$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

Гендиректор «АЕ Трейд Холдинг»: Кризиса на рынке нефтепродуктов не надо ждать, к нему надо готовиться

РБК daily
26 декабря 2011/ 11:45
Уходящий год в нефтяной отрасли был богат на события. Но запомнится он скорее всего проблемами на рынке нефте­продуктов. О том, как выживали независимые участники рынка, показались ли им эффективными меры, принятые государством, а также о том, может ли вновь возникнуть дефицит топлива в 2012 году, РБК daily  рассказал генеральный директор «АЕ Трейд Холдинг» Антон  Ерохин.

— Как весенний кризис на рынке нефтепродуктов повлиял на деятельность вашей компании? Какие были проблемы, как их решали? Какая сейчас ситуация на топливном рынке?
— Кризис затронул всю отрасль, отразилось это и на нашей компании. Насколько затронуло? Ну это смотря с кем сравнивать. Если с представителями независимых сетей АЗС, то и вовсе незначительно. А если говорить серьезно, то мы на этом рынке работаем уже давно, научились анализировать имеющуюся информацию. С начала 2011 года отслеживали ситуацию по вводу требований нового технического регламента, и тот дефицитный миллион тонн бензинов Евро-2, недопоставка которого на внутреннем рынке проявилась в апреле-мае и вызвала череду кризисов в розничном секторе, мы начали отслеживать еще в марте. Понимая происходящее, мы подготовились. Но подготовиться на весь год сложно, поэтому удалось только усреднить проблемы. Большинство из наших клиентов не столкнулись с внезапной остротой кризиса. Сглаживая проблему для себя, мы сумели сгладить ее и для них. Сейчас ситуация на рынке, конечно, далека от идеала, но это уже стало нормальным для внутреннего рынка нефтепродуктов.

— Государственное, «ручное» регулирование цен на топливо — это необходимость для российского рынка или он все же может существовать без вмешательства чиновников? В целом можно сказать, что эти меры эффективны?
— Как мне кажется, основная функция государства в этом секторе — обеспечивать рынку те условия функционирования, при которых будет обеспечиваться его эффективность, а смежные отрасли и конечные потребители не будут иметь от этого проблем. Пока, к сожалению, не получается — отсюда и «ручное» регулирование. Законы экономики не позволяют одновременно, не имея при этом проблем, совмещать эти два подхода. Тут или создаются условия работы для рынка, который далее отслеживается по различным целевым индикаторам, или государственное регулирование. При рыночном ценообразовании ручное вмешательство обязательно создает сразу несколько тонких мест, где и рвется. Но важность наполнения бюджета сейчас стоит на первом месте, поэтому нам придется пройти через все эти непопулярные меры. Думаю, что курс правительства на рыночное ценообразование не поменялся, и мы его в этом поддерживаем.

— Российские нефтеперерабатывающие заводы ожидает масштабная программа модернизации. Нефтяники должны ее выполнить до конца 2015 года. Как считаете, выполнимы ли эти планы?
— При правильной организации выполнимы. Государство сейчас принимает все меры для того, чтобы в этот раз это произошло. Я говорю «в этот раз», так как первая попытка уже была предпринята в 2005 году, когда был принят курс на развитие переработки нефти. Не по вине государства, но в тот раз искомые результаты не были достигнуты. Сейчас ситуация намного серьезнее, время упущено. Заключены четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями. Пусть и без обозначения ответственности, но это уже не пустые планы. Однако и тут не обошлось без тонких мест. Принятые меры сильно ударили по независимой переработке, по мини-НПЗ. Регламент и система пошлин «60-66-90» сделали свое дело, их бизнес уже на грани.
У нас есть свое видение развития этого процесса. Производимые мелкими заводами нефте­продукты можно и нужно развернуть с экспорта на внутренний рынок. 5 декабря мы провели в Москве семинар по этому поводу, собрав за свои деньги представителей многих мини-НПЗ и региональных нефтебаз. Общий фон на мероприятии был негативный, все они понимают происходящее, времени осталось не больше года. Мы предложили свой выход из этой ситуации, и он вызвал живой интерес. Мы предложили вариант совместной для нескольких мини-НПЗ доработки тех нефтепродуктов, которые они сейчас выпускают, до требований технического регламента. Реализация планируется на тех местных рынках, где находятся эти заводы, а все, что останется, — через биржу. Тут мы, как брокеры, поможем. Уже есть заинтересовавшиеся, мы сейчас детально просчитываем эти проекты. Если у них хватит решимости, а у нас — времени и денег и мы договоримся по условиям работы, то реализация возможна уже в 2012 году. Окупаемость процесса требует высокой загрузки установок, сейчас мы пробуем собрать пул заинтересованных мини-НПЗ. Непростая задача, осложненная логистикой, но мы видим в этом перспективы.

— Три нефтепродуктовые биржи сейчас объединяются в единую торговую площадку. Как вы оцениваете перспективы работы Единой торговой сессии? Какие преимущества и подводные камни могут возникнуть в работе ЕТС?
— «АЕ Трейд Холдинг» является брокером на всех трех биржевых площадках, торгующих нефтепродуктами. Мы удачно работали на них до ЕТС, продолжим работать и после ее образования. Хотя, если честно, вопросов к этому процессу много. Вектор, заданный ФАС, понятен, но реализация… Меморандум по ЕТС заключен слишком общий. Что будет дальше? Если объединительное движение сохраняется, то хотелось бы большей конкретики. Расписанного плана со сроками и ответственными, описания процедур. Пока ничего этого нет, и мы продолжаем работать на всех трех биржах, ведь на каждой из них есть свои конкурентные преимущества. Но хотелось бы большей публичности процесса. Это наш бизнес, и мы хотим понимать его перспективы. Наверное, ясность придет весной. Весна вообще пора созидания и перемен, а весна 2012 года особенно.

