Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Константин Симонов: Эксперимент с НДД приведет к старой системе индивидуальных льгот для нефтяных компаний

04 декабря 2017/ 12:53

Москва. Обсуждение темы налога на добавленный доход (НДД) в нефтедобывающей отрасли продолжается. Новый шаг на пути к принятию закона об НДД сделал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он поручил Минфину, Минэнерго, ФАС и ФНС в первом квартале 2018 года разработать проекты нормативных правовых актов по введению НДД от добычи углеводородов. Нефтяные компании ждали запуска пилотного проекта в 2018 году, был определен список месторождений, на которых предполагалось опробовать новую систему, однако законопроект остался в ожидании решения правительства до следующего года. Первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер подтвердил, что пилотный проект по переходу нефтяных месторождений на НДД будет запущен не раньше 2019 года. Ситуацию с принятием закона Агентству нефтегазовой информации прокомментировал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

- Весь год мы следим за историей о налоге, о нем постоянно идет речь, буквально на днях слушал Антона Силуанова [министр финансов РФ. – Прим. ред.], в своем выступлении на форуме в Финансовом университете он говорил про НДД, как позитивна будет его роль. Тем не менее, при том, что закон был согласован и должен был принят в 2017 году (об этом говорили Антон Силуанов, Александр Новак и Алексей Текслер), закон в думу не был внесен и уже в эту сессию внесен не будет, это означает, что никакого НДД в следующем году не будет. Эксперимент в лучшем случае начнется в 2019 году. Получается, мы просто потеряли 2018 год, причем потеряли на ровном месте, когда Минфин и Минэнерго вроде как сошлись и согласовали все условия. А ведь речь идет не о полном введении НДД, а всего лишь об эксперименте.

- А необходимо ли менять существующий налог на добычу полезных ископаемых на такой неоднозначный экспериментальный налог на добавленный доход?

- Нефтяная отрасль давно предлагала перейти на налогообложение прибыли, отказавшись от налогообложения выручки. В свое время просто предложили налоговый маневр, который является по большому счету вовсе не переходом к новой философии налогообложения, а уменьшением взимания одних налогов в пользу других. При этом все они являются налогами с выручки, я имею в виду замену экспортной пошлины на рост НДПИ. Когда все же убедились, что надо менять эту философию, решили начать с эксперимента, Минфин начал считать выпадающие доходы. И фактически ровно год ведется обсуждение. Причем попали под НДД только гринфилды [новые месторождения. – Прим. ред.]. И не в рамках каких-то локальных решений, а в рамках именно новой философии налогообложения.

- Минфин же выступал против пилотного проекта…

- Все аргументы, которые были против НДД, они в реальности очень архаичны. Один из аргументов - о том, что невозможно дать оценку добычи на каждой скважине, подсчитать рентабельность, прибыльность. Но при этом постоянно идет речь о цифровой экономике. Александр Новак рассказывает Владимиру Путину, что нефтяные скважины будут подключены к Интернету. Какая проблема цифровизировать нефтяную промышленность и создать электронную схему, тем более что Минэнерго сколько лет обещает нам систему ГИС ТЭК, которая должна все учитывать. Так вот обеспечьте тогда подключение скважин к Интернету и создайте единую информационную систему. Налоговая служба смогла же подключить все кассовые аппараты к Сети и брать с них информацию онлайн, а их гораздо больше, чем нефтяных скважин.  Вот вам и задача цифровизации. Ничего не сделано. Поэтому я очень пессимистично оцениваю итоги налогового маневра.

- А как вы оцениваете индивидуальные налоговые льготы для конкретных месторождений?

- У меня возникает ощущение, что нефтяные компании махнули на НДД  рукой. Если раньше они боролись за новый налоговый режим, доказывали и говорили, что нужно облагать налогом прибыль, нужно отказаться от взимания налога с выручки, то теперь, посмотрев, что им предлагают эксперимент, на это плюнули. Нефтяные компании стали лоббировать частную льготу, и у некоторых это получилось. Другие компании тоже осознали: зачем бороться за НДД, если надо бороться за себя и за льготы. Хотя Минфин всегда утверждал, что надо ликвидировать налоговые льготы, это неправильный принцип налогообложения. После этого несколько компаний написали письмо, что у них такие же месторождения, но им отказали под довольно странным, на мой взгляд, предлогом. Аргументация менялась и становилась все смешнее. Все приведенные аргументы у нефтяных компаний вызвали предположение, что бессмысленно бороться за налоговую реформу. Они потеряли интерес к борьбе за НДД, вернулись к системе старых добрых льгот, которые выбиваются в индивидуальном порядке.

- Если пилотный проект все же будет принят, как в целом на нефтяной отрасли отразятся новые налоги?

- Не стоит забывать обстоятельство, что весной 2018 года у нас будет новое правительство. Когда нынешние министры говорят, что скоро будет НДД, но в то же время его не успели внести в нынешнем составе, – это тоже надо иметь в виду. Дальше вопросом НДД займется малый кабинет, я бы еще хотел посмотреть фамилии его членов, чтобы делать какие-то выводы.

Хотя идея-то была простая - налоговый режим должен дать возможность инвестировать в те проекты, которые при существующем налоговом режиме просто нерентабельны. НДД как пилотный проект вполне сможет доказать, что он разумен и жизнеспособен. И все равно необходимо думать, как увеличить добычу и не допустить обвала. Другое дело, если  мы говорим про НДД в том варианте, в котором он был почти согласован и должен был принят. Речь об эксперименте, результаты которого еще нужно будет трактовать и анализировать. Быстрого эффекта он, естественно, не даст.

- По словам Дмитрия Медведева, при принятии НДД необходимо соблюсти баланс между интересами нефтяных компаний и бюджетными задачами. Возможно ли это?

- Тут все упирается в то, что есть правда отрасли и есть правда Минфина. Минфин считает, что отрасль подтасовывает цифры, живется ей не так и плохо и она сгущает краски, никакое падение добычи ей не грозит, и она сознательно ситуацию демонизирует, чтобы прикидываться несчастной. А есть мнение отрасли, которая говорит, что не бывает чудес, нельзя эту корову доить 150 раз, дайте возможность увеличить инвестиции. В итоге налоговый маневр в реальности привел к чудовищному последствию. Постоянно придумывают все новые поборы с отрасли. Сейчас с геологией придумка Сергея Донского [Минприроды направило в правительство законопроект о повышении в 100 раз ставки регулярных платежей за пользование недрами за трехлетний срыв сроков геологоразведочных работ. – Прим. ред.]. Надо понимать, что нельзя лишить отрасль возможности инвестирования. А как это сделать? Очень просто: дайте возможность увеличить добычу, и бюджет получит выгоду.

Просмотров 4391
Комментарии
Александр Хуршудов
21.12.2017

Автор решил аннулировать природную ренту и подарить ее нефтегазовым компаниям? Злейший враг не мог предложить лучшего решения. Облегчить инвестирование, быстро и дешево распродать все прибыльные запасы за рубеж, и с награбленным самому туда же съехать....

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

Индекс цитирования