Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

У развитых стран возвращается аппетит к нефти

Ведомости
22 сентября/ 11:10

Десятилетние усилия снизить потребление нефти в развитых странах могут пойти насмарку. Низкие цены на топливо увеличивают спрос на него, а потребители снова выбирают более крупные и мощные автомобили.

Спрос на нефть в странах ОЭСР достиг пика в 50,4 млн барр. в день в 2005 г., по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Затем из-за высоких цен он снизился почти на 10% к 2014 г. Но потом начался обвал цен – со $115 до примерно $55 к настоящему моменту, и спрос в этих странах стал ежегодно расти примерно на 400 000 баррелей в день. По прогнозам МЭА, в 2018 г. он достигнет 47,4 млн баррелей в день. Если тренд продолжится, то снижение потребления нефти странами ОЭСР на 62% с 2008 г. будет нивелировано уже к концу 2018 г. И это несмотря на попытки правительств повысить топливную эффективность транспорта, бороться с загрязнением и снизить зависимость от импорта нефти.

Неожиданно высокое потребление нефти в развитых странах, учитывая его рост и в развивающихся, создает неопределенность относительно того, когда мировой спрос достигнет пика. Некоторые компании, включая Royal Dutch Shell, предупреждали, что это может произойти в 2020-е гг. Но «период низких цен, несомненно, замедлил переход на возобновляемую энергетику», возражает Джюнейт Казокоглу из консалтинговой фирмы FGE.

Хотя спрос на нефть рос одновременно с ускорением экономики в Северной Америке и Европе, снижение цен сыграло главную роль в изменении поведения потребителей, уверен аналитик Barclays Майкл Коэн. По его словам, наблюдавшееся несколько лет улучшение средней топливной экономичности автомобилей почти прекратилось. «Хотя и не все водители покупают кроссоверы и внедорожники, но они точно не выбирают суперэкономичные автомобили, которым могли бы отдать предпочтение при ценах на нефть выше $100», – говорит Коэн.

Рост популярности таких электромобилей и гибридов, как Tesla Model X и Toyota Prius, заставил СМИ рассуждать о том, как этот тренд ударит по спросу на горючее топливо. Но многие аналитики говорят, что эти рассуждения оторваны от реальности. Согласно FGE в первом полугодии 2017 г. на каждый новый электромобиль на дорогах США пришлось 60 новых кроссоверов и внедорожников. В Китае это соотношение составляет 1 к 30, а в Европе – 1 к 25.

Бывший гендиректор BP Тони Хейворд восемь лет назад прогнозировал, что спрос на бензин в США никогда уже не достигнет уровня 2008 г., когда цены на нефть подскочили почти до $150. Спрос после этого резко упал, чему способствовала и рецессия, но в августе 2017 г. потребление бензина установило новый рекорд – 9,9 млн барр. в день, по оценкам минэнерго США.

Сланцевый бум в США, вызвавший обвал цен на нефть, угрожал привести к их снижению в начале 2017 г. Но с тех пор стоимость Brent стабилизировалась выше $50, WTI торгуется у этой отметки. Многие аналитики связывают это с ростом потребления. Некоторые защитники окружающей среды утверждают, что правительства должны были воспользоваться периодом низких цен на нефть, чтобы повысить акцизы на топливо. Но другие считают восстановление спроса временным. По мнению Чарли Кроника из Greenpeace, стремление Китая и Индии запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями будет более эффективным способом переломить ситуацию в пользу электромобилей, чем политика любой из западных стран.

Энергетический сектор все еще адаптируется к тому, что нефть больше не стоит $100. Но некоторые аналитики призывают инвесторов не игнорировать рост спроса в ОЭСР и его последствия, включая потребность в дополнительном предложении. «Проблема нефтяного рынка в том, что его участники, по-видимому, ставят на возможное ослабление спроса в следующем десятилетии, игнорируя сегодняшнюю реальность. Инвесторы зациклены на пока не свершившейся энергетической революции», – утверждают специалисты Energy Aspects.

Просмотров 622
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2010
Сибирский учебный центр Шлюмберже – кузница кадров для российской нефтяной индустрии

11.12.2017 Азаргаев Батор Бальжинович, 37 лет

Здравствуйте,я хотел бы узнать про поступление на учебу в Сибирский учебный центр Шлюмберже г.Тюмени на рабочие специальности в области добычи нефти и газа.Сможете ли меня подробно проинформировать по этому поводу. Заранее благодарен!

04.12.2017
Александр Хуршудов: Технология многоступенчатого ГРП достигла предела своей эффективности

11.12.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Здравому смыслу: на кораблях под парусом ходили и более 1000 лет, пока не научились двигаться ПРОТИВ ВЕТРА - это тоже противоречит "здравому смыслу"?! Я имею отличное образование и множество патентов, и поэтому я ЗНАЮ как делать ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ гидроразрыв - но это изобретение я пока не патентовал, ищу стратегического партнера.
Каприелову К.Л.: горизонтальный гидроразрыв - не только для сланцев, было указаны многозабойные скважины И горГРП. Вот для многозабойных скважин я тоже разработал свою роторно-управляемую систему, долото, ВЗД и прочее. Не говоря уже об автоматизированном донном бурении на шельфе - существующая техника находится на пещерном уровне.

07.12.2017
Аналитики назвали перспективные метаноловые проекты России

11.12.2017 Алекперов Олег, 42

А что, НГСК отказалась от реализации проекта в Усть-Луге?

21.11.2017
Дмитрий Медведев: В РФ необходимы более гибкие механизмы стимулирования разработки нефтяных месторождений

25.11.2017 Иванов А.А.

будут ли дано разрешение на разработку новых месторождений на юге тюменской области для нужд местного значения при наличии покупателя на топливо и электричества для перспективы инвестиций и рабочих мест?

24.11.2017
Инна Лосева: Когда нефтяным компаниям сложно, правительство должно подставить свое плечо

25.11.2017 Иванов А.А.

какие льготы для разработки новых месторождений для нужд местного значения планируют.

19.10.2017
Депутаты Тюменской областной думы подчеркнули важность газификации труднодоступных территорий

25.11.2017 Белокурова Наталья Васильевна 46

Живу в Тюмени и не имею возможности провести газ предлагают вести отдельную трубку за 256 тыс хотя основная труба газопровода в 5 метрах от дома ваша программа газификация только для состоятельных людей

23.11.2017
Нижневартовским нефтяникам представили первый отраслевой проект на блокчейн-платформе

23.11.2017 Доброжелатель

Парни молодцы! Проект давно идет и показывает результаты! Должны всех встряхнуть!

Индекс цитирования