Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Производители оборудования для ТЭК пока не готовы выходить на внешний рынок

Российская газета
19 октября 2017/ 07:37

Объем экспорта из регионов Уральского федерального округа в первом полугодии 2017 года составил 17,1 миллиарда долларов, это на 3 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди главных экспортных товаров - традиционно минеральное сырье, металлы и изделия из них. Сложная продукция - машины, оборудование и аппаратура - занимает лишь 1,6 процента общего объема.

Независимость для трубы

Тем временем именно экспортная привлекательность должна стать одним из главных показателей успешности импортозамещения, уверены эксперты, поскольку сам по себе выпуск аналогов заграничной продукции еще не говорит о конкурентоспособности предприятий. Взглянув на промышленность УФО под этим углом, больших успехов пока не видно. Уральские производители, традиционно работающие на внутренний рынок, на внешний не замахиваются. В ближайшее время перед ними стоит задача заместить импортную продукцию в ряде приоритетных отраслей внутри страны. В их числе - топливно-энергетический комплекс. По словам первого замминистра энергетики РФ Алексея Текслера, доля закупок отечественного оборудования предприятиями отрасли составляет в среднем от 70 до 80 процентов.

- Этот процесс начался не в 2014 году, когда ввели секторальные санкции, а гораздо раньше. И сегодня зависимость уже переломлена, причем не только по процентам, но и по количеству технологий, - отмечает он.

Так, доля отечественного оборудования и комплектующих, используемых при транспортировке углеводородов, превысила 90 процентов. Например, в прошлом году нефтетранспортная компания достроила в Челябинске завод нефтяных насосов, вложив в проект почти пять миллиардов рублей. Разработанные по собственной технологии аппараты уже перекачивают углеводороды. Уникальное оборудование для эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов в скором времени начнут выпускать в Тюмени.

Перевести бумаги в цифру

По оценке федерального минпромторга, ежегодный объем рынка продукции для российского ТЭК - не менее 500 миллиардов рублей, и присутствие на нем отечественных игроков увеличивается. Например, по словам замминистра Василия Осьмакова, за последние два года доля российской продукции в сегменте нефтегазового оборудования выросла на восемь процентов. Это происходит во многом благодаря господдержке, подчеркивают сами производственники. Только в УФО в прошлом году федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) профинансировал десяток проектов в этой сфере. Например, 480 миллионов рублей в виде пятипроцентного займа получило екатеринбургское предприятие, производящее комплексное оборудование для повышения нефтеотдачи, эффективности эксплуатации скважин и утилизации попутного газа. 300 миллионов досталось компании из Челябинска, которая внедряет технологию безостановочных ремонтов на предприятиях ТЭК, еще 600 миллионов рублей - разработчику высокопроизводительного проходческого комбайна фронтального действия для угледобычи.

- Только за последние два месяца ФРП получил порядка 30 новых заявок на сумму более восьми миллиардов рублей, - отмечает Осьмаков.

Но на практике процесс получения господдержки забюрокрачен до предела, рассказывают на предприятиях: многие институты развития, региональные и федеральные органы власти по-прежнему используют бумажные носители, и заявка на поддержку в каждую инстанцию - это внушительная стопа бумаг с уникальным набором документов.

- Мы вынуждены сначала идти в минобрнауки за псевдофундаментальными первыми частями заявки на поддержку, потом - в минпромторг за более продвинутыми, потом думать о ФРП. И у всех абсолютно разные условия, что в принципе странно, потому что государство как один игрок выступает с четким, понятным набором требований к проекту. Почему их просто не отзеркалить и не сделать унифицированными для всех федеральных органов исполнительной власти и внутри них, для разных инструментов поддержки? - предлагает начальник департамента технологических партнерств и импортозамещения добывающей компании Сергей Архипов.

Поэтому бизнес уповает на "цифровизацию".

- Необходимо наладить электронное бесконтактное взаимодействие с чиновниками на всех стадиях прохождения заявок и реализации проектов, адекватный объем и частоту отчетности. Важно перейти на одно окно подачи заявки на господдержку, - перечисляет Александр Шохин, президент РСПП. - В этом случае у предприятия появится возможность выбирать инструмент в зависимости от своих параметров, не переписывая заявку по-новому каждый раз. У нас есть ГИС Промышленности, на нее можно было бы возложить эти функции.

Набор инструментов

Но действующих мер поддержки для создания по-настоящему конкурентоспособной продукции не хватает, особенно если в перспективе речь пойдет об экспорте, уверены эксперты. Здесь и так называемая "проблема 303", когда государство готово помочь рублем проектам стоимостью 300-500 миллионов и более трех миллиардов рублей, но не имеет программ поддержки для тех, кто посередине, и непреодолимый барьер банковских ставок.

- Если к нашим нефтяникам придет зарубежный поставщик с турбиной в рассрочку под два процента на пять лет и я со своей, под 11 процентов от Сбербанка, кого они выберут? Какой может быть разговор о конкурентоспособности? - задает риторические вопросы Михаил Лифшиц, председатель совета директоров промышленного холдинга, куда входит уральский турбинный завод.

Однако, по мнению промышленников, главная проблема импортозамещающих проектов не столько в объемах финансирования, сколько в непредсказуемости условий его предоставления.

