Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Россия может использовать катарский "газовый козырь"

05 июня 2017/ 16:09

 В понедельник Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет, Йемен и еще ряд стран разорвали дипломатические отношения с Катаром, объяснив это "поддержкой терроризма" и "раскачиванием ситуации с безопасностью" в регионе. В частности, стране вменяется в вину содействие террористическим группировкам в Йемене, таким, как "Аль-Каида" и "Исламское государство" (запрещены в РФ). Катарским дипломатам дали 48 часов на то, чтобы покинуть Саудовскую Аравию и ОАЭ, а простым гражданам – две недели на то же самое. Кроме того, четыре страны, первые разорвавшие связи с Катаром, объявили о закрытии или ограничении морского и воздушного сообщения.

Сам Катар уже назвал действия соседей по региону неоправданными и отверг все обвинения. В Дохе пообещали сделать все, чтобы "противостоять попыткам оказать влияние на катарское общество и экономику" и заверили, что бойкот не повлияет на жизнь подданных и резидентов страны. Однако, по данным Sky News Arabia, утром в понедельник фондовый рынок Катара упал более чем на 8% на фоне политического негатива. 

Эксперты полагают, что причиной "арабской ссоры" стало несогласие Катара с жесткой линией в отношении Ирана президента США Дональда Трампа. Его риторика на недавнем саммите стран Персидского залива и США в Эр-Рияде послужила причиной раскола. Если раньше страны залива пытались хотя бы внешне проявлять единство и не выносить сор из избы, то теперь противоречия вырвались наружу. Пока неясно, перестанет ли впредь Трамп раскачивать отношения на Ближнем Востоке, опасаясь эскалации, или американцы как раз этого и добиваются в своих внешнеполитических интересах.

Впрочем, по мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева, до серьезного обострения на Ближнем Востоке дело не дойдет: "погоду" в регионе делают отнюдь не отношения арабских стран с Катаром, и все решается не на этом треке. 

Нефтяное перемирие сохранится

Россия рассчитывает, что напряженность в Персидском заливе не отразится на соглашении о сокращении добычи нефти стран, входящих и не входящих в ОПЕК. Как пояснил постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Владимир Воронков, документ имеет не политическую, а экономическую направленность, кроме того, не все страны региона разорвали дипотношения с Катаром. При этом Минэнерго РФ намерено обсудить ситуацию с Катаром на заседании мониторингового комитета по соблюдению соглашения в формате ОПЕК+.

По мнению старшего аналитика ФК "Уралсиб" Алексея Кокина, до серьезного противостояния дело дойти не должно. "В последний раз войну в регионе мы наблюдали в Ираке, но и тогда сокращение нефтедобычи шло постепенно, а американцы старались нанести минимальный вред нефтедобывающей инфраструктуре. Вряд ли венское соглашение, над которым так долго работали Саудовская Аравия и Россия, будет развалено из-за того, что Катар подвергнут остракизму", - сказал он агентству "Прайм". 

Не окажет серьезного влияния на рынок и возможный спад добычи в Катаре. Основные запасы нефти в регионе Персидского залива действительно сосредоточены на северо-востоке, но в Катаре их немного. Добыча страны не превышает 600-700 тысяч баррелей в день. Примерно на столько, по условиям соглашения, обязаны сократить ежедневную добычу страны, не входящие в ОПЕК.  

Реакция нефтяного рынка возможна лишь в случае активных военных действий в регионе, как это было, к примеру, во время иракской кампании, но пока оснований для такого сценария нет, уверен Кокин. Это демонстрируют и цены на нефть, сохраняющиеся в течение дня в районе 50 долларов за баррель – на дипломатические коллизии они не реагируют. 

Газовый козырь

Другое дело – катарский экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Катар лидирует по этому показателю со значительным отрывом. На его долю приходится около трети мирового экспорта СПГ, столько же, сколько на последующую тройку стран в этом списке – Австралию, Малайзию и Нигерию – вместе взятые. Запасы газа Катара составляют порядка 24,5 трлн кубометров, в год производится около 75-80 млн тонн СПГ, рассказал "Прайму" аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков.

По его мнению, логика текущего кризиса между Катаром и четвёркой арабских государств заключается в постепенном наращивании давления на эмират. "Если идеологическое противостояние между Саудовской Аравией и Катаром достигло точки, когда потребовались более жёсткие действия, чем заявления в прессе, то вряд ли кризис закончится лишь разрывом дипломатических отношений. Возможно, что арабская коалиция будет настаивать на экономических ограничениях", - считает он.

В этом случае, речь пойдет, прежде всего, о газовом экспорте, ограничение которого непосредственно касается рынков Европы и Азии. Сокращение предложения на европейском рынке приведёт к росту спроса на российский трубопроводный газ, что бесспорно, станет для нас козырем с точки зрения наполнения бюджета. На азиатском направлении позиции РФ не столь сильные, но все же можно ждать повышения стоимости СПГ, что благоприятно для проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также для перспектив "Ямал-СПГ", рассуждает Кочетков. 

Кроме того, рост рисков на Ближнем Востоке благотворно скажется на позиции Китая, который вяло занимается российскими трубопроводными проектами. Потенциальный рост стоимости СПГ в перспективе ближайших лет сделает новые газопроводы не только коммерчески интересными, но и стратегически необходимыми для экономики КНР. Сценарий увеличения давления на Катар через экономические ограничения выгоден также американским производителям газа, которые могут частично удовлетворить европейский и азиатский спрос своими поставками СПГ, добавил эксперт.

В свою очередь, Кокин из "Уралсиба" полагает, что серьезный удар по мировому экспорту СПГ возможен лишь в случае жесткого сценария. Если катарские газовозы перестанут пускать в страны-импортеры СПГ, то быстрой замены найти не удастся. Россия сможет нарастить экспорт в Европу по трубопроводной системе и, конечно, от этого выиграет, но трубы в Азию у нас нет, а на рынке СПГ мы занимаем не более 5%, что не идет ни в какое сравнение с катарскими объемами. Но такой сценарий маловероятен, поскольку Катар вовсе не является мощной военной державой. Он не готов идти на серьезное противостояние, тем более, его инвестиции как в Европу, так и в соседние экономики велики. Скорее всего, дело ограничится дипломатическим скандалом, который постепенно сойдет на нет, заключил аналитик.

Прайм

Просмотров 1738
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

24.01.2020 Анисимов Олег Александрович, 62 года

Я доктор наук, последние 30 лет занимаюсь моделированием мерзлоты и оценкой рисков для инфраструктуры. Всегда удивляюсь, с какой легкостью "эксперты" без всяких расчетов называют какие-то немыслимые суммы ущерба. Мы с коллегами анализировали данные наблюдений, проводили расчеты, опубликовали множество работ на эту тему, интересующиеся могут их почитать на нашем сайте permafrost.su. Проблема, действительно, существует, но оценки многомиллионных долларовых ущербов, взятые "с потолка", совершенно неверны. Есть хорошо работающие инженерные меры по укреплению фундаментов на мерзлоте, охлаждающие устройства (термосифоны), которые прекрасно помогают справиться с увеличением температуры мерзлоты, да и много других простых технологий.
Я 20 лет работал с упомянутым в статье академиком М.И. Будыко, был его заместителем, сейчас руковожу созданным им отделом изменений климата. Будыко такой безответственности никогда не допускал. Но он, как и я, принадлежит к поколению ученых, не болтающих попусту для привлечения внимания. Словом, удивляюсь я, читая этого "эксперта". Ему бы в "Московском комсомольце" работать, там любят таких паникеров.

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования