На ваши вопросы отвечают представители Минпромторга Станислав Наумов и Виктор Семенов
Москва. На сайт Агентства нефтегазовой информации поступили ответы на вопросы, которые были заданы на онлайн-конференции с руководством Минпромторга РФ. Напомним, что в качестве ньюсмейкеров были заявлены Статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов (слева) и директор департамента базовых отраслей промышленности Виктор Семенов (справа).
Вопросы ньюсмейкерам задавали представители нефтегазового комплекса, а также нефтесервисных компаний и нефтяного машиностроения.
1. Олег Крамаренко, Нижегородский машиностроительный завод: Что сегодня делает Минпромторг, чтобы миллиарды долларов, которые тратятся на освоение континентального шельфа попали бы не только к судостроителям, но и машиностроителям?
Станислав Наумов: Речь идет видимо все-таки о средствах заказчиков, которые будут в любом случае затрачены на суда и морскую технику. Для нас сегодня важно, чтобы средства пошли именно российским судостроительным предприятиям. Мы решаем эту задачу в диалоге с представителями промышленных предприятий. Естественно, что Минпромторг России исходит из того, что дальнейшая кооперация должна быть с именно с российскими машиностроителями. Одним из условий мы уже сейчас ставим, чтоб не менее 50% при строительстве и разработке были именно у российских машиностроителей.
2. Павел Ефимович, ОАО «КАМАЗ», советник: Как Минпромторг планирует обеспечивать участие российских машиностроителей в Приразломном и Штокмановском проектах? Почему на них не распространяется норма обязательного 70-процентного российского участия, которая была на «Сахалине-1» и «Сахалине-2»?
3. Григорий, Группа ГМС: Почему отказавшись от использования Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», отказались и от нормы 70-процентного участия
российской промышленности в проектах на шельфе?
Виктор Семенов: На уровне федерального законодательства вопросы российского участия регулируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» №225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. Следует отметить, что соответствующие нормы данного закона претерпели существенные изменения с момента принятия его в первой редакции. Федеральными законами от 7 января 1999 г. и от 6 июля 2003 г. в статью 7 Закона «О СРП» вносились дополнительные положения, которые более четко определяли критерии «российского участия» и обязанности участников проектов при заключении и реализации СРП.
Сегодня на территории Российской Федерации реализуются масштабные проекты, связанные со строительством объектов по добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья, как на суше, так и на континентальном шельфе. Для обустройства месторождений, сооружения трубопроводных систем и перерабатывающих мощностей приобретаются продукция и услуги на сотни миллиардов рублей. В этой ситуации естественно ожидать, что столь значительные средства могут и должны быть направлены на создание рабочих мест в нашей стране и развитие современного машиностроительного производства в России.
При реализации шельфовых проектов на условиях раздела продукции, считаем необходимым, максимизировать российское участие в инвестиционных нефтегазовых проектах.
4. Курбанов Заур Баширович, ООО «Строймаш-М», заместитель директора: Здравствуйте! Скажите пожалуйста, какой департамент курирует вопросы строительной и дорожной техники? И если можно, то укажите название отдела в департаменте. Спасибо!
Станислав Наумов: Департамент автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, отдел строительно-дорожной и коммунальной техники. Кроме того, есть блог Директора Департамента Алексея Львовича Рахманова, где ему можно задать вопросы.
5. Илья Лосев, инженер-нефтяник, ХМАО: Какова позиция Минпромторга в отношении идеи вовлечения малого и среднего бизнеса в нефтяную отрасль? Ведь у них возникнут проблемы подключения к «трубе» и прочим инфраструктурам.
Станислав Наумов: Нет самоцели вовлечь малый и средний бизнес во все отрасли. Есть отрасли, где эффективная конкуренция в глобальном масштабе возможно только между крупными игроками. Соответственно малому и среднему бизнесу надо встраиваться в соответствующие программы больших компаний, которые конкурируют друг с другом. Эта позиция, которая сформировалась у нас еще во время работы в предыдущие несколько лет с топливно-энергетическом комплексом. Сегодня мы понимаем, что проблема подключения малого и среднего бизнеса к инфроструктурам, она не носит только нефте-газовый окрас, но и общий для всех промышленных предприятий.
6. Борисов Илья, Волгоградский завод буровой техники: Какая позиция у Минпромторга в отношении связанного кредита ВТБ и ввоза в страну 30 буровых установок через фирму ВТБ-Лизинг?
Станислав Наумов: Пользуясь случаем, сообщаем всем лизинговым компаниям страны. За последние годы российскими производителями нефтегазового оборудования увеличен выпуск буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения, который составил за 2008 год 90 единиц. Только в 2008 году на экспорт отправлено 11 буровых установок. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, как в нашей стране, так и на международных финансовых рынках, только в 2009 году произведено 20 буровых установок. Согласно вышесказанному, уровень производственных мощностей российских предприятий производителей нефтегазового оборудования, позволяет удовлетворить существующие потребности.
7. Алексей Савельев, предприниматель, Сургут: Станислав Александрович, на Ваш взгляд, закон о торговле поставит ли точку в произволе сетевых компаний в отношении поставщиков продукции?
Станислав Наумов: По моей просьбе на вопрос ответил директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Олег Сазанов:
Я бы не стал характеризовать взаимоотношения сетевых компаний и поставщиков продукции именно как «произвол» первых в отношении вторых.