- Нет ясности ни по перечню мер поддержки, ни по срокам жизни тех или иных инструментов, - считает Александр Шохин. - Например, недавно была дискуссия между министерствами экономики и финансов о так называемом налоге на модернизацию. Обсуждался вопрос о передаче льготы по налогообложению движимого имущества с федерального на региональные уровни. К счастью, решили, что в ближайший год льгота отменяться не будет, спасибо за это от бизнеса.

- Мы считаем, что такой инструмент востребован и часть проектов реализуется только благодаря ему, - возражает Шохин. - Дело не только в налоговых преференциях, а в том, что в СПИК воплощено то, что мы хотели бы получить для экономики в целом - распространение условий госрегулирования на весь период реализации проекта.

- Прозрачность поведения потребителя, коим часто является государство, для нас крайне важна, чтобы просчитать свои программы развития, - поддерживает коллегу Лифшиц. - Сколько мы будем жить с ценовым критерием закупки, столько у нас не будет конкурентоспособной продукции?! Ведь если дешево, значит плохо, поэтому надо руководствоваться критерием жизненного цикла.

По мнению чиновников, загрузить производителей долгими и "понятными" заказами внутри страны сможет программа ДПМ-штрих, которая в окончательном виде должна появиться к концу этого года. В отличие от предыдущей программы ДПМ (договоры о предоставлении мощности), которая подразумевала возведение генерирующих объектов в формате государственно-частного партнерства, новая нацелена на модернизацию и техническое перевооружение имеющихся станций. Например, в Свердловской области в нее может быть включена Верхнетагильская ГРЭС, которую собственник переводит с угля на газ.

Просмотров 1152
Комментарии
Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель
19.10.2017

Основная проблема импортозамещения и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке - это отсталость конструкций, предлагаемых отечественными предприятиями. Какой смысл рекламировать свои "каменные топоры", если все давно уже работают на "бензопилах". Только новая продукция, с масштабным превалированием преимуществ, может подвинуть протекционистскую политику за рубежом - потому что при равных характеристиках иностранные покупатели все равно будут вынуждены брать "свое родное" - рыночные отношения только в книжках наших псевдоэкономистов...

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

12.01.2018
Воронежский изобретатель успешно испытал прибор для улучшения качества бензина

12.01.2018 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Если устанавливать на ТОПЛИВНУЮ систему (видимо, дизельных ДВС), то САЖУ не отловишь. Дымность старых "убитых" дизелей связана с плохой работой форсунок - накладками и всевозможными "пластырями" распыл форсунок особо не увеличишь. Разве что загустевшие парафины чуть лучше растворяются в общей массе солярки...

25.07.2017
Ирина Максимова: Единовременная выплата в честь десятилетия детства не привязана к социальному статусу семьи

11.01.2018 Степанова Оксана Юрьевна

Я потомственная югорчанка в шестом поколении, по национальности манси. Дочь по медицинским показаниям пришлось рожать в г. Тюмень. По сей день проживаем в Югре. Однако по данному законопроекту не можем воспользоваться данной единовременной выплатой, т. к. место рождения не в Югре. Очень обидно, что не сможем воспользоваться данной выплатой, котороая была крайне необходимой, т. к. дочь является студенткой университета.

29.12.2017
Яраги Курбанов: Россия должна развивать собственный высокотехнологичный нефтесервис

11.01.2018 Сергей Иванович, 46 лет

Очень правильные вещи говорит Яраги Курбанов. Только вот как повернуть ВИНК лицом к науке? Тут придется потрудиться.

05.01.2018
Александр Шпильман: В 2018 году продолжим наращивать добычу трудноизвлекаемых запасов, используя собственные технологии

09.01.2018 Александр Хуршудов

Александр щедро положил на баженовскую свиту 5-6 % извлекаемых запасов. Прямо как американское агентство EIA. Хотя такой коэффициент извлечения нигде еще не получен. Ни в США, ни в России.

30.11.2017
Павел Завальный: Возобновляемые источники энергии завоевывают рынок нерыночным способом

04.01.2018 Леонид Александрович Васильев 48 лет

Согласен с тем что ВИЭ без господдержки пока совершенно неконкурентоспособны и это надолго. Но без господдержки они бы просто не состоялись, а их развитие необходимо начинать сейчас. Для полноценного развития ВИЭ нужны недорогие, но мощные аккумуляторы, преобразователи и прочее, чего пока ещё нет, и углеводородная энергетика останется основной ещё как минимум до конца века. Потом она останется дополнительной или резервной, такой прогноз мне представляется вполне реальным.

01.01.2018
Акцизы для легковых авто c 1 января выросли в зависимости от мощности двигателя

01.01.2018 Кобзарев Игорь Иванович 55лет

А как это коснётся мототранспорт, которые в эксплуатации 4-5 месяцев в году, в частности мото, где 200 л.с. и более? Или снова ездить без документов,так как цены как на легковое?

29.11.2017
Югра представила проекты в сфере энергоэффективности на форуме в Красноярске

01.01.2018 Олег Алексеевич Мигин (42года)

Энергетика в Сибири развивается хорошо, и многие проекты по энергоэффективности как пишут уже реализуются, наверняка это лишь начало. Видимо холода как то способствуют развитию энергосбережения.

03.04.2017
ПРИОБКЕ – 35. Василий Литвинов: Что было и что есть – небо и земля!

31.12.2017 Васильева Светлана

Братик,поздравляю,всех благ,новых успехов,сил,терпения,здоровья.

Индекс цитирования