$62.56 -1.31%
$ 78.92 -0.1
€ 91.37 +0.81
               

В Госдуме создана рабочая группа для подготовки законопроектов по внедрению экономических механизмов природопользования

24 сентября 2009/ 15:20
Москва. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии создал рабочую группу для подготовки законопроектов по внедрению экономических механизмов природопользования. Соответствующее решение утверждено на заседании комитета сегодня - 24 сентября.
Рабочая группа в ближайшее время рассмотрит предложения экспертов и членов Высшего экологического совета по вопросам оценки риска причинения ущерба окружающей среде, экологического страхования, экологического нормирования и другим актуальным направлениям развития законодательства. Комментируя актуальность этих вопросов в ходе заседания Высшего экологического совета, председатель комитета Наталья Комарова отметила:
«В осеннюю сессию работа Комитета и Высшего экологического совета будет посвящены законодательному внедрению инструментов формирования природосберегающей экономики.
Очевидно, что плацдарм для запуска экономических регуляторов, стимулирующих инвестиции в ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, может обеспечить только система экологического нормирования.
В соответствии с комплексом мер по охране окружающей среды, который был утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации 18 августа текущего года, законопроект, предусматривающий переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, планируется подготовить уже вот в течение осени, до конца осени он должен быть разработан и внесён в Государственную Думу.
В пакете с этим решением правительством разрабатываются меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии.
В Государственной Думе находится ещё один законопроект - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона "Об энергосбережении и повышении энергетической и экологической эффективности". Он принят в первом чтении и вызвавший довольно много споров и предложений, но, на мой взгляд, настала точка кипения, когда, в конце концов, решение нужно принимать и вводить его в практику.
По мере готовности этих документов предлагаю обсудить их на заседании Высшего экологического совета. В этой связи, начиная с сегодняшнего дня рабочая группа будет осуществлять сбор и анализ соответствующих предложений.
Прежде всего, необходимо провести оценку возможности использования двух важных инструментов, которые в ближайшее время могут войти в обойму природоохранных мер, - это оценка экологических рисков и страхование в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
На мой взгляд, один из приоритетов развития экологического законодательства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию принципа «двух ключей» для хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.
Первый ключ - это современная система экологической паспортизации хозяйствующих субъектов и территорий, включающая оценку рисков, и опирающаяся на нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и антропогенную нагрузку.
Второй защитный инструмент - это экологическое страхование, позволяющее, с одной стороны, привлечь внебюджетные средства для финансирования природоохранных мероприятий, с другой стороны, в перспективе максимально использовать этот механизм в качестве источника инвестиционных ресурсов для обновления и модернизации изношенных основных фондов предприятий.
На сегодняшний день много разногласий среди экспертов вызывает предложение о совмещении платы, по крайней мере, эти предложения о страховании вызывают такую интерпретацию, как будто бы речь идёт о совмещении платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического страхования. При этом когда мы в схожих ситуациях страхуем, например, жильё, ни у кого не вызывает сомнение необходимость одновременно с этим уплаты коммунальных платежей. Полагаю, что и в случае экологического страхования можно было бы расценивать ситуацию именно так конструктивно и прагматично, а не как дополнительную нагрузку на тех, кто занимается той или иной отраслью народного хозяйства.
Кроме того, следует учитывать то, что действующий механизм исчисления и изымания платы за негативное воздействие на окружающую среду, во-первых, не стимулирует природоохранную деятельность предприятий, во-вторых, не соответствует реальному объёму затрат, которые следует осуществлять в случае нанесения вреда окружающей среде. Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов является нецелевым платежом за вред, наносимый в определённой степени «согласованными» загрязнениями окружающей среды.
При этом по 40 процентов этих платежей идёт в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, 20 процентов в федеральный бюджет. Если сопоставить эти данные с экономическим ущербом, в том числе вследствие техногенных аварий и катастроф, ликвидация последствий которых более чем на 90 процентов покрывается из федерального бюджета, становится очевидной необходимость совершенствования механизма взимания и распределения платежей, а также расширение практики экологического страхования.
Отмечу, что эти задачи соответствуют политике развития устойчивого природопользования, в числе направлений которых - законодательное закрепление ответственности хозяйствующих субъектов за ликвидацию нанесённого ущерба, а также обеспечение реинвестирования платы за использование природных ресурсов и объектов в их восстановление и воспроизводство. Так называемое «правило Хартвика», лежащее в основе концепции устойчивого развития экономики.
Второй аспект, требующий методического и нормативного обеспечения, это управление рисками. Прежде всего, их количественная и качественная оценка.
Развитие этого направления, в связке с экологическим аудитом, страхованием, организацией и мониторингом динамики загрязнения и экологических показателей, позволит создать эффективный экологический сектор экономики.
Спрос на вовлечение в оборот этих инструментов уже сегодня обеспечивается, например, при принятии решения в сфере территориального планирования о размещении промышленных объектов, реализации международных проектов, связанных с трансграничным экологическим воздействием, так как строительство газопровода Nord Stream, разработка шельфовых месторождений. Полагаю, что выработка национальных стандартов и методик, а также развитие механизмов саморегулирования позволят обеспечить значительный рост этого сегмента экономики».
Просмотров 587
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!


^