Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Александр Хуршудов: Запасы нефти Курдистана являются прекрасным предметом торга

26 октября 2017/ 07:13

Москва. России пока не поступали вопросы от правительств других стран по работе в Иракском Курдистане российских нефтяных компаний, сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.  Ранее, 21 октября, министр нефти Ирака Джаббар аль-Луайби заявил, что он ждет разъяснений от "Роснефти" по поводу контрактов, которые она подписала с Иракским Курдистаном, передавало агентство Рейтер.

Наш корреспондент беседует по теме с экспертом Агентства нефтегазовой информации Александром Хуршудовым:

- Александр Григорьевич, Курдистан недавно проголосовал за независимость, у границ еще не закончились военные действия. Не слишком ли высоки там политические риски для российских компаний?

- Риски действительно велики. Недавно Газпром нефть даже отказалась от одного из трех своих курдских проектов; они небольшие, не связаны с инфраструктурой, но на перспективном месторождении стоят минные поля, и не ясно, когда начнется разминирование…

- Может быть и не стоит нашим нефтяникам работать в этом районе? На планете хватает других, более спокойных мест…

- Я бы там работать точно не стал. Но я эксперт, не бизнесмен. А в бизнесе риск - неотъемлемая часть профессии. К тому же не так много в мире нефтяных провинций с доказанными запасами нефти 6 млрд т. Так что работать надо и в этом, и в других регионах, хотя и с оглядкой.

- Роснефть недавно объявила о создании совместной компании с курдским оператором по эксплуатации экспортного нефтепровода в Турцию. Почему она начинает с такого не совсем обычного предприятия?

- Роснефть прорабатывает в Курдистане и другие проекты, в частности, освоения новых месторождений, строительства экспортного газопровода. Самый больной вопрос для Курдистана состоит в расширении экспортных возможностей. Нефтепроводы в западном направлении находились в зоне боевых действий, там широко распространено воровство нефти. В первую очередь курдам важно наладить дистанционный контроль за трубой и ее охрану. Для этого Россия располагает спутниковыми системами, а Роснефть - опытом борьбы с хищениями.

- Однако у этого проекта уже появилось много противников… Кому выгодно убрать с рынка нефть Курдистана, может быть, тем, кто играет на повышение нефтяных цен?

- Нет. Добыча нефти в Курдистане не так велика (0,5-0,6 млн барр./сут), и ее изменение на ценах почти не скажется. Но американцы прорабатывали план разделения Ирака на три части еще до начала его оккупации. И сейчас они поддерживают курдов не из благотворительности, а ради контроля за нефтяными потоками. Уверен, их абсолютно не устраивает присутствие здесь России, и они еще не раз попытаются ему помешать. Вряд ли случайно после заявлений иракского правительства последовало сообщение Chevron,  самой лояльной по отношению к американским властям нефтяной компании США, о временной приостановке деятельности в Курдистане.

- Может быть, соседний Иран заинтересован в том, чтобы Курдистан экспортировал нефть через южные, шиитские районы Ирака?

- Это не исключено. Иран тесно сотрудничает с Багдадом и был бы не прочь, чтобы все нефтяные маршруты ушли через Басру в южном направлении. Но быстро это сделать не удастся, нужно строить новые трубы, расширять терминалы. Южные маршруты ведут в Индию и Китай, западные через Сирию и Турцию – в Европу, они короче, экономика за них. А противостоять экономической целесообразности – неблагодарное занятие. Думаю, это скоро поймут и в Иране, и в Ираке.

- Иракские власти, вероятно, опасаются, что надежный канал для экспорта нефти приблизит для курдов желанную независимость?

- Думаю, эти опасения напрасны. Роснефть работает строго в рамках законов и не станет действовать в обход центральной власти страны. Если законодательство Ирака предусматривает согласования с центром, они будут выполнены.

- В чем же тогда состоит суть всей этой борьбы вокруг курдской нефти?

- Суть в том, что запасы нефти Курдистана являются прекрасным предметом торга. Они не могут быть освоены без участия властей Ирака и содействия стран-соседей. Рано или поздно это заставит все стороны сесть за стол переговоров и выработать такие решения, которые устроят всех.

Я уважаю желание курдов создать свое государство, но путь к нему коротким не будет. Он пройдет через восстановление разрушенного войной, ликвидацию ненависти народов, расширение культурных связей и создание автономий. Россия в меру сил будет способствовать процессу нормализации жизни в регионе, стараясь поддерживать доброжелательные отношения со всеми участниками.

Просмотров 4471
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

24.01.2020 Анисимов Олег Александрович, 62 года

Я доктор наук, последние 30 лет занимаюсь моделированием мерзлоты и оценкой рисков для инфраструктуры. Всегда удивляюсь, с какой легкостью "эксперты" без всяких расчетов называют какие-то немыслимые суммы ущерба. Мы с коллегами анализировали данные наблюдений, проводили расчеты, опубликовали множество работ на эту тему, интересующиеся могут их почитать на нашем сайте permafrost.su. Проблема, действительно, существует, но оценки многомиллионных долларовых ущербов, взятые "с потолка", совершенно неверны. Есть хорошо работающие инженерные меры по укреплению фундаментов на мерзлоте, охлаждающие устройства (термосифоны), которые прекрасно помогают справиться с увеличением температуры мерзлоты, да и много других простых технологий.
Я 20 лет работал с упомянутым в статье академиком М.И. Будыко, был его заместителем, сейчас руковожу созданным им отделом изменений климата. Будыко такой безответственности никогда не допускал. Но он, как и я, принадлежит к поколению ученых, не болтающих попусту для привлечения внимания. Словом, удивляюсь я, читая этого "эксперта". Ему бы в "Московском комсомольце" работать, там любят таких паникеров.

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования