$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

Газовый шанс Болгарии

Голос России
17 ноября 2011/ 14:56
Выгоды Софии от транзита азербайджанского газа в Евросоюз пока весьма призрачны, отмечает эксперт Дмитрий Абзалов
Никаких препятствий для строительства Транскаспийского газопровода через Туркменистан, Азербайджан и Евросоюз в обход Москвы не может быть, заявил старший советник Спецпосланника Госдепа США по евразийской политике Даниэль Штайн.
По его мнению, страны-участницы этого проекта должны сделать собственный выбор относительно того, кому они хотят продавать свои энергетические ресурсы.
Между тем Болгария стала очередной страной Европы, которая будет получать газ из Азербайджана. Как сообщает "Независимая газета", Баку пообещал Софии продать столько газа, сколько она сможет купить.
Возможности Болгарии стать новым европейским транзитером каспийских углеводородов оценил в интервью "Голосу России" ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

- Как вы оцениваете возможности Болгарии принять новую роль?
- Прежде всего, стоит отметить, что Болгария традиционно стремилась к тому, чтобы консолидировать транзит, причем как газовый, так и нефтяной. И последние решения этой страны на данном направлении - одобрение экологической экспертизы проекта "Бургас-Александрополис" и инициатива по строительству Транскаспийского газопровода - как раз призваны закрепить этот статус за Болгарией.
Учитывая, что перегруженность черноморских проливов серьезно возросла, и Болгария является альтернативным направлением маршрутов поставки энергоносителей, то перспективы у этой страны достаточно радужные. Но они будут возможны только при поддержке крупных сырьевых экспортеров, к коим относятся в данном случае Туркмения и Россия.

- Когда звучит заявление о том, что сегодня созданы новые возможности для поставок азербайджанского газа на европейский рынок, о чем идет речь?
- С большой долей вероятности имеется в виду освоение месторождений газовой группы, которое производит Азербайджан на своей территории. Кроме того, судя по всему, речь идет в том числе и о перспективах подключения к региональной системе, например, проектов Туркмении. Наконец, создана инфраструктура на базе газопровода Баку-Тбилиси, через который идет прокачка.
На этих основаниях, судя по всему, София делает вывод о том, что может подключиться к данному проекту именно на последней стадии, то есть в процессе доставки энергоносителей уже на территорию Европейского союза. Но одного азербайджанского газа не хватит, чтобы полностью заполнить все проекты, которые сейчас в регионе разворачиваются.
Поэтому, конечно же, Болгарии необходимо лоббировать подключение Туркмении или Ирана. Но первая не может быть включена по инфраструктурным причинам, а вторая - по политическим.

- Азербайджан стремится поставлять свои газовые ресурсы в Европу давно. Что сегодня необходимо сделать, чтобы увеличить количество поставок именно азербайджанского газа в Европу?
- Прежде всего, для этого необходимо будет расширить действующую инфраструктуру и активизировать добычу на азербайджанской части каспийского шельфа. Также речь идет о поиске альтернативных путей. Дело в том, что Европу пугает не столько усиление Азербайджана, сколько усиление Турции, через которую Азербайджан сейчас поставляет основную часть своего топлива.
Поэтому Болгария как альтернатива может быть интересна для европейских стран. Прежде всего, речь идет о создании газовых терминалов в Грузии и поставки газовозами, например, необходимых объемов именно в Болгарию. Но это тоже вопрос расширения инфраструктуры и серьезных финансовых инвестиций и, естественно, одобрения Европейского союза. Как показала практика, одобрения "Набукко" его инициаторы ждали очень долго. Поэтому все зависит и от решения евробюрократии.

- А как вы оцениваете перспективы поставок в Болгарию сжиженного газа из Азербайджана через грузинские терминалы?
- Как возможные, но маловероятные. Дело в том, что для этого необходимо обеспечить безопасность Грузии как таковой, а это крайне сложно сделать без решения проблемы стабильности в регионе в целом.
Второй момент - финансовая составляющая данного проекта будет очень сложно просчитываться, потому что сжижение газа, а потом прием газа в газовых терминалах уже в самой Болгарии - это достаточно дорогостоящий процесс, который очень серьезно увеличит стоимость голубого топлива. Оно будет намного дороже, чем если везти через газопроводную систему Турции. Поэтому экономическую эффективность этого процесса надо просчитывать.
Наконец, вопрос спроса. В Европе это вопрос достаточно открытый. Не понятно, что будет происходить с потреблением газа в Европейском союзе. А без каких-то конкретных ориентиров говорить о серьезном инвестировании крайне сложно. С этим, например, связана неуверенность в "Южном потоке", то есть вопрос о стабильности спроса также актуален и для Азербайджана.

- Если мы будем в целом рассматривать достигнутые соглашения по газу между Софией и Баку, они на равных условиях, равные выгоды сегодня будут из этого?
- Пока что выгоды Болгарии весьма призрачны, непонятно, по какой схеме будет происходить данная работа. Наконец, непонятна сама финансовая схема и схема распределения сырья. Кроме того, непонятно, по какой модели будет происходить закупка газа в Азербайджане. Если это будет действующая цена, спотовая, это одна ситуация, если цена будет фиксированная, это другая ситуация.
На мой взгляд, на данном уровне, скорее, это серьезный козырь в руках Болгарии, потому что без конкретных финансовых решений основная часть нагрузки по пробиванию, лоббированию этого проекта ляжет именно на плечи Софии.

- Но в целом получается, что эта договоренность стала результатом завершения азербайджано-турецких переговоров по газу?
-Я бы сказал, что это может быть вполне, скажем так, определенный инструмент для давления на представителей турецкой стороны. Напомню, что Турция лоббирует альтернативные проекты доставки энергоносителей. И понятно, что некоторые сложности во взаимоотношениях со своим западным партнером Азербайджан пытается дезавуировать за счет договоренности с европейскими странами.
Просмотров 927
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^