Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Иностранные партнеры Газпрома просят льгот по НДПИ

Коммерсант
26 октября 2017/ 09:37

Читать также
Как выяснил “Ъ”, правительство готово снизить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для совместных добычных проектов «Газпрома» и иностранцев. В первую очередь речь может идти об СП с немецкой Wintershall и австрийской OMV. Точный механизм и масштабы льготы пока неизвестны. Минфин хочет остаться в рамках параметров, уже заложенных в Налоговом кодексе, но компании могут преследовать более амбициозные цели. По мнению аналитиков, применение повышенного НДПИ для «Газпрома» и его партнеров уже действительно не оправдывается более высокой доходностью экспорта газа.

Премьер Дмитрий Медведев на этой неделе подписал поручение Минфину, Минэнерго и Минэкономики проработать вопрос снижения НДПИ для проектов «Газпрома» с участием иностранных инвесторов, рассказали источники “Ъ”. Поручение дано по итогам заседания консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), прошедшего 16 октября. По данным “Ъ”, на заседании с соответствующей просьбой к премьеру обратился глава немецкого концерна BASF Курт Бок, и снижение НДПИ должно коснуться добычных проектов в России его дочерней структуры Wintershall.

У Wintershall в России два действующих проекта — разработка первого блока ачимовских залежей Уренгойского месторождения (у «Газпрома» и Wintershall по 50% экономического участия), а также разработка Южно-Русского месторождения (35% у Wintershall, 25% у австрийской OMV, остальное у «Газпрома»). В 2016 году на первом блоке было добыто 6,5 млрд кубометров газа и 2,8 млн тонн газового конденсата, добыча на Южно-Русском составила 25 млрд кубометров газа. Кроме того, у Wintershall есть 25% в проекте освоения четвертого и пятого блоков ачимовских залежей Уренгойского месторождения, начало добычи сейчас планируется на 2020–2021 годы, выход на «полку» 15,5 млрд кубометров газа в год — в 2024–2027 годах. Аналогичную долю в проекте должна получить OMV после закрытия сделки по обмену активами с «Газпромом» (ожидается в течение 2018 года). Таким образом, помимо самой Wintershall и «Газпрома» существенную выгоду от возможного снижения НДПИ получит OMV, в последние годы активно увеличивающая присутствие в России.

В «Газпроме» и Минэкономики отказались от комментариев, в OMV и Минэнерго не ответили на запрос. В Wintershall подтвердили, что Курт Бок принимал участие в заседании КСИИ 16 октября и участвовал «в различных переговорах», содержание которых комментировать отказались. Руководство Wintershall уже не раз выражало недовольство резким повышением НДПИ для «Газпрома» в 2016–2017 годах, из-за которого налоговая нагрузка на проекты компании в России выросла по крайней мере в полтора раза. Поскольку Wintershall и OMV владеют миноритарными долями в СП с «Газпромом», они подпадают под налогообложение для монополии.

«Увеличение налогов полностью отразилось на нас как на компании, которая постоянно ежегодно инвестирует в Россию сотни миллионов евро. Это была болезненная мера, и мы надеемся, что ситуация в России позволит правительству быстро вернуться на путь стабильной налоговой политики»,— говорил глава Wintershall Марио Мерен в интервью “Ъ” в апреле 2016 года.

«Газпром» традиционно платит более высокий НДПИ, чем независимые производители (НОВАТЭК и крупные нефтекомпании). Обоснованием было то, что «Газпром», в отличие от независимых, имеет доступ к экспорту газа, а его статус владельца системы газоснабжения усиливает позиции монополии на внутреннем рынке.

Как отмечает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, средняя ставка НДПИ на газ Южно-Русского месторождения в 2016 году составила 807 руб. за тысячу кубометров.

Если бы месторождение разрабатывал независимый производитель, ставка была бы 610 руб. В 2017 году дифференциация выросла, особенно после одобрения дополнительного роста НДПИ для «Газпрома» в четвертом квартале. В результате в октябре средняя ставка НДПИ для Южно-Русского месторождения достигла 1530 руб. (для независимых она осталась бы на уровне 630 руб.). Для ачимовских пластов Уренгойского месторождения ставка НДПИ в октябре составит 1070 руб. (для независимых была бы 460 руб.).

В Минфине “Ъ” подтвердили, что «поручение есть, вопрос прорабатывается». При этом в министерстве подчеркнули: «Исключений для иностранцев не предполагается, у нас действует принцип равенства налогообложения». По версии чиновников, «обсуждается только снижение НДПИ в части надбавки для “Газпрома”, которая действует с этого года», но не до уровня независимых, «так как у указанных компаний как дочерних структур “Газпрома” есть право на экспорт газа».

Если исходить из логики Минфина, то выигрыш компаний от снижения НДПИ будет невелик. Действующая редакция Налогового кодекса уже предусматривает, что с 2018 года повышающий коэффициент для «Газпрома» по уплате НДПИ снизится до 1,4 против 2,27 сейчас, 1,79 — на начало года и 1,336 — в 2016 году. Если компании, разрабатывающие Южно-Русское месторождение и первый блок ачимовских залежей Уренгойского месторождения, будут в 2018 году платить НДПИ по правилам 2016 года, их экономия составит всего около 1 млрд руб. Однако собеседники “Ъ” на рынке уверены, что вопрос остается открытым и возможны более серьезные льготы — как, например, для «Газпром нефти», которая платит НДПИ на газ как независимый производитель.

Эксперты считают эти претензии вполне справедливыми.

«Исходно повышающий коэффициент для “Газпрома” был обусловлен разницей в доходности поставок газа на внутренний рынок и экспорт, но с весны 2016 года доходность поставок почти сравнялась»,— говорит Сергей Ежов. По его мнению, повышающий коэффициент для «Газпрома» не выглядит обоснованным и определяется «фискальными потребностями бюджета, а не экономикой поставок газа».

Просмотров 923
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования