$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

Минэнерго доработало энергостратегию до 2035 года

28 августа 2015/ 07:07
Минэнерго завершило разработку энергостратегии до 2035 г. (копия есть у «Ведомостей»). Документ направлен на согласование в госорганы, сказал представитель министерства. Минэкономразвития и Минприроды его получили и готовят заключения, сообщили их представители. Представитель Минфина не ответил на запрос.
Энергостратегию до 2035 г. планировалось принять еще в 2014 г., но из-за санкций и падения цен на нефть ее рассмотрение было перенесено на середину 2015 г. Принята она может быть осенью. На ее основе планируется подготовить генеральные схемы развития газовой, нефтяной, угольной и энергетической отраслей.
Надежда – частный бизнес
Энергостратегия до 2035 г. исходит из двух сценариев – консервативного (базовый прогноз Минэкономразвития) и целевого («максимально полное использование энергетического сектора»).
Рост импорта углеводородов будет замедляться, так как большинство стран стремятся диверсифицировать структуру энергетики, развивать неуглеродные источники энергии, нетрадиционные виды топлива, что сужает рыночные ниши для России, говорится в энергостратегии. Валютные поступления от энергетического экспорта расти не будут: на европейском направлении – по причине ограниченного спроса, на азиатском – из-за недостаточности инфраструктуры и необходимости больших капиталовложений в ее развитие.
Возникшие при девальвации рубля конкурентные преимущества российских энергоресурсов пропадут за несколько лет из-за высокой стоимости капитала и ограниченного доступа к внешним инвестициям и технологиям, предупреждает энергостратегия: требуется радикальное повышение гибкости экспортной политики, продуктовая и географическая диверсификация и, главное, существенное снижение издержек. Для развития энергетики нужно увеличить инвестиции в 1,2–1,5 раза до $2,3–2,8 трлн в ценах 2013 г.
Состояние нефтяной ресурсной базы позволяет поддерживать текущий уровень добычи (примерно 525 млн т) и увеличить его при хорошей конъюнктуре, а газовой – существенно нарастить ее. К 2035 г. за счет геолого-разведочных работ может быть обеспечен прирост нефти более чем в 13–15 млрд т, газа – в 25–27 трлн куб. м. Крупномасштабная добыча нефти и газа на северных территориях и шельфе Арктики возможна только после 2035 г.
Стратегия призывает к господдержке независимых малых и средних нефтяных компаний. Их роль будет расти после 2020 г.: структура запасов углеводородов ухудшится, понадобятся и большая инновационная активность, и эффективность капитальных затрат, и гибкость к изменениям конъюнктуры.
Другие целевые показатели: увеличение коэффициента извлечения нефти до 40%, доля трудноизвлекаемых ресурсов – 17% (сейчас – около 8%), повышение глубины переработки с 72 до 90%, повышение выхода светлых нефтепродуктов с 58 до 73–74%, утилизация не менее 95% попутного нефтяного газа (84% в 2014 г.), увеличение поставок на азиатские рынки в 2 раза до 110 млн т. Экспорт нефти по целевому сценарию вырастет к 2020 г. на 7–8% до 239 млн т, а к 2035 г. – на 24% до 276 млн т.
Стратегия предусматривает совершенствование налогового режима, в том числе налог на финансовый результат. Предложенного Минфином налога на добавленный доход в стратегии нет.
Газу нужен $1 трлн
Документ предусматривает рост добычи газа в России к 2020 г. на 3–17%, но цифры нет; к 2035 г. рост составит 29–39%, добыча – 821–885 млрд куб. м. Внутреннее потребление газа в 2015 г. составит 459 млрд куб. м, к 2035 г. оно вырастет на 17–24% до 542–571 млрд куб. м, за счет чего – не указано.
Экспорт в 2015 г. снизится на 4–5% до 198–201 млрд куб. м. К 2020 г. целевой сценарий предполагает его рост на 21% до 244 млрд куб. м, а консервативный – падение на 8,5% до 184 млрд куб. м. Закупки снижают Украина и страны Центральной и Восточной Европы.
К 2035 г. экспорт в Европу увеличится на 1–10%, а поставки в СНГ снизятся на 35–59%. В 2014 г. «Газпром» экспортировал в Европу 159,4 млрд куб. м, а в страны ближнего зарубежья – 48 млрд куб. м. Таким образом, стратегия предусматривает, что к 2035 г. «Газпром» будет экспортировать в Европу максимум 175 млрд куб. м, т. е. как в 2013 г., а в СНГ – 20–30 млрд куб. м. До 2011 г. только Украина покупала 40–55 млрд куб. м.
Прежде «Газпром» ожидал существенного роста экспорта в Европу, под это добычные мощности увеличились до 620 млрд куб. м, под это же построены газопроводы, на все это потрачено примерно 2 трлн руб., но сейчас треть добычных мощностей не задействовано.
Стратегия предусматривает перераспределение экспорта за счет поставок в Азию и производства сжиженного природного газа (СПГ). К 2035 г. Россия будет поставлять в Азию по трубам 128 млрд куб. м, а экспортировать в виде СПГ – 74 млрд куб. м (54 млн т). Пока у «Газпрома» только один азиатский контракт – с CNPC на поставку до 38 млрд куб. м в 2019–2021 гг.