— В настоящее время на базе «Роснефтегаза» создается резерв нефтепродуктов. Есть понимание, как он будет использоваться, в частности, независимыми операторами рынка?
— Знаете, если бы такой резерв был уже создан до 2011 года, мы могли бы избежать многих потрясений и негативных изменений, которые в этот период произошли. На сегодняшний день прецедентов применения этого ресурса еще не было, но само его наличие уже оказывает влияние на рынок. Например, на рынок зимнего дизельного топлива. Правда, и первые две декады декабря были аномально теплыми. Насколько я знаю, нефтепродукты из этого резерва планируется реализовывать через биржевые площадки. Это положительный момент, который позволяет расширить границы сбыта и уйти от адресных вливаний. Да и ликвидности биржевым торгам добавит. Возможно, «профилактические» выпуски нефтепродуктов из резерва «Роснефтегаза» перед началом повышения сезонного спроса или остановок НПЗ на ремонты могли бы значительно снижать напряженность на рынке в этот период. Кажется, что похожие функции можно было бы возложить на Росрезерв, но новая структура, похоже, обладает большей гибкостью.
Реализация через биржу поддержит независимый рынок. На сегодняшний момент присутствие нефтяных компаний на биржах неоднородно. Какие-то компании сделали биржевую торговлю частью своей сбытовой политики, кто-то ограничивается минимумом. Для ликвидности явно маловато.

— Весной правительство ввело заградительную экспортную пошлину на бензин. Принесла ли эта мера положительные результаты?
— Налоговые поступления от нефтегазовой отрасли в бюджет страны составляют почти 45%. Я думаю, что в ближайшее время налоговое обременение нефтяных компаний как минимум сохранится на этом уровне. В 2012 году ставка акциза на автомобильный бензин изменится дважды, в январе и июле. Если в 2011 году акциз на бензин Евро-3 был равен 5672 руб. за тонну, то уже с июля он будет составлять 7882 руб. за тонну. 2013 год с его 9750 руб. за тонну кажется вообще запредельным. В Европе ожидается рецессия, роста цены на нефть как минимум не ожидается. Откуда еще взять денег, если не на внутреннем рынке? Бензин, в розничной цене которого уже 55—60% налогов, все больше становится социальным товаром с функцией перераспределения доходов.
Так что увеличение цен на бензин на АЗС сомнений не вызывает. Впрочем, похоже, российских автомобилистов это не пугает. Рекордные продажи легковых автомобилей в этом году однозначно показывают потенциал роста спроса на бензин в 2012 году. Хватило бы бензина.
Заградительная 90-процентная ставка экспортной пошлины на бензин сделала экспорт бензина очень низким по эффективности. К слову сказать, объем экспортированного автомобильного бензина у нас всегда был невысок, да и вывозили в основном низкооктановый. Но в начале года на экспорт пошел «некондиционный» в это время для нашего рынка 92-й бензин по стандарту Евро-2, и пошлину ввели.

— А не пора ли государству отметить повышенную пошлину?
— После осеннего возврата на рынок Евро-2 пошлину, казалось бы, можно было отменить. Но рынок оставался разбалансированным, бензина не хватало, оставили. Сейчас, в декабре, при низком уровне спроса уже можно говорить о балансе, некоторые нефтяные компании понизили цены на АЗС. Но говорить о ее отмене, на мой взгляд, пока рано. До тех пор пока не будут накоплены достаточные резервы для предстоящего сезона, отпускать бензин на экспорт нет смысла, сохраняется риск нестабильности. Так что скорее всего до лета 2012 года отмены 90-процентной пошлины мы не увидим. Государство защищает рынок.

— Грозит ли нам очередной кризис на рынке нефтепродуктов? Как ему противостоять?
— Я по характеру оптимист, причем прогрессивный оптимист (улыбается). В 2011 году мы весь год снабжали свои филиалы моторным топливом, причем очень часто покупали его на биржевых площадках. Достаточно необычно для 2011 года, особенно после всего вышесказанного. Но желание заработать деньги и конкуренцию никто не отменял. Есть такая разновидность торгов — торги на понижение, или редукцион. Объявляешь такие торги, назначаешь базисы поставки и проходную по экономике цену и покупаешь, причем часто ниже средней рыночной цены. С помощью этого инструмента и снабжали. Надо только чувствовать рынок и понимать момент, когда выход с редукционом возможен. Тут нам проще, мы брокеры и трейдеры в одном лице, поведение рынка понимаем, как никто другой. Для наших клиентов, таких как «Фосагро АГ» и «Северсталь», мы провели несколько таких торгов по мазуту, тоже купили ниже рынка. Система работает.
Про ожидание кризиса — не надо его ждать, к нему надо готовиться, осваивать новые методы работы и торговли. Для региональных нефтебаз мы уже разработали программу снабжения их моторными топливами посредством организуемых аукционов на понижение, мы продолжаем выводить на биржевые площадки продукцию мини-НПЗ, которую разрешено продавать на внутреннем рынке, мы проводим диверсификацию нашего бизнеса по смежным направлениям.
Просмотров 805
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^