Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Игорь Шпуров: Увеличить объемы ГРР помогут высокая цена на УВС и наличие перспективных территорий

31 марта 2017/ 08:13

Тюмень. Сегодня российская геология находится на пороге нового этапа – кардинально меняется работа с запасами. Россия стала первой страной, чья национальная классификация углеводородного сырья (УВС) признана ООН. Праздничная дата - время для подведения итогов, а также возможность озвучить существующие проблемы, определить тенденции и перспективы развития. В преддверии Дня геолога Игорь Шпуров, возглавляющий Государственную комиссию по запасам (ГКЗ) полезных ископаемых, поделился своим видением развития геологоразведки в РФ.

- Минприроды России планирует внести поправки в закон "О недрах", предусматривающие меры экономического стимулирования геологоразведки. Игорь Викторович, как это повлияет на политику в области развития геологоразведки в России?

- Любые меры экономического стимулирования, принимаемые на законодательном уровне, позволяют улучшить политику в области развития геологоразведки. Несомненно, и на этот раз  влияние на  увеличение объема ГРР, проводимых компаниями, должно оказаться положительным. Насколько вырастут объемы работ, можно будет наблюдать после принятия данных поправок.

На стимулирование роста геологоразведочных работ влияет два фактора. Первый – это цена на углеводородное сырье, второй - наличие  перспективных территорий. Последнее, в свою очередь, зависит от того, насколько активно государство ведет работу в области регионального геологического изучения недр и выявления перспективной нефтегазоносности территорий с целью их дальнейшего лицензирования. Поэтому проведение ГРР недропользователями во многом зависит именно от активной и эффективной работы в этом направлении со стороны государства.

- Какие приоритеты/тренды будут наблюдаться в геологоразведке в течение ближайших 5 лет?

- Если не увеличивать объем геологоразведочных работ на государственном уровне и не акцентировать их на поиск новых нефтегазоперспективных территорий, то приросты запасов будут медленно снижаться. Напротив, лицензирование новых территорий, которые государство оценило как перспективные,  позволит компаниям развивать геологоразведочную активность и, соответственно, увеличивать прирост запасов на этих территориях.

- Игорь Викторович, завершается переход на новую классификацию запасов и ресурсов углеводородного сырья. Ранее Вы говорили, что о результатах нововведений можно будет говорить в марте, когда запасы будут поставлены на государственный баланс. Каковы итоги?

- Те задачи, на которые государство рассчитывало при введении новой классификации, оправданы. В частности, появилось новое понятие «извлекаемые запасы за рентабельный срок разработки». Наряду с этим, удалось выделить и  такие запасы, разработка которых в сегодняшних условиях - при нынешней экономике и современных технологиях - неэффективна. А значит, и поставить вопрос о возможности и необходимости разработки таких запасов.

Второе – нам удалось снять ряд административных барьеров. В частности, мы включили в состав  государственной  комиссии по запасам  центральную комиссию по разработке месторождений УВС. Исчезла необходимость составления лишних документов, в частности, ТЭО КИН. Проекты  разработки, технологические документы теперь проходят официальную государственную экспертизу, которая касается, в том числе, извлекаемых запасов.

Принципиально в новой системе и то, что она основана на проектном принципе и в ней появилась экономическая составляющая. Эти  факторы позволили гармонизировать российскую классификацию с Международной рамочной  классификацией ООН. Таким образом, наша система оценки запасов  впервые за всю историю официально признана мировым сообществом. А значит и стоящие на государственном балансе запасы в скором времени смогут использоваться отечественными и зарубежными финансовыми институтами (банками, биржами) при принятии инвестиционных решений

- Какие задачи стоят перед ГКЗ в 2017 году?

- Мы продолжим работу над совершенствованием нормативно-правовых и методических документов, которые обеспечивают  внедрение новой классификации запасов  УВС. Многое из этого уже сделано.

Также в наших планах подготовка новой классификации по твердым полезным ископаемым. У ГКЗ очень много работы с ООН. В частности, это case study – сопоставление методических приемов при подсчете запасов УВС и работа над документом, регулирующим понятие "компетентные лица" - ключевое в мировом сообществе при подтверждении квалификации эксперта

 Одно из основных приложений наших сил - работа по  развитию экспертного сообщества. В России до сих пор нет признанного государством понятия «эксперт в сфере недропользования и подсчета запасов». Нам предстоит провести огромную работу, чтобы эксперты, которые, на мой взгляд, являются одними из лучших в мире, получили такое признание в начале со стороны российского государства, а потом и со стороны международного сообщества.

- 2 апреля в России отмечается День геолога. Что Вы пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

- В День геолога хочется пожелать удачи и новых счастливых открытий, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. И, конечно, здоровья!

Просмотров 3035
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

Индекс цитирования