В настоящее время отношения торговых сетей и поставщиков регулируются хозяйственными договорами в рамках действующего законодательства и определяются рынком. Смысл законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» не в том, чтобы ущемить интересы кого-то из участников товаропроводящей цепочки, в частности, ритейлеров. А в том, чтобы на основе соблюдения баланса интересов всех субъектов отрасли; обеспечить установление единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности; устранить административные барьеры и стимулировать развитие торговой и логистической инфраструктуры, что приведет к расширению каналов дистрибьюции и снижению издержек, что в свою очередь положительно скажется на ценах.
В целом, мы полагаем, что торговля – это самая рыночная из отраслей экономики, и она в состоянии сама себя регулировать при минимальном вмешательстве государства, которое должно лишь стимулировать ее развитие, посредством корректного нормативно-правового регулирования.
8. Григорий, Завод «Борец»: Известно ли вам, какая российская техника и технологии для нефти и газа будут представлены на Всемирной выставке Expo-2010?
Станислав Наумов: Российская техника для нефти и газа – это российская техника для инфраструктур. А тема выставки, в моем понимании – это город как концентрация инфраструктур цивилизованной жизни. Поэтому все, что делается в плане экологии для нефте- и газо- машиностроения может быть представлено в г. Шанхае.
Мой ответ продолжит член рабочей группы по подготовке российского участия в ЭКСПО-2010 Алина Суслова:
На данный момент продолжается отбор экспонатов для павильона России. Проекты отбираются в соответствии с Концепцией российской повестки на ЭКСПО-2010, одним из тезисов которой является позиционирование России как страны, населенной творческими людьми, способными нестандартно мыслить, задумывать и реализовывать новые идеи в самых разных областях знания.
Наглядно проиллюстрировать этот тезис можно, разместив в рамках российской экспозиции на ЭКСПО-2010 экспонаты, созданные в ходе разработки инновационных проектов, инициированных творческими коллективами российских компаний, образовательных учреждений, научных институтов. При этом их размещение не должно быть сконцентрировано в рамках какого-то отдельного «инновационного» блока экспозиции. Напротив, каждый отдельный проект должен иллюстрировать «российский прорыв» в соответствии с тематикой выставки «Лучше город, лучше жизнь» в конкретной секции выставки («экогорода», «здоровый город» и т.д.).
Главное, чтобы проекты, включаемые в состав российской экспозиции на ЭКСПО-2010, были действительно инновационными. Разработка, безусловно, должна обладать научной новизной. Это должна быть такая разработка, которой мы действительно сможем удивить мир. И, конечно, она должна быть такой, чтобы мы имели возможность ее продемонстрировать. Даже если это всего лишь проект на бумаге, то он может быть показан в видео-ролике или презентован в рамках деловой и научной программы. Для этого на ЭКСПО предусмотрено множество форматов подобных коммуникаций.
9. Сергей Мурзин, помбур, ХМАО: Занимается ли ваше ведомство конкуренцией в авиаперевозках? У нас в ХМАО имеет монопольное положение авиакомпания Ютейр. В результате долететь до Москвы получается дешевле чем до Ханты-Мансийска или до Тюмени.
Станислав Наумов: Формально этот вопрос находится в ведении Федеральной антимонопольной службы и Минтранса России (функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации осуществляет Минтранс России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395). А по сути, мы хотим иметь сильные самостоятельные авиакомпании, которые будут заказывать новые российские самолеты.
10. Олег, Мотовилихинские заводы: Почему в Минпромторге автопром выделен в отдельный департамент? Занимается ли он автокранами, самосвалами, спецтехникой для нефтегаза? Кто курирует нефтегазовое машиностроение?
Станислав Наумов: Весной прошлого года стало ясно, что автомобильный рынок России вырос до колоссального объема с ежегодным оборотом около 70 миллиардов долларов, и оставлять его без структурирования, без выработки четких правил игры, нельзя. Собственно, это и привело к созданию в Минпромторге новой структуры в виде Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. В Департаменте компактная и понятная структура, пять отделов. Первый, самый большой — автомобильной промышленности. Второй — сельхозмашиностроения. Третий отдел ведает строительными и дорожными машинами. Четвертый — отдел прогнозирования и системного анализа. Пятый — технического регулирования. А в целом задача — определение приоритетных целей промышленной политики и выработка инструментов их достижения. Хотя сейчас департамент в большей степени занимаемся антикризисным управлением и оперативным мониторингом предприятий.
Кроме того, в структуре Министерства есть Департамент базовых отраслей промышленности, в который входит отдел нефтегазового машиностроения, машин и оборудования для перерабатывающих отраслей. Этот департамент возглавляет Виктор Семенов.
11. Марс Гареев, буровой мастер, Ноябрьск, ЯНАО: Станислав Александрович, у нас на Севере основной вид транспорта воздушный. Сейчас такая устаревшая техника аж летать страшно. А в Минпромторге есть департамент авиационной промышленности. Каким Вы видите перспективы авиастроения в России?
Станислав Наумов: По моей просьбе на Ваш вопрос отвечает заместитель начальника отдела стратегического развития авиационной промышленности Алексей Фомичев:
Наше государство в последние годы уделяет значительное внимание развитию авиационной промышленности, ежегодно в отрасль поступают необходимые инвестиции из федерального бюджета. Ситуация в некоторой мере осложнилась мировым финансовым кризисом, но Правительством Российской Федерации принимаются меры по его преодолению.
Особое внимание уделяется межрегиональным перевозкам и перевозкам на местных воздушных линиях. В настоящем году
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» подготовлены к запуску в серийное производство две новые машины – региональные самолеты SSJ-100 и Ан-148, причем последний представляет значительный интерес для перевозок в северных районах нашей страны. На самарском ОАО «Авиакор - Авиационный завод» по заказу Республики Саха (Якутия) для эксплуатации в районах Крайнего Севера строятся самолеты местных воздушных линий Ан-140.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


