$90.02 -0.09%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Регионы Сибири хотят закрыть свои потребности с помощью развития собственной нефтепереработки

Коммерсант
23 декабря 2011/ 08:59
Уходящий год был отмечен в Сибири двумя топливными кризисами. Оба связаны с недопоставками нефтепродуктов оптовыми монополистами. Эксперты считают, что без привлечения альтернативных поставщиков кризисов не избежать и в дальнейшем. Вместе с тем некоторые регионы хотят в течение ближайших лет закрыть свои потребности с помощью развития собственной нефтепереработки.
Первый кризис на рынке ГСМ в Сибирском федеральном округе (СФО) разразился в конце апреля. Он был спровоцирован оптовыми недопоставками ГСМ ВИНК «Роснефть» в Алтайский край, где прекратили работу почти все независимые нефтетрейдеры. К работающим АЗС выстроились огромные очереди, а цена бензина за несколько дней выросла на 4-7 руб. за литр. По данным Алтайского топливного союза (АТС), если до начала кризиса средняя цена литра Аи-92 составляла 21 руб., то к его окончанию она выросла до 25-28 руб. Топливо по «докризисной» цене, но только 20 л в одни руки можно было приобрести на АЗС «Роснефти». Доля этой компании на местном розничном рынке превышает 50%, сеть насчитывает 91 АЗС. Работают в крае и заправки другой ВИНК — ОАО «Газпром нефть» (17 АЗС, доля в регионе, по оценке самой компании, составляет 18%). Вслед за Алтайским краем перебои с поставками моторных топлив стали ощущаться и в других сибирских регионах.
Ситуация на рынке ГСМ СФО была рассмотрена в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), где состоялась встреча с представителями топливных союзов и ассоциаций России. По ее итогам глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что усматривает в поведении нефтяных компаний «разновидность картельного сговора». Вслед за этим УФАС по Алтайскому краю возбудило дело в отношении ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.
по мнению президента АТС Юрия Матвейко, кризис на топливном рынке региона вызван ростом экспорта и отказом главных оптовых поставщиков — «Роснефти» и «Газпром нефти» — отгружать топливо частным операторам. Кроме того, считает он, независимым трейдерам недоступны сегодня и биржевые торги ГСМ. «Омский и Ачинский НПЗ топливо на биржу не выставляют, а то, что торгуется, недоступно независимым трейдерам из-за чрезмерно больших объемов лотов», — пояснил он.
Вторая волна кризиса началась в первых числах октября с Новосибирской области. В регионе остановилась треть АЗС, а цены на бензин у работающих станций выросли, по данным областного УФАС, на 11-17%. Если «Газпромнефть-Новосибирск» продавала литр Аи-92 по 23,1 руб. и на АЗС этой компании выстраивались огромные очереди, то у многих независимых операторов цена этой марки бензина достигала 25-30 руб. Перебои в поставках топлива и рост цен на него имели место также в Кемеровской и Томской областях, а также в Алтайском крае. Причиной кризиса, по мнению независимых компаний, стали недопоставки бензина с Омского НПЗ (принадлежит «Газпром нефти»), на котором начался «плановый» ремонт. Впрочем, в ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявили, что ремонтные работы не должны были стать сюрпризом для участников рынка. На предприятии отметили, что «планово‑ремонтные работы производятся в периоды сезонного снижения спроса на нефтепродукты» и «по согласованию с профильными ведомствами».
На этот раз тушить бензиновый кризис взялось Минэнерго РФ. Оно объявило, что в октябре «Газпром нефть» направит в регионы Сибири и Урала сверх квоты 100 тыс. т моторного топлива, чтобы компенсировать недопоставки бензина с остановленного на ремонт ОНПЗ. Дополнительные поставки предназначались как для розничной торговли, так и для оптовой. Одновременно Минэнерго призвало трейдеров и независимых операторов АЗС «адаптироваться к ситуациям с ремонтами НПЗ и продумать локальную логистику доставок топлива».
