Минэнерго и компании начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ
Кризисы при избытке
В то же время все производство СУГ в РФ в прошлом году превысило 11 млн. тонн, то есть доля экспорта составляет не более 20%, и подобная пропорция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Тогда как из общего объема добытой в стране нефти за рубеж продано порядка 45%, природного газа и угля – более 30%, экспортная же доля произведенных в стране нефтепродуктов превышает 45%.
При этом, хотя СУГ находятся в наиболее благоприятном соотношении для внутреннего рынка, российские потребители в значительной части регионов страны периодически сталкиваются с дефицитом этого сырья, который порой принимает острый характер. Один из наиболее резонансных таких случаев был в последнем квартале 2010 года, когда несколько населенных пунктов Ленинградской области, где основным топливом для коммунальных нужд является пропан-бутан, остались без тепла. Заметим, что помимо рыночных аспектов (скачок спроса) здесь свою роль сыграл и фактор логистики. Это было связано с внутренней ситуацией в ОАО «РЖД», где возник дефицит локомотивного парка, что привело к увеличению сроков доставки СУГ по железной дороге. Задержки составляли несколько дней, но этого оказалось достаточно, чтобы создать форс-мажорную ситуацию. На случай скачков спроса на природный газ (при авариях или в условиях аномально низких температур) у «Газпрома» имеются подземные хранилища газа. Перебои с поставками нефтепродуктов можно решить за счет нефтехранилищ, складов ГСМ, резервных топливных хозяйств на электростанциях. Но СУГ – это особая статья. Их требуется хранить под давлением, поэтому стоимость таких резервуаров значительно выше, чем в случае с нефтепродуктами. В принципе для этих целей можно применить газонаполнительные станции (ГНС), но здесь вступают в силу экономические факторы. Как показывает опыт компаний, работающих в этом сегменте (в частности, ОАО «Газпром газэнергосеть» – крупнейшего игрока на российском рынке СУГ), любая ГНС должна оборачиваться как минимум 3 раза в месяц, чтобы обеспечивать свою рентабельность. Таким образом, в рыночных условиях они используются как перевалочные пункты с ограниченными сроками хранения (не дольше недели). Причем, по данным «Газпром газэнергосеть», объем имеющихся сейчас в России мощностей ГНС не превышает 100 тыс. тонн, тогда как объем ежемесячной реализации СУГ составляет порядка 260–270 тыс. тонн. Имеющийся на заводах – производителях СУГ резервуарный парк также не предназначен для длительного хранения (мощности обычно рассчитаны на 1–3 дня), что при проблемах с транспортом приводит к быстрому затовариванию продукции.
Фактор экономики
Наконец, необходимо отметить еще один момент. Особые условия хранения СУГ сильно влияют и на стоимость их перевозок, которая (если брать железные дороги) примерно в два раза выше, чем транспортировка нефтепродуктов. Тем самым исключается экономическая целесообразность для оперативного перенаправления объемов СУГ не с заводов, а уже с ГНС тем потребителям, у которых образовался дефицит. Такого рода двойная доставка сделает цену на него неподъемной.
В этих условиях единственной реальной возможностью избежать дефицита является содействие государственных органов власти – федеральных, региональных и муниципальных. Варианты могут быть различными: либо создание местными властями специальных хранилищ СУГ, либо создание условий для компаний-поставщиков, стимулирующих содержание ими резервных хранилищ. Для федеральных властей уместно было бы решить вопрос с РЖД о создании благоприятного режима оперативным поставкам СУГ в нуждающиеся районы в условиях скачка спроса и плюс регулирование экспорта, позволяющее в сжатые сроки перенаправлять необходимые объемы сжиженных газов с внешнего рынка на внутренний. Наконец, России требуются дополнительные мощности по производству СУГ, поскольку их потребление с каждым годом стабильно растет. Это происходит за счет развития химического сегмента, роста популярности систем автономной газификации и благодаря увеличению потребления пропан-бутана в качестве газомоторного топлива, чему способствует, в частности, прекращение выпуска дешевого, но неэкологичного 80-го бензина.
Но это лишь часть проблемы дефицита СУГ – имеется и другая, которая связана с обеспечением населения пропан-бутаном для бытовых нужд по системе так называемых балансовых заданий. Эта мера административного регулирования была введена правительством РФ в 1999 году и ставила своей целью решение вопроса гарантированного обеспечения населения сжиженным газом. Она предполагает, что предприятия – производители СУГ обязаны сдавать определенный объем пропан-бутана по регулируемым государством ценам. Этот объем рассчитывается Министерством энергетики, исходя из потребностей регионов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает оптовые цены на балансовый газ, региональные регулирующие органы – его розничную цену в соответствии с методикой, разработанной ФСТ. Региональные власти также назначают уполномоченные организации, которые обеспечивают доставку и продажу балансового газа населению.
Однако благое вроде бы дело с самого начала пошло наперекосяк. Уже через несколько лет правительство вынуждено было признать, что система балансовых заданий «порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый переток сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка» в коммерческий сектор. Иначе говоря, проблема дефицита сжиженного газа для населения решена не была. При этом заводы-производители, вынужденные продавать газ по заниженной стоимости, несли прямые убытки, которые, к примеру, по итогам 2010 года составили около 3 млрд. руб. Казалось бы, такой вывод должен был прозвучать приговором балансовым заданиям, однако по ряду причин система продолжала исправно работать, хотя представители министерств и ведомств периодически отмечались критическими высказываниями в ее адрес.
Новые модели
В текущем году, наконец, был запущен процесс реформирования системы балансовых заданий. Минэнерго совместно с компаниями, занимающимися производством и поставкой балансового газа (структуры «Газпрома», НОВАТЭКа и СИБУРа) начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ. Участники рынка предложили следующую схему: сохраняется действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить в регионах потребителей СУГ гарантированными объемами путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных контрактов с поставщиками СУГ (возможен и вариант заключения договоров производителей СУГ с администрациями регионов). Но при этом цена этого газа будет определяться рыночным способом на основе формулы цены (сейчас рассматривается несколько вариантов расчетов данной формулы).
Учитывая, что разница между балансовой и коммерческой стоимостью СУГ относительно невелика, либерализация этого сегмента рынка, который составляет только 7% от общероссийского потребления СУГ, не ударит сильно по карманам гражданам. Расчеты показывают, что удорожание розничной цены составит в среднем 15%, иначе говоря, примерно +3 руб. за килограмм пропан-бутана при его нормативе потребления 5 кг на одного человека в месяц. Заметим, что в настоящее время в 76 российских регионах насчитывается примерно 13 млн. хозяйств, газифицированных СУГ. Соответственно вопросы своевременного обеспечения сжиженным газом касаются примерно четверти населения нашей страны, большая часть которого проживает в сельской местности и на отдаленных территориях в регионах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где найти топливную альтернативу сжиженному газу весьма проблематично. Поэтому устранение причин периодически возникающего дефицита СУГ остается на сегодняшний день актуальной задачей для государства.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.