$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Минфин хочет предложить масштабную налоговую реформу в нефтяной отрасли

21 сентября 2016/ 08:16

На следующей неделе на финансовом форуме Минфин может представить новую конструкцию налогообложения нефтяной отрасли. Три федеральных чиновника и эксперт, участвующий в обсуждениях реформы, рассказали, какая концепция до сих пор обсуждалась в Минфине.
Сейчас Минфин получает нефтяную ренту через пошлины и через НДПИ. С 2016 г. проводится маневр: повышается НДПИ и снижается пошлина, в 2017 г. он будет 30%.
Суть реформы в том, чтобы избавиться от пошлин совсем: Минфин хочет обнулить их уже в 2018 г. Будет соразмерно повышен НДПИ, идет речь также о замене его на налог на добавленный доход (НДД). Параметры НДД обсуждаются. При обнулении пошлин отменяются и все льготы по пошлинам.
Завершив маневр, Минфин расширит налоговую базу: пошлинами облагается только экспортируемая нефть, а так объектом налогообложения становится полностью вся добытая в стране нефть.
Сотрудник нефтяной госкомпании предупреждает: такие тектонические сдвиги в отрасли отразятся на марже нефтепереработки. К пошлинам привязана по формуле внутренняя цена на нефть, при их отмене эта цена автоматически вырастет; исчезнет и таможенная субсидия, которую получают НПЗ (разница между пошлинами на нефть и на нефтепродукты), – она позволяет неэффективным НПЗ экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.
Это вызовет рост цены на бензин. И перед правительством появляется развилка, рассуждает один из чиновников: либо позволить ценам на бензин расти, что социально опасно, либо компенсировать НПЗ потери и сдержать рост цен.
Для этого Минфин предлагает ввести отрицательные акцизы на нефть: при продаже нефти компании будут выставлять НПЗ акциз на нефть, который будет уплачиваться в бюджет, а затем НПЗ смогут получить вычет на сумму акциза, но с повышающим коэффициентом. Компенсация должна равняться отменяемой пошлине, по оценкам консультанта крупной компании: около $4,5 на баррель при цене на нефть в $50 и $3 – при цене в $40. Если и этого не хватит, то можно понизить акцизы на нефтепродукты. На сколько снижать – вопрос балансировки интересов бюджета и нефтяников, продолжает чиновник. Доходы от акцизов наполняют сейчас дорожные фонды – надо будет по-новому их наполнять, заключает собеседник «Ведомостей».
Отрицательные акцизы помогут очистить рынок от «самоваров» (кустарных НПЗ), объясняет участник обсуждений: побочная, но очень важная цель реформы.
Механизм должен носить избирательный характер, рассказывает участник обсуждений в правительстве.
Сейчас отрицательные акцизы есть, например, у производителей нефтехимии и авиаперевозчиков – им нужна специальная регистрация, чтобы получить право на возмещение. Аналогичным образом должна быть отдельная регистрация или лицензии у НПЗ.
Отмена субсидии даст бюджету около 600 млрд руб. при $50 за баррель, оценивает чиновник Минфина, а через отрицательные акцизы бюджет может вернуть нефтепереработке примерно 300 млрд руб. В итоге чистый доход бюджета от всей этой операции может составить 300 млрд руб., объясняет он настойчивость Минфина.
По оценкам аналитика Vygon Consulting Антона Рубцова, при цене нефти в $50 в 2017 г. размер «таможенной субсидии» – 1,1 трлн руб.: 660 млрд – российским НПЗ, 300 млрд – потребителям нефтепродуктов в России и 130 млрд руб. – партнерам по ЕАЭС (в основном Белоруссии; см. врез на стр. 10). В 2005–2015 гг. бюджет России недополучил около 19 трлн руб., оценивает Рубцов.
На прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители Минфина упомянули эту идею, Дворкович отнесся к ней негативно и попросил повременить, рассказывают два участника совещания. Минэнерго также пока категорически против, знает другой федеральный чиновник. Минфин, скорее всего, представит эту идею, указывает один из собеседников «Ведомостей», – обсуждается бюджетная трехлетка, надо думать, что будет в 2018–2019 гг.
Представители Минфина и Дворковича не ответили на запрос. Все опрошенные нефтяные компании отказались от комментариев.
Масштабная реформа с обнулением пошлин обсуждалась еще в стратегии-2020. Реформа предлагалась поэтапная: сначала маневр, затем пошлина отменяется, чтобы «создать правильные ценовые ориентиры, повысить стимулы к росту энергоэффективности и повышению глубины переработки нефти». Реформа будет способствовать снижению энергоемкости российской экономики, позволит высвободить дополнительные ресурсы нефти для экспорта, пишут авторы стратегии. Система экспортных пошлин гораздо менее эффективна, чем прямое целевое субсидирование. Но рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повысить социальную напряженность, говорилось в стратегии-2020: проблему можно будет решить, включив в реформу переходный период. Однако чиновники Минфина непреклонны: время уже пришло.
За последние два года маржа переработки среднего НПЗ в России снизилась с 2500 руб. за тонну примерно до 800 руб. – из-за ухудшения ценовой конъюнктуры и налогового маневра. В следующем году отрасль может терять еще примерно по 400 руб. на тонне за счет дальнейшего сокращения таможенной субсидии, приводит данные директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
В таких условиях кардинальный пересмотр налоговых условий несет дополнительные риски дисбалансов на региональных топливных рынках, предупреждает Борисов, – возможен неконтролируемый рост цен, и особенно в случае, если компенсационные механизмы для НПЗ будут недостаточно проработаны.
Без отрицательного акциза на нефть обнуление пошлин приведет к снижению рентабельной переработки до 120 млн т и дефициту бензина более 10 млн т, оценивает Vygon Consulting. И одних отрицательных акцизов мало, нужно снизить акцизы по аналогии с налоговым маневром примерно на 1500–2000 руб. с тонны, советует Рубцов. Если компенсация будет близка к размеру «таможенной субсидии», НПЗ и потребители в среднем не проиграют, бюджет же выиграет и за счет устранения платы за дружбу с Белоруссией, заключает эксперт.

Ведомости

Просмотров 1443
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^