Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

У развитых стран возвращается аппетит к нефти

Ведомости
22 сентября/ 11:10

Десятилетние усилия снизить потребление нефти в развитых странах могут пойти насмарку. Низкие цены на топливо увеличивают спрос на него, а потребители снова выбирают более крупные и мощные автомобили.

Спрос на нефть в странах ОЭСР достиг пика в 50,4 млн барр. в день в 2005 г., по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Затем из-за высоких цен он снизился почти на 10% к 2014 г. Но потом начался обвал цен – со $115 до примерно $55 к настоящему моменту, и спрос в этих странах стал ежегодно расти примерно на 400 000 баррелей в день. По прогнозам МЭА, в 2018 г. он достигнет 47,4 млн баррелей в день. Если тренд продолжится, то снижение потребления нефти странами ОЭСР на 62% с 2008 г. будет нивелировано уже к концу 2018 г. И это несмотря на попытки правительств повысить топливную эффективность транспорта, бороться с загрязнением и снизить зависимость от импорта нефти.

Неожиданно высокое потребление нефти в развитых странах, учитывая его рост и в развивающихся, создает неопределенность относительно того, когда мировой спрос достигнет пика. Некоторые компании, включая Royal Dutch Shell, предупреждали, что это может произойти в 2020-е гг. Но «период низких цен, несомненно, замедлил переход на возобновляемую энергетику», возражает Джюнейт Казокоглу из консалтинговой фирмы FGE.

Хотя спрос на нефть рос одновременно с ускорением экономики в Северной Америке и Европе, снижение цен сыграло главную роль в изменении поведения потребителей, уверен аналитик Barclays Майкл Коэн. По его словам, наблюдавшееся несколько лет улучшение средней топливной экономичности автомобилей почти прекратилось. «Хотя и не все водители покупают кроссоверы и внедорожники, но они точно не выбирают суперэкономичные автомобили, которым могли бы отдать предпочтение при ценах на нефть выше $100», – говорит Коэн.

Рост популярности таких электромобилей и гибридов, как Tesla Model X и Toyota Prius, заставил СМИ рассуждать о том, как этот тренд ударит по спросу на горючее топливо. Но многие аналитики говорят, что эти рассуждения оторваны от реальности. Согласно FGE в первом полугодии 2017 г. на каждый новый электромобиль на дорогах США пришлось 60 новых кроссоверов и внедорожников. В Китае это соотношение составляет 1 к 30, а в Европе – 1 к 25.

Бывший гендиректор BP Тони Хейворд восемь лет назад прогнозировал, что спрос на бензин в США никогда уже не достигнет уровня 2008 г., когда цены на нефть подскочили почти до $150. Спрос после этого резко упал, чему способствовала и рецессия, но в августе 2017 г. потребление бензина установило новый рекорд – 9,9 млн барр. в день, по оценкам минэнерго США.

Сланцевый бум в США, вызвавший обвал цен на нефть, угрожал привести к их снижению в начале 2017 г. Но с тех пор стоимость Brent стабилизировалась выше $50, WTI торгуется у этой отметки. Многие аналитики связывают это с ростом потребления. Некоторые защитники окружающей среды утверждают, что правительства должны были воспользоваться периодом низких цен на нефть, чтобы повысить акцизы на топливо. Но другие считают восстановление спроса временным. По мнению Чарли Кроника из Greenpeace, стремление Китая и Индии запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями будет более эффективным способом переломить ситуацию в пользу электромобилей, чем политика любой из западных стран.

Энергетический сектор все еще адаптируется к тому, что нефть больше не стоит $100. Но некоторые аналитики призывают инвесторов не игнорировать рост спроса в ОЭСР и его последствия, включая потребность в дополнительном предложении. «Проблема нефтяного рынка в том, что его участники, по-видимому, ставят на возможное ослабление спроса в следующем десятилетии, игнорируя сегодняшнюю реальность. Инвесторы зациклены на пока не свершившейся энергетической революции», – утверждают специалисты Energy Aspects.

Просмотров 500
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.10.2017
"Газпром нефть" и МФТИ займутся изучением и сопровождением гидроразрыва пласта в Баженовской свите

20.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

В "бажене" ГРП малоэффективен. С учетом всех нюансов гораздо более выгодным будет бурить многозабойные разветвленные скважины по ТАМЛ-1 ("рыбий скелет" - фишборн), если поднять скорость бурения с помощью моих уникальных гидро-механических роторно-управляемых систем (развитие идеи Везерфорда), ВЗД и новых трехшарошечных долот, не имеющих с существующими почти ничего общего. Новое качество может прийти только с новыми конструкциями и технологиями самого бурения.

19.10.2017
Производители оборудования для ТЭК пока не готовы выходить на внешний рынок

19.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Основная проблема импортозамещения и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке - это отсталость конструкций, предлагаемых отечественными предприятиями. Какой смысл рекламировать свои "каменные топоры", если все давно уже работают на "бензопилах". Только новая продукция, с масштабным превалированием преимуществ, может подвинуть протекционистскую политику за рубежом - потому что при равных характеристиках иностранные покупатели все равно будут вынуждены брать "свое родное" - рыночные отношения только в книжках наших псевдоэкономистов...

18.10.2017
Депутаты Госдумы предложили ввести штрафы за неэффективное использование энергоресурсов

19.10.2017 Башлыков Сергей Викторович

Я писал программу вывода ТЭКОСа из банкротства за счет перевода области на спбт...ушел...по собственному...и получил в догонку У/Д...за неуплаченный НДФЛ моими предшественниками..
Все можно исправить в нашей стране...Дело прекратили за отсутствием основания для возбуждения...подставили...прокуратуру, следств.ком. и Государство. Я был два года безработным...Взыскал все материальные и моральные убытки. Прокуратура принесла публичное извинение... Все грустно... когда топы не работают...Для губера...я очень умный...и таким людям не место в Првительстве С-Пб...Не обанкротил ни одного предприятия. Вывел из банкротства Осетровский речной порт...без реализации имущества...впервые в России

09.10.2017
НОВАТЭК снизил добычу углеводородов на 7,5%

19.10.2017 Башлыков Сергей Викторович

Молю господа...чтобы Новотек не сожрали...

11.10.2017
В Ямальском районе поставлен рекорд по бурению многоствольных скважин

11.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Вообще-то, ТАМЛ-1 - это основной ствол обсаженный, а "боковик" - нет. Если есть хотя бы хвостовик/фильтр, то уже считается ТАМЛ-2. И зарезка бокового ствола с обсаженного основного при только начале бурения (не реконструкции) - оксюморон. Боковик надо бурить из открытого ствола без установки/снятия клинов-отклонителей.

24.08.2017
Газпром намерен за пять лет вложить 4,8 млрд руб. в газификацию Кировской области

11.10.2017 Исупова Юлия Викторовна 37 лет

Мы жители села Быково Куменского р-на,Кировской обл,Исупова Юлия Викторовна,Копосова Галина Алексеевна и Калинин Генадий Генадьевич нам не нужен газовый стояк,но с нас через мирового судьи хотят взять эти деньги,нам говорили что бесплатно ставить будут стояки,а теперь требуют деньги,в пустых домах тоже установили стояки но никто за них не платят,а почему мы должны платить?

Индекс цитирования