Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Евгений Аркуша: Бензин в 2018 году в РФ подорожает примерно на 6%, а госпрограммы позволят сократить объемы топливного контрафакта

28 декабря 2017/ 11:46

Москва. 2017 год для топливной сферы был, пожалуй, одним из самых трудных. Резкое повышение оптовых и розничных цен, индексация акцизов на бензин и дизельное топливо, борьба с контрафактом коснулись как производителей, так и потребителей. Президент НО «Российский топливный союз» Евгений Аркуша рассказал Агентству нефтегазовой информации о важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и дал прогноз на 2018 год.

- Прокомментируйте ситуацию, возникшую в октябре 2017 года, когда в большинстве регионов России начались массовые повышения цен на топливо.

- Розничные цены в России привязаны к оптовым. Но ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива формируется по разным принципам. Розничный рынок конкурентный, а конкуренция, как известно, является фактором сдерживания роста цен. Кроме того, на цены розничного рынка давит установка регулятора – рост цен не должен превышать уровень инфляции. Оптовый же рынок монополизирован, в регионах представлены одна или две крупные компании, в некоторых регионах вообще речь можно вести только об одной компании. Монополист, используя  рычаги влияния на биржевые ценовые индикаторы, являющимися критериями формирования оптовых цен, добивается их экономически необоснованного роста. С другой стороны, налоговый маневр, который сделал убыточной переработку, к сожалению, толкает цены вверх. Также цена внешнего рынка приводит к увеличению экспортного паритета. Отмечу стабильность рубля. Если до этого рост цен компенсировался снижением курса рубля относительно доллара, то теперь курс рубля отвязан от цен на нефть. Рубль стабилен, любое удорожание нефти не компенсируется повышением курса рубля, поэтому рост цен на нефть повышает экспортный паритет, который влечет за собой рост оптовых цен для обеспечения равнодоходности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт.

Резкий рост оптовых цен при достаточно стабильных розничных приводит к возникновению диспаритета, при котором оптовые цены приближаются к розничным, а иногда даже превышают их, что делает розничный рынок нерентабельным. Необходимы решительные и скоординированный действия регуляторов для насыщения рынка нефтепродуктов, увеличения поставок топлива на внутренний рынок и увеличения объемов продаж на биржевых торгах для снижения цен до экономически обоснованного уровня.

Кроме того, необходимо внесение изменений в совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС, устанавливающий критерии формирования рыночных ценовых индикаторов.

Наши предложения заключаются в необходимости увеличения нормативов продаж в основную торговую сессию, по которой формируются ценовые индикаторы, а также в том, чтобы в расчете ценовых индикаторов учитывались только те сделки, при которых товар уходит в рынок. То есть из расчета должны исключаться сделки, в которых покупателем выступает сама нефтяная компания или аффилированная с ней сбытовая структура. До 20% (иногда эта цифра доходит до 30%) топлива, реализуемого в первую торговую сессию, покупают сами нефтяные компании или их структуры. Естественно, это вызывает ажиотажный спрос и рост ценовых индикаторов.

Розничные цены на топливо в 2017 году росли плавно в течение всего года, просто осенний рост - не традиционный по указанным выше причинам и поэтому заметный. Экономические факторы, влияющие на цены, - это рост налоговой нагрузки и инфляции. Но есть и неэкономические, которые толкают оптовые цены вверх, розница вынуждена следовать за ними. В 2017 году они стали выше уровня инфляции.

- Возможно ли, что ситуации с ценами на топливо в 2018 году стабилизируется?

- Цены на бензин и дизельное топливо растут из года в год. В 2017 году нетрадиционно то, что у нас оптовые цены выросли осенью. Такого еще не было. Зимой и осенью цены всегда падают, в этом году они стали резко расти. Рост был разный, примерно на 10%  выросли оптовые цены на бензин, около 20% - на дизельное топливо, розница выросла примерно на 6-7%.

С 2010 года инфляция превысила рост розничных цен примерно на 16-20%. Осенью 2017 года оптовые цены на дизельное топливо превысили розничные - это парадоксальная ситуация. Не могут цены расти ниже уровня инфляции из года в год. Это просто невозможно. Я называю это искусственным сдерживанием, когда-нибудь это должно было прорваться.

Поэтому говорить о том, стабилизируется ли ситуация в 2018 году, я не могу.

Налоговый маневр у нас предусматривает перенос налога ближе к добыче. Но чтобы  при росте налога на добычу полезных ископаемых не росли внутренние цены в стране, было предусмотрено компенсирующее снижение акцизов. Акцизы в России за все время ни разу не снизились, более того, они каждый год повышаются. В 2018 году, как известно, кроме уже запланированого роста акцизов, ожидается дополнительное повышение акцизов с 1 января и с 1 июня на 50 копеек за 1 литр. Также на акциз еще накрутит НДС, поэтому цена на топливо в 2018 году только за счет роста акцизов должна вырасти не менее чем на 1,5 рубля.

Могу сказать с уверенностью, что в 2018 году рост цен на бензин и дизтопливо будет, но в пределах инфляции или чуть выше. Мнение экспертов о том, что цена будет выше 50-55 рублей, не оправдается. В 2017 году цены поднялись на 6%, это около двух рублей. Примерно такого же роста следует ожидать и в 2018 году.

- Много программ в 2017 году направлено на борьбу с контрафактным топливом. Например, Минпромторг предлагает создать стандарты переработки нефти, по которым будут проверять НПЗ, общественникам доверили проверять бензин на заправках. Избавят ли нас данные меры от контрафакта?

