Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Сделка ОПЕК+ стала платформой для налаживания политических и экономических связей

Прайм
26 декабря 2017/ 08:52

Уходящий 2017 год открыл миру новую главу в нефтяной истории под названием "Декларация о сотрудничестве" или просто "Сделка ОПЕК+". Ее авторы и по совместительству главные действующие лица - 24 нефтедобывающие державы, которые под лидерством Саудовской Аравии и России развернули беспрецедентную борьбу за спасение рынка нефти, испытавшего шок из-за обвала цен в 2014-2016 годах.

Цены на нефть в этот период упали действительно эпично: со 115 долларов за баррель марки Brent в начале лета 2014 года до примерно 27 долларов в начале 2016 года, что стало минимумом с 2003 года. Тогда страны ОПЕК и ряд не входящих в нее государств решили спасти ситуацию общими усилиями и к концу года в Вене заключили соглашение о сокращении добычи нефти, так называемую сделку ОПЕК+.

Стороны условились снижать добычу суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тысяч приходятся Россию. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года, а затем продлено до конца марта 2018 года. В ноябре страны ОПЕК+ собрались в Вене, чтобы отпраздновать годовщину соглашения и обсудить его результаты.

"Вместе с нашими партнерами из стран, не входящих в ОПЕК, мы написали новую главу в истории этой промышленности... Мы можем гордиться тем, чего мы достигли, работая вместе", - говорил тогда генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо.

Однако глава завершилась не словом "конец", а интригующей фразой "продолжение следует". Отметив год со дня заключения сделки, страны ОПЕК+ вновь продлили ее - до конца 2018 года.

Промежуточные результаты работы ОПЕК+, впрочем, уже есть, и участники соглашения считают их успешными.

"Я рад сообщить, что итоги нашего исторического сотрудничества превзошли даже самые оптимистичные ожидания. Восстановление баланса на рынке нефти идет полным ходом... Коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР в ноябре сократились еще больше... Инвестиции и чувство уверенности возвращаются в нефтяную промышленность", - говорил в декабре Баркиндо.

Опрошенные аналитики согласны со странами венского соглашения.

"Благодаря соглашению цены на нефть к концу года даже превысили комфортный для всех участников уровень в 60 долларов за баррель... Дополнительным позитивным итогом переговоров о продлении соглашения стало присоединение к нему ранее не участвовавших Нигерии и Ливии", - считает заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Однако так ли радужна ситуация? "Если присмотреться - все не так просто. Ряд стран - Ирак, Иран, Арабские Эмираты, Казахстан - соблюдали договоренности не до конца, и Саудовской Аравии пришлось компенсировать это за счет снижения добычи ниже ее собственной квоты", - отмечает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко.

Снизить излишек коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в мире ОПЕК+ за год так и не успели. Министр энергетики РФ Александр Новак 22 декабря говорил, что в странах ОЭСР они все еще на 140 миллионов баррелей выше среднего пятилетнего уровня, который стремятся достичь участники сделки.

ОПЕК в декабре прогнозировала, что эта цель будет достигнута к концу 2018 года, по словам Новака - в третьем-четвертом квартале. Впрочем, члены ОПЕК+ уже не раз меняли прогноз, ожидая баланса рынка то во втором полугодии 2017 года, то к концу первого квартала 2018 года.

Каким может стать продолжение истории "Сделка ОПЕК+"? Очевидных вариантов два: переход стран к выходу из соглашения или очередное его продление. Так, агентство Рейтер 21 декабря со ссылкой на источники сообщило, что страны ОПЕК+ начали работу над стратегией выхода. Министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи ранее в декабре обещал, что о том, как эта стратегия будет выглядеть, участники венской сделки объявят в июне.

Новак 22 декабря говорил о формировании в ОПЕК+ консенсуса о том, что выход из венского соглашения должен быть постепенным, но детальные переговоры об этом должны начаться лишь после того, как рынок достигнет баланса. При этом министр напомнил, что есть вариант и продления сделки после 2018 года.

