$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Япония рассчитала дорогу к России

22 марта 2017/ 12:05

Укрепляющиеся отношения Москвы и Токио могут сделать реальным проект строительства газопровода из России в Японию. "Ъ" удалось ознакомиться с расчетами японской стороны. По ним трубу мощностью 25 млрд кубометров газа в год и стоимостью около $6 млрд можно запустить уже в 2022 году. В результате Япония надеется получить газ в 2,5 раза дешевле СПГ, крупнейшим мировым импортером которого выступает страна.

Japan Pipeline Development and Operation (JPDO) и Japan Russian Natural Gas (JRNG) по итогам предТЭО подготовили план строительства газопровода Сахалин—Хоккайдо для поставки российского газа в Японию (копия есть у "Ъ"). Его мощность запланирована на уровне 20 млрд кубометров газа в год, длина — 1,5 тыс. км до Токио, стоимость — около $5,5-6 млрд. Такой вариант экспорта обсуждается уже более десяти лет, но до сих пор не одобрен "Газпромом". Значительный импульс проекту придали переговоры Владимира Путина с премьером Японии Синдзо Абэ в декабре 2016 года, по итогам которых "Газпром" и японская сторона должны были подготовить отчет о целесообразности строительства трубы. Ответа монополии в Минэнерго ожидают в апреле. Вчера в "Газпроме" лишь отметили, что там рассматривают "различные варианты монетизации газа с Сахалина".

JPDO, как выяснилось, считает трубу выгодной для обеих сторон. Как отмечает президент компании Хидэо Огава, заказанное девелопером предварительное ТЭО "подтвердило основные условия реализации проекта". Согласно выводам экспертов, проект будет обеспечен даже более высоким спросом, чем планировалось,— около 25 млрд кубометров газа вместо 20 млрд. И если Япония сможет закупать дешевый газ на долгосрочной стабильной основе, возможно расширение спроса, отмечается в документе. В целом Япония, крупнейший мировой потребитель СПГ, хотела бы заменить другие источники энергии примерно 120 млрд кубометров газа.

Рентабельность проекта, по мнению экспертов, "вполне очевидна" и, обеспечив коэффициент ROE более 20%, стороны смогут привлечь к участию ведущие отечественные и зарубежные предприятия, а также инвесторов и кредитные организации. Проектом предполагается собственное финансирование консорциума на уровне 20% (из них Япония планирует вложить более половины), остальное — заемные средства. По версии японской стороны, обеспечение максимального капитала для строительства в $6,2 млрд "вполне осуществимо". Для реализации проекта может быть создана компания особого назначения (SPC) с участием международного консорциума (в том числе компаний из США, Европы, Азии и Австралии). Завершить строительство реально к 2022 году.

Сырьевой базой, говорится в документе, должны стать ближайшие к Японии месторождения проекта "Газпрома" "Сахалин-3" (запасы около 1,4 трлн кубометров), которых хватит более чем на 50 лет экспорта трубопроводного газа. Правда, сама монополия планировала обеспечивать этим газом третью очередь своего СПГ-завода "Сахалин-2". Также в качестве источника газа японцы указывают Восточную Сибирь с запасами 3,2 трлн кубометров, "Сахалин-1" (500 млрд кубометров), о закупках с которого монополия не может договориться долгие годы, и другие проекты на шельфе Сахалина и в Охотском море.

По расчетам японцев, если транспортировать 25 млрд газа в виде СПГ, то затраты на сжижение составят около $18 млрд, "в то время как транспортировку трубного газа можно осуществить по довольно низкой цене". Так, цена СПГ с учетом затрат на транспорт, терминал по сжижению, регазификации и доставку потребителю составляет около $5 за MMBtu, в то время как стоимость трубопроводного газа — $2. Сейчас Япония покупает около 80% российского СПГ с "Сахалина-2" (мощность 10,5 млн тонн в год).

В связи с этим в документе указывается, что, несмотря на расположенные рядом запасы газа, Япония "необычным образом продолжает использовать исключительно СПГ".

И это, отмечают эксперты, можно изменить, сосредоточившись на замене нефтяного, угольного и работающего на СПГ оборудования на газовую энергетику. Еще одной причиной использования именно СПГ указывается присутствие "старой теории беспокойства из эпохи бывшего СССР". Но "произошла колоссальная смена эпох, политические отношения между РФ и Японией стали более тесными, и идея введения трубопровода с наиболее близкого расстояния представляется максимально разумной с точки зрения экономики", говорится в отчете.

Так, по расчетам экспертов, доход от стоимости транспортировки составит около $1,5 млрд в год, расходы на эксплуатацию и т. д.— около $500 млн, выручка — около $1 млрд, чистый доход — около $670 млн. При этом консорциум по реализации проекта мог бы также заниматься продажей газа, электроэнергии, газовой химии и СУГ.

Российская сторона проявляет меньше энтузиазма: в конце 2016 года заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский говорил, что вероятность реализации проекта мала. Но на рынке отмечают, что с учетом подвижек в отношениях России и Японии проект может оказаться актуальным элементом укрепления сотрудничества. Эта тема, говорят источники "Ъ" на рынке, может обсуждаться во время предстоящего визита Синдзо Абэ в Россию в апреле. В ходе поездки в Японию главы МИД РФ Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу 20 марта никаких серьезных прорывов не произошло, но и осложнений не возникло (см. "Ъ" от 21 марта).

Но кроме политических в рамках проекта возможны и экономические проблемы. Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что газовый рынок Японии сильно децентрализован: множество игроков имеют собственные СПГ-терминалы, которые обеспечивают локальное снабжение газом конкретные территории, а сеть газопроводов фактически отсутствует. Создание ГТС потребует масштабных затрат, которые не сможет покрыть низкая стоимость российского трубопроводного газа. Также остаются экологические вопросы и риски прокладки трубы с геологической точки зрения ввиду высокой сейсмической активности в регионе.

Коммерсант

Просмотров 1399
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^