У «Газпрома» на Сахалине есть единственный в России завод СПГ мощностью 10 млн т, но расширять его не дают санкции США, запрещающие поставлять в Россию специальное добычное оборудование.
Стратегия предусматривает запуск производства такого оборудования в России. В 2020–2021 гг. на полную мощность – 16,5 млн т – должен выйти завод «Ямал СПГ» (строится).
Азиатское экспортное направление предполагает развитие месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Доля газовой отрасли в структуре капитальных затрат российского ТЭКа до 2035 г. вырастет с 28 до 38% и составит до $1 трлн.
Среди угроз энергостратегия называет сланцевую революцию в США и возобновляемую энергетику, ставку на которую сделала Европа. Из перспективных угроз – газовые гидраты, которые могут привести к перераспределению мировых потоков сырья.
Чтобы решить задачу по росту и диверсификации экспорта, нужна полная либерализация внутреннего рынка газа, в том числе в части ценообразования, говорится в документе.
АЭС и возобновляемые источники энергии
В стране имеется потенциал энергосбережения, достигающий половины текущего энергопотребления, говорится в энергостратегии. Также отмечается возможность значительного повышения эффективности проектов в энергетике при существенном снижении трат.
В стратегии упомянуто несколько проблем, с которыми столкнулись отрасли электро- и теплоэнергетики. Среди них – износ основных фондов при отсутствии стимулов для их вывода или модернизации.
Одна из ключевых проблем – несовершенство модели отношений и ценообразования в сфере теплоснабжения и недостаток конкуренции на оптовом и розничном рынках энергии и мощности. Необходимо решить и вопрос с постоянно меняющимися подходами к тарифообразованию. В числе ключевых проблем – большая доля импортного оборудования в отрасли.
Вопрос ценообразования на оптовом и розничном рынках на сегодня один из главных в отрасли. В правительство внесен проект постановления по новой модели конкурентного отбора мощности. Теперь он будет проводиться на три года. В июле некоммерческое партнерство «Совет рынка» одобрило еще одно новшество – изменения в механизм выбора состава включенного оборудования.
На первом этапе планируется усовершенствовать модели отношений и ценообразования в отрасли (основой должен стать принцип «альтернативной котельной»). Второй этап будет посвящен переходу к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций.
Стратегия предусматривает усиление роли потребителей на рынке электроэнергии (мощности) и системных услуг. Сделать это предлагается путем дифференциации условий поставок электроэнергии с учетом эластичности спроса, требований по надежности и качеству энергоснабжения.
С этой идеей не спорят и в ФАС. На круглом столе в связи с ликвидацией ФСТ (протокол есть у «Ведомостей») Виталий Королев, курирующий в ФАС электро- и теплоэнергетический сектор, согласился, что нужно двигаться в сторону потребителей, учитывать их позицию.
Стратегия предполагает рост доли АЭС в структуре энергобаланса. Это необходимо в том числе для повышения энергобезопасности страны. Доля АЭС в выработке электроэнергии вырастет на 2–4 п. п. (до 19–21%) с ростом их установленной мощности в 1,4–1,7 раза при полном демонтаже энергоблоков советской постройки.
Значимая роль в новой стратегии отводится развитию возобновляемой энергетики и распределенной генерации. К 2035 г. планируется увеличить долю распределенной генерации и инвестиции в развитие и использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии. В документе отмечается, что Россия обладает современными технологиями практически во всех отраслях возобновляемой энергетики (за исключением ветряной). Недостаточным остается уровень использования торфа, отходов лесной промышленности, сельского хозяйства и твердых бытовых отходов.
Ввод новых объектов возобновляемой энергетики должен быть сопряжен с повышением их экономической эффективности и производством необходимого оборудования.
В августе программа поддержки ветряной генерации была продлена до 2024 г. Также был изменен график локализации необходимого оборудования. Степень локализации будет постепенно повышаться – до 65% к 2019 г.
Итогом реализации стратегии должно стать увеличение производства электроэнергии к 2035 г. на 27–43% (до 1352–1514 млрд кВт ч) при росте установленной мощности электростанций на 13–25% (до 282–312 млн кВт). Опережающее развитие получат нетепловые электростанции с ростом их установленной мощности на 29–49% и производства электроэнергии в 1,4–1,6 раза, говорится в документе. Выработка электроэнергии на АЭС увеличится в 1,4–1,8 раза, на ГЭС – в 1,2–1,3 раза, возобновляемых источников – в 9–14 раз.
Централизованный отпуск тепла до 2035 г. увеличится на 2–6% (до 1325–1380 млн Гкал), отпуск из атомных источников (АТЭЦ, АСТ) к 2035 г. вырастет в 1,6–2 раза.
Энергостратегия до 2035 г. должна заменить действующую энергостратегию до 2030 г., хотя ее план мероприятий выполнен не целиком: ряд показателей не достигнуты, а некоторые тенденции противоположны тем, что необходимы для исполнения стратегии до 2030 г.
Как правило, такие стратегии достигают не всех целей из-за турбулентности рынка и частых экономических кризисов, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров: «Стратегия имеет скорее академический интерес, нежели практический. Она показывает взгляды правительства на развитие энергетического сектора». Отсутствие ответственности за невыполнение планов снижает ценность документа, заключает он
Просмотров 840
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^