- Прежде всего в основе появления контрафактного топлива всегда лежат экономические причины. Есть две составляющие, которые приводят к появлению контрафакта. Первая: производство контрафактного топлива было очень выгодно в 2016-2017 годах. Это в первую очередь касается дизельного топлива, где производители пытаются уйти от акциза, который каждый год повышается. Чем выше акциз на дизель, тем экономически эффективным становится продажа топлива, с которого акциз не выплачивается. И разница между хорошим дизелем и так называемым контрафактным - 7-10 тыс. руб. за тонну. Это много.  Хочу отметить, что контрафактное топливо - это даже не дизель, а какие-то другие виды топлива, схожие по характеристикам с дизтопливом, но выходящие без уплаты акцизов. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые должны, по задумке авторов, закрыть лазейки для выпуска в оборот средних дистиллятов без уплаты акцизов. Есть надежда, что существенно сократится объем контрафакта, в первую очередь  дизельного топлива.

Второй экономический фактор: диспаритет оптово-розничных цен. Он толкает розничных трейдеров на поиск тех видов топлива, цена которых обеспечивает какую-то рентабельность.

Уйдет диспаритет, не будет стимула для реализации контрафакта, потому что любая реализация контрафакта означает потерю потребителя.

Также органы государственного контроля и надзора усиливают свое влияние на рынке. Будут приняты поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за реализацию топлива, по своим характеристикам не соответствующего требованиям технического регламента. Будут введены серьезные оборотные штрафы. Надеемся, что это тоже приведет к уменьшению объемов контрафактного топлива.

Что касается изменения закона о промышленной политике, это тоже внесет вклад в борьбу с контрафактом.  Смысл этих поправок в том, что если ты владеешь заводом и хочешь выпускать топливо в оборот на территорию страны, то ты должен обеспечить определенные технологические характеристики этого завода. Это создаст трудности заводам, которые такими характеристиками не обладают. Они должны будут уйти с рынка, либо инвестировать в повышение своих технических и технологических возможностей по производству топлива соответствующего уровня.

Просмотров 3382
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

16.08.2018
АссоНефть призывает правительство убрать барьеры в налоговом маневре

18.08.2018 Вахитов Ришат, эксперт АНГИ

МиниНПЗ Ассонефти надо делиться с внутренним рынком. Ну пусть запишут цифру 400 тыс.тн. И что? Если всё гнать на экспорт-на чём ездить будем ?

19.06.2018
Константин Симонов: Государство не заинтересовано в развитии малых нефтяных компаний

06.08.2018 Александр Хуршудов

Сергею Ветчинину. Я с удовольствием с Вами соглашусь, если Вы приведете мне хоть один пример, когда малое предприятие благополучно закончило разработку месторождения, достигло проектного КИН и сдало лицензию государству. Мне не приходилось встречать таких, но может быть, Вам повезло больше?

01.08.2018
"Самотлорнефтегаз" очистит с помощью новой технологии около 150 км трубопроводов

06.08.2018 Александр Хуршудов

Все это хорошо, но не надо сильно претендовать на новизну. Насколько я помню в 80-х годах подобная очистка уже широко производилась, например, на водопроводных трубах в Германии....

10.07.2018
Тюменцам летом придется заплатить за отопление

11.07.2018 Гурский Сергей Анатольевич 46

Цифры небольшие и платёж только за отопление, никаких перерасчётов за весь период отопления или его части не было. Осталось пять дней - за пять и платим, ничего необычного. Просто люди знают что отопление отключили, вот и не поняли что происходит.

06.07.2018
Алексей Конторович: Для разработки баженовской свиты необходима госпрограмма на уровне проектов освоения космоса СССР

10.07.2018 Иванов АА

правительство в скором будущем поймет что это хороший продукт переработки востребован на рынке на эти цели уже выделены деньги.

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.07.2018 Алекс Дубаев 44 года

Объявить нелегитимной карточку абонента, причём всех сразу - это, конечно, полный беспредел. Мне кажется, человек окончательно разочаровал людей в Газпроме. А про клиентоориентированность... Тут полный косяк.. Человек вместо того, чтоб решить одну проблему, и в самом деле ввёл в заблуждение остальных.

04.07.2018
Павел Завальный: АЗС следует оснастить системой удаленного контроля качества и количества бензина

04.07.2018 Антипенко Игорь

Собственники АЗС должны четко знать, что если они будут нечестно вести бизнес, то у них заберут разрешение на право занятия данным бизнесом. А закон и должна дума прописать и как можно быстрее принять! От качества топлива зависит и экология и средства в карманах населения.

02.07.2018
Александр Хуршудов: Нефть дорожает на сомнительных данных американской статистики

03.07.2018 Александр Хуршудов

Кушайте на здоровье! Как говорится: Вы просите песен - их есть у меня...:))))

02.07.2018
Нижневартовский нефтегазовый форум инноваций и инвестиций состоится 14-15 ноября

02.07.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 58 лет

По моему мнению, наиболее актуальной темой может быть "структура запасов и проблемы восполнения. Стратегия ГРР "старых" месторождений"

28.04.2017
Рустам Камалтдинов: "ГЕОТЕК Сейсморазведка" показывает хорошие результаты

26.06.2018 Сеидов Сеид 57 лет

Здравствуйте Рустам!
Хорошее интервью о хорошей работе.
В 2008 году в Ашхабад приезжали представители ГЕОТЕК. Сейчас Вы не работаете в Туркмении? ТАПИ - Вы в курсе об этом проекте? Если есть интерес к этой теме свяжитесь со мной. Мой телефон: +99365890807.
С уважением, Сеид.

Индекс цитирования