Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

В России вводят экспресс-проверку качества топлива на АЗС

13 марта/ 08:59

Правительство нашло новый, достаточно радикальный способ борьбы с некачественным топливом. С апреля Росстандарт начнет проверять бензин и дизельное топливо на АЗС с помощью экспресс-теста, что позволит отправлять на длительный и дорогостоящий лабораторный анализ только подозрительные образцы. В дальнейшем Росстандарт рассчитывает получить право закрывать АЗС только на основе результатов экспресс-теста, который занимает несколько минут в отличие от нескольких дней, уходящих на лабораторную проверку.

Росстандарт до конца года планирует ввести в России новую методику оценки качества топлива на основе экспресс-анализа, сообщили "Ъ" в ведомстве. Экспресс-анализатор, разработанный в подведомственном институте ВНИИР, может вне лаборатории за несколько минут с точностью до 95% определить октановое и цетановое числа топлива, а также массовую долю серы, концентрацию железа, марганца и свинца.

Сейчас схема проверки предполагает направление проб на лабораторный анализ, что занимает около недели, а также требует существенных затрат — 15-25 тыс. руб. за каждый образец в зависимости от региона. Теперь, поясняют в Росстандарте, если проверка пробы непосредственно на АЗС или нефтебазе не выявит нарушений, отпадет необходимость в лабораторном анализе. На него будут отправляться только те образцы, где экспресс-анализ выявил отклонения от стандартов. По оценкам ведомства, такой подход позволит в шесть-восемь раз снизить расходы на контроль качества топлива, увеличить охват проверок и сократить их сроки, а также снизить административное давление на добросовестный бизнес.

Впрочем, сейчас, если экспресс-анализ выявит нарушения, только на его основании остановить работу АЗС или нефтебазы нельзя. Это можно сделать только по итогам проверки в лаборатории, получение результатов которой занимает несколько дней. На практике за это время АЗС или нефтебаза, как правило, успевают распродать некачественное топливо. "В перспективе мы планируем выступить с инициативой, в рамках которой можно будет приостанавливать продажи сомнительного топлива сразу после анализа на АЗС или нефтебазе, откуда в основном и поступает контрафактное топливо",— сообщили "Ъ" в Росстандарте.

Масштабная борьба с контрафактным топливом в России началась в 2015 году по поручению Владимира Путина. Как говорили собеседники "Ъ" на рынке, исходно в этом были заинтересованы крупные нефтяники, которые хотели устранить конкурентов на фоне насыщения внутреннего рынка бензина и роста налоговой нагрузки на нефтепереработку. Идею поддержал и Минфин, поскольку в большинстве случаев смысл продажи контрафактного топлива заключается в уходе от уплаты акцизов.

По данным Росстандарта, в 2016 году нарушения были обнаружены на 18% российских заправок, при этом 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств. Это самый низкий уровень за последние пять лет, в то время как годом ранее он был рекордно высоким — 42,5%. В то же время рост акцизов в последние два года и снизившаяся маржа нефтепереработки способствуют увеличению объемов контрафактного топлива. По разным оценкам, объем контрафакта на рынке может составлять 6-10 млн тонн (около 8-15% от потребления бензина и дизельного топлива в РФ).

Росстандарт собирается начать применение экспресс-анализаторов в тестовом режиме уже в апреле в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Полноценного внедрения методики в ведомстве ожидают до конца года, когда будут внесены необходимые изменения в нормативные акты. В ближайшее время экспресс-анализатор должен быть внесен в реестр средств измерения установленного типа, также ВНИИР проводит работу по его внесению в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. В 2016 году Росстандарт утвердил предварительный национальный стандарт (ПНСТ 155-2016), который предусматривает применение экспресс-анализаторов.

Стоимость прибора составляет около 300 тыс. руб., его пока производит только ВНИИР, но Росстандарт готов закупать приборы на тендерах и у других производителей, если они появятся. Спрос на экспресс-анализаторы может вырасти, если их начнут применять непосредственно продавцы топлива. Например, АЗС, которая сейчас вынуждена либо доверять паспорту качества топлива, представленному поставщиком, либо заказывать дорогой лабораторный анализ, сможет применить экспресс-тест прямо при приемке. Это поможет снизить риски получения контрафакта и тем самым обезопасить добросовестного продавца от наказания за некачественный товар.

Сейчас штраф для юрлиц за продажу контрафактного топлива составляет около 300 тыс. руб., но в перспективе он, вероятно, станет оборотным — 1% от выручки. В 2016 году соответствующий законопроект одобрила госкомиссия по антиконтрафактной деятельности, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Ожидается, что в 2017 году законопроект утвердит правительство (Минэнерго его уже одобрило).

Глава Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша считает применение новой экспресс-методики правильным и эффективным. Но, по его мнению, важно не делать поспешных выводов на основе только такого анализа, а предъявлять обвинения после регламентированного теста в лаборатории. В крупнейших нефтекомпаниях не стали комментировать ситуацию.

Гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов согласен, что Росстандарт в целом идет в правильном направлении. "На розничном рынке необходимо внедрение дешевых методов экспресс-анализа качества нефтепродуктов. Высокий интерес к таким методам, скорее всего, проявят добросовестные розничные продавцы, стремящиеся обезопасить себя от неправомерных действий водителей бензовозов",— считает он. Но, уточняет эксперт, не совсем понятен смысл проверки качества топлива на нефтебазе. На нефтебазах хранятся различные светлые и темные нефтепродукты, и этот товар совсем не обязательно впоследствии реализуется на АЗС, поясняет господин Турукалов. Сам факт хранения на нефтебазе, например, дистиллята газового конденсата с высоким содержанием серы не является нарушением. Нарушение, подчеркивает эксперт,— это когда такой товар продается на АЗС под видом дизельного топлива.