Власти сибирских регионов также пытались нормализовать ситуацию различными способами. В Томской области еще весной, в ходе первого топливного кризиса, была создана специальная рабочая группа во главе с первым вице-губернатором Оксаной Козловской. По заявлению региональных властей, осенью ситуация на рынке ГСМ уже не выглядела критичной. Администрация Кемеровской области подписала дополнительное соглашение с ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» о создании месячного резервного фонда ГСМ и о стабилизации поставок топлива в регион (подробнее о том, как в Кузбассе снижали цены на топливо, читайте на стр.39). Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко также провел переговоры с руководством «Газпром нефти» и получил заверения о дополнительных поставках в регион 16 тыс. т нефтепродуктов.
Вместе с тем УФАС заподозрило 18 независимых компаний в сговоре — «необоснованном повышении цены на топливо и предварительном согласовании своих действий». Однако при рассмотрении возбужденного дела восемь нефтетрейдеров были оправданы, так как они либо вообще закрыли свои АЗС на период кризиса, либо вынуждены были закупать топливо у других нефтепереработчиков, в частности у ОАО «Уфанефтехим» в Башкирии. Причем, как утверждают покупатели, по более высокой цене, чем на ОНПЗ.
Остальные десять компаний были признаны нарушителями закона о защите конкуренции. Правда, конкретное наказание в виде штрафа им еще не вынесено, да и, возможно, рублем их не накажут вообще. Все они арендовали АЗС у ЗАО «Трансервис», которое до начала кризиса продало свою сеть из 16 станций «Газпром нефти», и, вероятно, прекратят свое существование.
Вместе с тем оправданные на заседании УФАС компании называют основной причиной топливных кризисов монополизацию оптового рынка СФО «Газпром нефтью». «На нашем оптовом рынке конкуренции нет, доминирует одна компания, альтернативы нет, и это ненормально», — считает генеральный директор ООО АКО Вадим Епишин. Как известно, с 1 января 2011 года Ачинский НПЗ «Роснефти» и Сургутский завод по стабилизации конденсата «Газпрома» отказались работать с рядом сибирских регионов, в том числе с Новосибирской областью. По данным Ассоциации независимых нефтетрейдеров (АНН) «Сибирь-ГСМ», в 2010 году доля каждого из этих поставщиков в Новосибирской области доходила до 30%. «Ситуация с обеспеченностью регионов топливом ухудшалась, в частности, закрытием ряда НПЗ на профилактический ремонт», — подчеркнул управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. С ним соглашается президент АНН «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская, которая заявила, что «недопустимо отдать снабжение целого региона на один НПЗ, поскольку при любом возможном перебое возникают трудности с поставками, а перекрыть потребность больше негде». Кстати, проверить доминирование «Газпром нефти» на новосибирском оптовом рынке намерена антимонопольная служба. «Сейчас эта компания осталась фактически одним поставщиком, и УФАС, конечно же, на это отреагирует», — пообещал заместитель руководителя управления Александр Ельчанинов.
По мнению экспертов, без привлечения в регионы альтернативных поставщиков от подобных кризисов никто не застрахован. «Без развития сегмента нефтепереработки кризисных явлений нам не избежать и в дальнейшем», — отметил господин Беседовский.
Власти ряда сибирских регионов, похоже, это тоже хорошо понимают и уже несколько лет уделяют внимание развитию собственной нефтепереработки. Так, в Коченевском районе Новосибирской области НПЗ действует с 2008 года. Правда, выработка нефтепродуктов на нем составляет пока всего 60 тыс. т, и в настоящее время он выпускает в основном мазут топочный и бензин Аи-80 (нормаль). В 2010 году на инвестсовете при губернаторе был одобрен проект увеличения мощности завода до 200 тыс. т, который реализуется при господдержке в 200 млн руб. Как заявили в коммерческом отделе ООО «ВПК-Ойл» (управляющая компания НПЗ), уже в начале 2012 года завод выходит на эту мощность и будет выпускать различные бензины и дизельное топливо. Однако понятно, что эти усилия принципиально не решают проблему закрытия потребностей региона, достигающих 4 млн т в год.
