из года в год. В 2017 году нетрадиционно то, что у нас оптовые цены выросли осенью. Такого еще не было. Зимой и осенью цены всегда падают, в этом году они стали резко расти. Рост был разный, примерно на 10%  выросли оптовые цены на бензин, около 20% - на дизельное топливо, розница выросла примерно на 6-7%.

С 2010 года инфляция превысила рост розничных цен примерно на 16-20%. Осенью 2017 года оптовые цены на дизельное топливо превысили розничные - это парадоксальная ситуация. Не могут цены расти ниже уровня инфляции из года в год. Это просто невозможно. Я называю это искусственным сдерживанием, когда-нибудь это должно было прорваться.

Поэтому говорить о том, стабилизируется ли ситуация в 2018 году, я не могу.

Налоговый маневр у нас предусматривает перенос налога ближе к добыче. Но чтобы  при росте налога на добычу полезных ископаемых не росли внутренние цены в стране, было предусмотрено компенсирующее снижение акцизов. Акцизы в России за все время ни разу не снизились, более того, они каждый год повышаются. В 2018 году, как известно, кроме уже запланированого роста акцизов, ожидается дополнительное повышение акцизов с 1 января и с 1 июня на 50 копеек за 1 литр. Также на акциз еще накрутит НДС, поэтому цена на топливо в 2018 году только за счет роста акцизов должна вырасти не менее чем на 1,5 рубля.

Могу сказать с уверенностью, что в 2018 году рост цен на бензин и дизтопливо будет, но в пределах инфляции или чуть выше. Мнение экспертов о том, что цена будет выше 50-55 рублей, не оправдается. В 2017 году цены поднялись на 6%, это около двух рублей. Примерно такого же роста следует ожидать и в 2018 году.

- Много программ в 2017 году направлено на борьбу с контрафактным топливом. Например, Минпромторг предлагает создать стандарты переработки нефти, по которым будут проверять НПЗ, общественникам доверили проверять бензин на заправках. Избавят ли нас данные меры от контрафакта?

- Прежде всего в основе появления контрафактного топлива всегда лежат экономические причины. Есть две составляющие, которые приводят к появлению контрафакта. Первая: производство контрафактного топлива было очень выгодно в 2016-2017 годах. Это в первую очередь касается дизельного топлива, где производители пытаются уйти от акциза, который каждый год повышается. Чем выше акциз на дизель, тем экономически эффективным становится продажа топлива, с которого акциз не выплачивается. И разница между хорошим дизелем и так называемым контрафактным - 7-10 тыс. руб. за тонну. Это много.  Хочу отметить, что контрафактное топливо - это даже не дизель, а какие-то другие виды топлива, схожие по характеристикам с дизтопливом, но выходящие без уплаты акцизов. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые должны, по задумке авторов, закрыть лазейки для выпуска в оборот средних дистиллятов без уплаты акцизов. Есть надежда, что существенно сократится объем контрафакта, в первую очередь  дизельного топлива.

Второй экономический фактор: диспаритет оптово-розничных цен. Он толкает розничных трейдеров на поиск тех видов топлива, цена которых обеспечивает какую-то рентабельность.

Уйдет диспаритет, не будет стимула для реализации контрафакта, потому что любая реализация контрафакта означает потерю потребителя.

Также органы государственного контроля и надзора усиливают свое влияние на рынке. Будут приняты поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за реализацию топлива, по своим характеристикам не соответствующего требованиям технического регламента. Будут введены серьезные оборотные штрафы. Надеемся, что это тоже приведет к уменьшению объемов контрафактного топлива.

Что касается изменения закона о промышленной политике, это тоже внесет вклад в борьбу с контрафактом.  Смысл этих поправок в том, что если ты владеешь заводом и хочешь выпускать топливо в оборот на территорию страны, то ты должен обеспечить определенные технологические характеристики этого завода. Это создаст трудности заводам, которые такими характеристиками не обладают. Они должны будут уйти с рынка, либо инвестировать в повышение своих технических и технологических возможностей по производству топлива соответствующего уровня.

Просмотров 3097
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

23.05.2018
Дмитрий Кобылкин поручил разработать в РФ нацпроект "Экология"

23.05.2018 Полынова Елена Сергеевна 43 года

У нас в Воскресенском районе в 800 метров от деревни Свистягино строят мусоросжигающий завод.Возле этой деревни пахатые поля и леса.У нас там чистая экология.Так в чем смысл загадить чистое место если у нас программа чистая страна.Надо больше очищать а мы снова хотим все испортить.Где логика.Люди против они хотят дышать чистым воздухом ,а мы снова пытаемся все изменить в катастрофическую сторону.Наши люди хотят чтобы мусор шел в переработку но не в топку.Куда будет девать этот завод излишки тепла и Света опять незадействованные ресурсы.Его мощность хватит на целый город.Нам очень хочется оставить это место чистым и зеленым.Помогите....

21.05.2018
Роман Самсонов: Дмитрию Кобылкину придется решать много вопросов, но приоритетными могут быть три направления

23.05.2018 Шиловский Андрей Павлович

Замена "ковровой ГРР" на "лоскутную" является результатом деятельности "эффективных менеджеров", а не специалистов-геологов. Как результат - сокращение подготовленных запасов полезных ископаемых. Интересно, куда двинутся ВИНКи когда "сливки" на полученных (часто по блату)месторождениях закончатся? Могу сделать смелое предположение: выработанные месторождения спихнут бюджету (примет "Сибнефть", а "эффективные" менеджеры отправятся доить другие отрасли.

21.05.2018
Ришат Вахитов: Питерской команде Александра Дюкова под силу потянуть и свой, и московский бизнес Газпрома

22.05.2018 Каприелов Константин Любнардович 64 года

Что имеется ввиду под "московским бизнесом Газпрома"?
Если речь о добыче и транспортировке именно газа, то я очень сильно сомневаюсь в такой возможности у "нефтяной дочки".
Говорю не просто так, а на основании опыта общения с ноябрьским филиалом Газпром нефти.

15.05.2018
Газпром рассчитывает обойти ограничения США для работы на шельфе Сахалина

22.05.2018 Машкин Константин Анатольевич, 46 лет

Первым и единственным путем для "Газпрома" должен быть поиск и финансовая поддержка российской компании, способной разработать и наладить выпуск необходимого оборудования. Но, несмотря на все кампании, в т.ч. импортозамещения, "Газпром" видит выход из положения только за рубежом. Пока такой подход недропользователей будет сохраняться, санкции будут очень надежным рычагом воздействия на РФ.

08.01.2018
Александр Хуршудов: В наступившем году нефтяные цены неспешно продолжат рост

21.05.2018 иван иванов 40

В конце осени брент пробьет 100 и устремится к 150

09.02.2017
"ЦСМРнефть" предлагает новые подходы к подсчету-пересчету запасов зрелых месторождениий

15.05.2018 Данченко Владимир Иванович 1951

----То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....
--------------------------------
Месторождение это электрическое поле, Цитата А.Хуршудов:-"То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....(конец цитаты)
со всеми отсюда вытекающими.Вторичная пористость, проницаемость, это виртуальный образ геолога победы или неудачи. ГСМ .ГДМ, не имеет право на виртуальный образ, поскольку наука не имеет возможности создать эталон напряжённости поля, которое понимал, или чувствовал Губкин...но стеснялся сказать в слух. Уже созданы Реаниматоры такого поля, и возможно появятся на июньской международной выставке Нефть-газ. Под ником снижение заводнения продуктивного пласта. Скромно, но со вкусом.

Индекс цитирования