Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтяники хотят разделить налоговое бремя с потребителями

15 сентября 2016/ 07:09

Часть налоговых изъятий у нефтяного сектора, которые Минфин планирует для наполнения бюджета 2017 года, может быть переложена на потребителей через акцизы на топливо. По данным "Ъ", правительство и нефтяники обсуждают варианты, при которых примерно половина из 200 млрд руб. дополнительных платежей пришлась бы не на рост НДПИ на нефть, а на повышение акцизов. Такое решение позволит ослабить давление бюджета на инвестпрограммы нефтекомпаний, но может привести к росту цен на топливо.

Читать также
Вчера на многочасовом совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители профильных ведомств и нефтекомпаний решали, как лучше изъять у отрасли 200 млрд руб. дополнительных налогов, чтобы закрыть часть дыр в бюджете 2017 года. "Ъ" стали известны предлагаемые варианты (итоги совещания на 22:30 14 сентября известны не были).

Минфин исходно предложил просто повысить базовую ставку НДПИ на нефть на 2017 год примерно на $1 на баррель (с 473 руб. на тонну до 1392 руб.). Это позволяло собрать с отрасли дополнительно 238 млрд руб., с учетом снижения налога на прибыль чистые поступления в бюджет составили бы примерно 200 млрд руб. Еще 55 млрд руб. должны прийти в результате роста экспортной пошлины на мазут (с 82% от ставки пошлины на нефть до 100%), но они уже учтены Минфином. Попытки "Роснефти" отсрочить повышение мазутной пошлины, по словам собеседников "Ъ", не привели к успеху.

Но нефтяники выступили с альтернативной идеей: увеличить ставку НДПИ не так сильно, заместив это ростом акцизов на топливо. Фактически это означает, что увеличение налоговой нагрузки будет частично переложено на потребителей. Сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,13 тыс. и 5,29 тыс. руб. на тонну, они должны снизиться в 2017 году до 7,43 тыс. и 5,09 тыс. руб. Идея нефтяников в том, чтобы в 2017 году акцизы не снижать. Это даст бюджету дополнительно 97-100 млрд руб., НДПИ может вырасти лишь на 243 руб. Есть и вариант роста акциза на дизельное топливо примерно на 1 руб. на литр, что позволит увеличить НДПИ всего на 128 руб.

Эти предложения выгодны прежде всего тем, у кого добыча нефти существенно превышает ее переработку — "Роснефти", "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу, а также маленьким компаниям, у которых вообще нет переработки. Но в целом, говорят собеседники "Ъ" в нефтекомпаниях, они все заинтересованы по возможности уменьшить рост НДПИ за счет акцизов. Во-первых, потому, что на последующее снижение НДПИ никто не надеется, а шансы на уменьшение акцизов есть. Во-вторых, если нефтяники согласятся на рост НДПИ, ничто не мешает Минфину в начале 2017 года инициировать незапланированный рост акцизов, как это уже произошло в 2016 году. Если акцизы поднять сейчас, то снова сделать это в течение года будет сложнее из-за риска резкого роста цен на топливо. НДПИ по закону в течение года изменить нельзя.

Третий вариант, также возникший в среде нефтяников,— вообще не повышать НДПИ, собрав требуемую сумму за счет сохранения акцизов на уровне 2016 года и экспортной пошлины. Для этого требуется увеличить ставку пошлины примерно на 450 руб. на тонну. По действующему закону в рамках налогового маневра коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен снизиться в 2017 году с 42% до 30%. По словам собеседников "Ъ", необходимый рост пошлины эквивалентен примерно 4 п. п., то есть коэффициент может составить 34%. Впрочем, большинство собеседников "Ъ" сомневается, что эта схема пройдет. "Представители Минфина на совещаниях не раз говорили, что они не хотят больше связываться со ставкой пошлины",— отмечает один из источников "Ъ".