Кемеровская область, потребляющая около 3 млн т нефтепродуктов, с 2004 года начала реализацию ряда проектов по строительству НПЗ для создания конкуренции на рынке. В 2010 году холдинг «Кем-Ойл» открыл в регионе нефтеперерабатывающий завод «Анжерский» проектной мощностью 600 тыс. т нефти в год, произведен пуск первой установки по атмосферной перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год. «Кем-Ойл» готовится к пуску еще одного НПЗ «Северный Кузбасс». Общая переработка нефти на двух этих заводах составит почти 2 млн т. В их строительство холдинг вложит около 12 млрд руб. Кроме того, вскоре будет вводиться в строй первая очередь Яйского НПЗ (принадлежит ЗАО «НефтеХимСтрой»), общая мощность которого составит 3 млн т нефти в год. По словам губернатора Амана Тулеева, в этот проект будет инвестировано в целом 37 млрд руб.
Наконец, недавно губернатор Томской области Виктор Кресс напомнил, что сегодня в регионе существует два проекта создания крупных нефтеперерабатывающих производств. Первый — увеличение мощностей Семилуженского НПЗ. Сейчас там производится около 400 тыс. т нефтепродуктов, но уже в 2012 году инвесторы предприятия рассчитывают выйти на объем 1 млн т, а к 2015-2016 году — 4 млн т с глубиной переработки 95%. Второй проект — трехмиллионник ЗабСибНПЗ в районе Томского нефтехимического комбината. В настоящее время идет проектирование производства на базе современного высокотехнологичного оборудования. «Оба этих завода стратегически важны не только для Томской области, но и для страны. Ведь фактически мы создаем прецедент — крупную нефтепереработку, независимую от вертикально интегрированных нефтяных компаний. Наша ставка на отсутствие монополии в нефтегазовом секторе — как раз то, что даст хорошие результаты», — подчеркнул Виктор Кресс.
Обращает внимание на развитие сегмента нефтепереработки и правительство России. Так, по данным Романа Беседовского, в нефтеперерабатывающий комплекс планируется инвестировать около $20-25 млрд. «Если эти планы удастся реализовать, то в течение пяти-шести лет можно было бы увеличить глубину переработки нефти с нынешних 70-75% как минимум до 90%, то есть довести ее до уровня развитых стран, добиться большего соответствия объема автопарка страны и динамики его роста с объемами производства высококачественного топлива и в конечном итоге стабилизировать ситуацию на рынке», — отметил он.
Вместе с тем эксперты считают, что на федеральном уровне должны быть приняты и оперативные меры по насыщению внутреннего рынка. По словам Юлии Золотовской, для нефтяных компаний должно быть выгодно направлять выпускаемые объемы на внутренний рынок, а достичь этого можно разными способами: либо сделать экономически выгодными внутренние продажи (применять налоговые льготы, не сдерживать цены), либо сделать невыгодным экспортирование (заградительные таможенные пошлины и др.). «Независимая розница полностью зависит от действий нефтяных компаний: в каком размере они будут давать топливо, по каким ценам? От ответов на эти глобальные вопросы зависит, будет ли жива независимая розница в 2012 году или АЗС вновь будут продаваться вертикально интегрированным компаниям», — отметила глава АНН «Сибирь-ГСМ».
Роман Беседовский, в свою очередь, утверждает, что антикризисные меры уже приняты на федеральном уровне и ожидать обострения проблем на топливном рынке нет оснований. По его словам, правительством РФ были введены заградительные пошлины на экспорт топлива, пересмотрены сроки планового ремонта и модернизации ряда НПЗ. Отдельно эксперт отметил предложение о введении возможности административного регулирования ситуации на рынке нефтепродуктов в случае роста розничной стоимости топлива более чем на 10% в месяц. В правительстве считают, что это позволит рыночным регуляторам вмешиваться в ситуацию в случае ее обострения. «Однако это крайняя мера, так как жесткая политика на рынке нефтепродуктов, как показывает практика, не является высокоэффективной», — подчеркивает господин Беседовский. Он считает, что при сохранении уже принятых на федеральном уровне мер и налаживании системы биржевой торговли нефтепродуктами дефицита топлива на внутреннем рынке в 2012 году удастся избежать.
Просмотров 864
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^