"Продлить сделку за пределы 2018 года будет сложно. Во многом судьба сделки находится в руках двух стран - Саудовской Аравии и России, причем для Саудовской Аравии высокий уровень цен на нефть более важен, чем для России", - считает Маринченко.

Эксперт поясняет, что в королевстве идет консолидация власти вокруг фигуры наследного принца, на 2018 год запланировано IPO государственной нефтекомпании Saudi Aramco, а бюджет страны балансируется при цене нефти выше 70 долларов. В России макроэкономическая политика более гибкая, и управлять дефицитом бюджета можно с помощью курса рубля. Кроме того, некоторые нефтяные компании, такие как "Роснефть" ROSN +0,60% и "Газпром GAZP -0,36% нефть", имеют потенциал роста добычи - продление сделки за пределы 2018 года может их не устроить.

Не стоит при этом забывать о еще одном ключевом герое всей истории - США. Из декабрьского прогноза американского Минэнерго следует, что Штаты рассчитывают к осени 2018 года опередить Саудовскую Аравию по объемам добычи нефти, а при их сохранении королевством на текущем уровне (9,99 миллиона баррелей в сутки) это может произойти уже в мае. "Добыча в США остается одним из ключевых неизвестных в уравнении спроса и предложения на рынке нефти в 2018 году", - отмечает Маринченко.

Эксперт энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Екатерина Грушевенко предупреждает и о других возможных угрозах - Канаде и Бразилии.

"В 2016-2017 годах произошел значительный технологический прорыв в добыче канадских нефтяных песков и бразильских сверхглубоководных месторождений, что сделало их конкурентными при текущих ценах, а это значит, что мы можем ожидать увеличения темпов роста добычи и в этих странах", - сказала она.

Танурков все же считает реальным снижение запасов нефти в мире в 2018 году до нормы даже при росте добычи в США. "Добыча в США в 2018 году, вероятно, продемонстрирует рост на уровне около 800 тысяч баррелей в сутки, что в совокупности с ростом мирового спроса и нулевым ростом добычи со стороны участников соглашения позволит уже в 2018 году достигнуть нормальных (пятилетних средних) уровней запасов", - поясняет он.

История ОПЕК+ не ограничивается борьбой за баланс на рынке нефти - сделка стала удобной площадкой для налаживания политических и экономических связей между странами-участницами.

Главный пример - Саудовская Аравия и Россия, между которыми сейчас только в энергетике, помимо сотрудничества в рамках ОПЕК+, намечено 32 проекта. При этом ведутся активные консультации по углублению связей в финансовой сфере, транспортной, авиационной, сельскохозяйственной, металлургической, телекоммуникационной и даже космической.

Важным в этом отношении стал исторический визит короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абдель Азиз Аль Сауда в Россию в октябре. "Это знаковый визит, и как только он состоялся, здесь (в Саудовской Аравии – ред.) все изменилось. Вектор кардинально изменился в сторону Российской Федерации", - говорил РИА Новости глава Ассоциации деловых партнеров по сотрудничеству с Саудовской Аравией (РОСА) Андрей Тарасов.

"Я бы хотел признать, что отношения между странами ОПЕК и не ОПЕК стали гораздо глубже", - резюмировал министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. "Наш общий труд на протяжении прошедшего года привел к... новой дружбе, новым возможностям, и заложил основу для дальнейшего сотрудничества в будущем", - отмечал Баркиндо.

Получается, что сделка ОПЕК+ - уже не просто новая глава в истории нефтяной промышленности, а платформа для расширения и закрепления взаимодействия между участниками. Стоит отметить, что к сделке уже присоединились шесть стран-наблюдателей. Кроме того, в ОПЕК+ решили проводить координационные совещания по вопросам окружающей среды и изменения климата.

Генсек ОПЕК в декабре резюмировал это так: "Мы постепенно, но неуклонно закладываем фундамент для институционализации "Декларации о сотрудничестве", которая выходит за пределы ребалансировки рынка нефти".

Просмотров 827
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

Индекс цитирования