Для потребителей вариант с небольшим ростом НДПИ и повышенными акцизами будет самым болезненным, полагает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". "Мы получим ситуацию, при которой экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты снизится, а акцизы не снизятся или даже вырастут, что соответственно приведет к росту netback и привлекательности экспорта",— отмечает он. Это означает, что баланс цен на топливо между внутренним рынком и экспортом может быть достигнут только на более высоком ценовом уровне, чем в этом году. В 2016 году акцизы выросли почти на 3 руб. на литр, но нефтяники смогли переложить в конечную цену топлива только чуть более рубля. Хотя источники "Ъ" в компаниях говорят об этом как о "социальной ответственности бизнеса", многие на рынке полагают, что в реальности медленный рост цен на топливо отражает соотношение спроса и предложения. При этом экспорт оставался в текущем году в целом менее привлекательным из-за низких цен на нефть. Многое, полагает Михаил Турукалов, зависит от стоимости нефти в 2017 году — если она будет расти, внутренние цены на топливо очень быстро потянутся следом.

Коммерсант

Просмотров 993
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

12.01.2018
Воронежский изобретатель успешно испытал прибор для улучшения качества бензина

12.01.2018 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Если устанавливать на ТОПЛИВНУЮ систему (видимо, дизельных ДВС), то САЖУ не отловишь. Дымность старых "убитых" дизелей связана с плохой работой форсунок - накладками и всевозможными "пластырями" распыл форсунок особо не увеличишь. Разве что загустевшие парафины чуть лучше растворяются в общей массе солярки...

25.07.2017
Ирина Максимова: Единовременная выплата в честь десятилетия детства не привязана к социальному статусу семьи

11.01.2018 Степанова Оксана Юрьевна

Я потомственная югорчанка в шестом поколении, по национальности манси. Дочь по медицинским показаниям пришлось рожать в г. Тюмень. По сей день проживаем в Югре. Однако по данному законопроекту не можем воспользоваться данной единовременной выплатой, т. к. место рождения не в Югре. Очень обидно, что не сможем воспользоваться данной выплатой, котороая была крайне необходимой, т. к. дочь является студенткой университета.

29.12.2017
Яраги Курбанов: Россия должна развивать собственный высокотехнологичный нефтесервис

11.01.2018 Сергей Иванович, 46 лет

Очень правильные вещи говорит Яраги Курбанов. Только вот как повернуть ВИНК лицом к науке? Тут придется потрудиться.

05.01.2018
Александр Шпильман: В 2018 году продолжим наращивать добычу трудноизвлекаемых запасов, используя собственные технологии

09.01.2018 Александр Хуршудов

Александр щедро положил на баженовскую свиту 5-6 % извлекаемых запасов. Прямо как американское агентство EIA. Хотя такой коэффициент извлечения нигде еще не получен. Ни в США, ни в России.

30.11.2017
Павел Завальный: Возобновляемые источники энергии завоевывают рынок нерыночным способом

04.01.2018 Леонид Александрович Васильев 48 лет

Согласен с тем что ВИЭ без господдержки пока совершенно неконкурентоспособны и это надолго. Но без господдержки они бы просто не состоялись, а их развитие необходимо начинать сейчас. Для полноценного развития ВИЭ нужны недорогие, но мощные аккумуляторы, преобразователи и прочее, чего пока ещё нет, и углеводородная энергетика останется основной ещё как минимум до конца века. Потом она останется дополнительной или резервной, такой прогноз мне представляется вполне реальным.

01.01.2018
Акцизы для легковых авто c 1 января выросли в зависимости от мощности двигателя

01.01.2018 Кобзарев Игорь Иванович 55лет

А как это коснётся мототранспорт, которые в эксплуатации 4-5 месяцев в году, в частности мото, где 200 л.с. и более? Или снова ездить без документов,так как цены как на легковое?

29.11.2017
Югра представила проекты в сфере энергоэффективности на форуме в Красноярске

01.01.2018 Олег Алексеевич Мигин (42года)

Энергетика в Сибири развивается хорошо, и многие проекты по энергоэффективности как пишут уже реализуются, наверняка это лишь начало. Видимо холода как то способствуют развитию энергосбережения.

03.04.2017
ПРИОБКЕ – 35. Василий Литвинов: Что было и что есть – небо и земля!

31.12.2017 Васильева Светлана

Братик,поздравляю,всех благ,новых успехов,сил,терпения,здоровья.

Индекс цитирования