Коммерсантъ

Просмотров 1009
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

06.10.2017
Nord Stream проработала вариант маршрута "Северного потока-2" в обход Дании

21.10.2017 Олег Алексеевич Мигин 42 года

Тоже не понимаю когда говорят что поглощение Uniper компанией Фортум может как то осложнить проекты Газпрома. Они давно работают и взаимодействуют в России, Фортум адекватная компания, никаких истерик по поводу санкций они не поддерживают. Профессионалы всегда занимаются своим делом.

20.10.2017
"Газпром нефть" и МФТИ займутся изучением и сопровождением гидроразрыва пласта в Баженовской свите

20.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

В "бажене" ГРП малоэффективен. С учетом всех нюансов гораздо более выгодным будет бурить многозабойные разветвленные скважины по ТАМЛ-1 ("рыбий скелет" - фишборн), если поднять скорость бурения с помощью моих уникальных гидро-механических роторно-управляемых систем (развитие идеи Везерфорда), ВЗД и новых трехшарошечных долот, не имеющих с существующими почти ничего общего. Новое качество может прийти только с новыми конструкциями и технологиями самого бурения.

19.10.2017
Производители оборудования для ТЭК пока не готовы выходить на внешний рынок

19.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Основная проблема импортозамещения и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке - это отсталость конструкций, предлагаемых отечественными предприятиями. Какой смысл рекламировать свои "каменные топоры", если все давно уже работают на "бензопилах". Только новая продукция, с масштабным превалированием преимуществ, может подвинуть протекционистскую политику за рубежом - потому что при равных характеристиках иностранные покупатели все равно будут вынуждены брать "свое родное" - рыночные отношения только в книжках наших псевдоэкономистов...

18.10.2017
Депутаты Госдумы предложили ввести штрафы за неэффективное использование энергоресурсов

19.10.2017 Башлыков Сергей Викторович

Я писал программу вывода ТЭКОСа из банкротства за счет перевода области на спбт...ушел...по собственному...и получил в догонку У/Д...за неуплаченный НДФЛ моими предшественниками..
Все можно исправить в нашей стране...Дело прекратили за отсутствием основания для возбуждения...подставили...прокуратуру, следств.ком. и Государство. Я был два года безработным...Взыскал все материальные и моральные убытки. Прокуратура принесла публичное извинение... Все грустно... когда топы не работают...Для губера...я очень умный...и таким людям не место в Првительстве С-Пб...Не обанкротил ни одного предприятия. Вывел из банкротства Осетровский речной порт...без реализации имущества...впервые в России

09.10.2017
НОВАТЭК снизил добычу углеводородов на 7,5%

19.10.2017 Башлыков Сергей Викторович

Молю господа...чтобы Новотек не сожрали...

11.10.2017
В Ямальском районе поставлен рекорд по бурению многоствольных скважин

11.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Вообще-то, ТАМЛ-1 - это основной ствол обсаженный, а "боковик" - нет. Если есть хотя бы хвостовик/фильтр, то уже считается ТАМЛ-2. И зарезка бокового ствола с обсаженного основного при только начале бурения (не реконструкции) - оксюморон. Боковик надо бурить из открытого ствола без установки/снятия клинов-отклонителей.

24.08.2017
Газпром намерен за пять лет вложить 4,8 млрд руб. в газификацию Кировской области

11.10.2017 Исупова Юлия Викторовна 37 лет

Мы жители села Быково Куменского р-на,Кировской обл,Исупова Юлия Викторовна,Копосова Галина Алексеевна и Калинин Генадий Генадьевич нам не нужен газовый стояк,но с нас через мирового судьи хотят взять эти деньги,нам говорили что бесплатно ставить будут стояки,а теперь требуют деньги,в пустых домах тоже установили стояки но никто за них не платят,а почему мы должны платить?

09.10.2017
В Ноябрьске и Муравленко при поддержке "Газпром нефти" впервые прошел Всероссийский фестиваль "Где рождается искусство"

11.10.2017 Татьяна

Это большое событие для Муравенко и Ноябрьска, не так уж часто к нам приезжают такие личности мирового масштаба. Дай бог чтобы у детей, получивших сертификаты, все сложилось, и они в будущем прославят эти небольшлие города))

09.10.2017
Добычу на арктическом шельфе до 2035 года рентабельнее вести с берега

09.10.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Очевидный вывод. Еще 7 лет назад я разработал для бурения удаленных горизонтальных скважин (с берега) "невесомые" алюминиевые трубы (с плотностью стенки 2,2г/см3) для снижения трения в протяженных стволах. Это дополнение к универсальным долотам и ВЗД уникальных конструкций, как и телеметрическую систему с новым электро-магнитным каналом связи (100Бит/сек) и датчиками, приближенными к забою. Но даже уникальный микроимиджер (расстояние между электродами 5...7м) в процессе бурения так никого и не заинтересовал. Точнее, интересуются-то все, но платить не хотят. Вот и продолжают жить в пещерном строе и издавать возгласы из своих нор: "Эх, а хорошо бы иметь оборудование для бурения на 20км и получать точные данные в реалтайме!"

Индекс цитирования