В Москве решали как обеспечить открытость инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе
Президент РФ Д.А.Медведев в своей статье «Россия, вперед!» назвал одной из главных проблем, препятствующих развитию страны, «привычку существовать за счёт экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия».
Сегодня на территории Российской Федерации реализуются масштабные проекты, связанные со строительством объектов по добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья как на суше, так и на континентальном шельфе. Для обустройства месторождений, сооружения трубопроводных систем и перерабатывающих мощностей приобретаются продукция и услуги на сотни миллиардов рублей. Общая сумма инвестиционных программ естественных монополий, инициированных Правительством Российской Федерации, составила два трлн руб. В этой ситуации естественно ожидать, что столь значительные средства могут и должны быть направлены на создание рабочих мест в нашей стране и развитие современного промышленного производства в России.
Однако участники Круглого стола с сожалением констатируют: несмотря на оптимистичные заявления ряда игроков сектора о доминировании в корпоративных закупках товаров и услуг отечественного производства, практика показывает, что большая часть средств инвестпрограмм почти не работает на экономику Российской Федерации, а уходит за рубеж. При этом в условиях глобального кризиса компании отечественного нефтегазового сектора в основном отказались от новых планов по модернизации и переработке, а также сократили расходы на перспективных участках по части сервиса, реализуя экстенсивный сценарий существования отрасли.
Фактически можно утверждать, что реализация нефтегазовых проектов российскими компаниями, в том числе с государственным участием, как в докризисный, так и послекризисный периоды, развивала и развивает преимущественно иностранную промышленность, что приводит к созданию дополнительных рабочих мест в высокотехнологичном комплексе других стран.
Имеет место и подбор заказчиками «дружественных» подрядчиков, что существенно увеличивает себестоимость проектов за счет «коррупционного налога», отрицательно сказывается на российской промышленности и населении, в частности через тарифы естественных монополий и повышение стоимости нефтепродуктов на отечественном рынке.
Участники Круглого стола считают, что существенной причиной подобных проблем является отсутствие открытости в системе подрядных работ, формальное проведение конкурсных процедур, отсутствие равного доступа участников рынка к информации о закупках услуг и товаров.
Таким образом, учитывая масштабы инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе, проблема прозрачности при их реализации становится важнейшим условием сохранения и развития научно-технического и промышленного потенциала страны.
Участники Круглого стола заявляют: «традиционная» закрытость российских нефтегазовых компаний, и, прежде всего, корпораций с государственным участием, не позволяет внедрить прозрачные закупочные процедуры, обеспечить равный доступ потенциальных подрядчиков к информации, создает предпосылки для развития коррупции, что приводит к существенному удорожанию проектов и уводу заказов за рубеж.
Ведущая роль в обеспечении указанной прозрачности принадлежит современным инфокоммуникационным технологиям. Президент Д.А.Медведев так оценивает их значение для отечественной экономики, всего российского общества: «Распространение современных информационных технологий, которому мы будем всячески содействовать, даёт беспрецедентные возможности для… выявления и ликвидации очагов коррупции. Для прямого доступа к месту практически любых событий. Для непосредственного обмена мнениями и знаниями людей всего мира. Общество становится открытым и прозрачным, как никогда. Даже если это не нравится правящему классу».
В целях обеспечения приоритетного участия отечественных подрядных организаций в инвестиционных нефтегазовых проектах на территории России участники Круглого стола рекомендуют:
I. Президенту Российской Федерации:
1. Вынести на одно из ближайших заседаний Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России вопрос о влиянии финансово-экономической политики, проводимой предприятиями нефтегазового сектора, на развитие отечественной промышленности и инновационных технологий.
II. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Разработать и внести законопроект, распространяющий 70-процентную норму обязательного российского участия в проектах на континентальном шельфе, предусмотренную Федеральным законом «О СРП», на все инвестиционные проекты, реализуемые отечественными нефтегазовыми компаниями на территории России.
2. Разработать и внести законопроект, обязывающий корпорации с государственным участием, в частности, ОАО «Газпром», АК «Транснефть» и ОАО НК «Роснефть», публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах, а в контрактах с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.
III. Правительству Российской Федерации:
1. Увязывать вопрос о государственной поддержке предприятиям нефтегазового комплекса с их встречными обязательствами по отношению к российским подрядчикам и поставщикам.
2. Вносить в лицензионные соглашения с недропользователями норму обязательного участия российских подрядчиков и поставщиков.
3. Обеспечить гласность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий. Ввести обязательную экспертизу обоснованности закупок по импорту.
4. Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса, без чего невозможна эффективная работа по импортозамещению.
5. На основе сведений Ростехнадзора обеспечить проведении инвентаризации имеющегося в нефтегазовом комплексе оборудования и степени его износа. Обеспечить использование сведений для концентрации усилий российских предприятий на приоритетных направлениях.
6. Государственным представителям в советах директоров ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть» обеспечить заблаговременное информирование предприятий нефтегазового машиностроения о планируемых закупках услуг, техники, оборудования и материалов, особенно продукции с длительным циклом изготовления.
7. Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков и обмена информацией о дееспособных подрядных организациях рекомендовать государственным представителям в советах директоров ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть» сформировать единый реестр подрядчиков и поставщиков.
8. Обязать монопольного держателя информации Минэнерго России - ФГУП «ЦДУ ТЭК» обеспечить публикацию сведений о состоянии российского нефтегазового комплекса на сайте Минэнерго России.
9. Принять меры к ограничению режима связанного кредитования российского нефтегазового комплекса, когда наполнение кредита проводится без конкурса поставками импортного оборудования, конкурентоспособные аналоги которого производятся в России. Рассмотреть вопрос о целесообразности ввоза ОАО «ВТБ-Лизинг» 30 буровых установок китайского производства за счет связанного кредита ВТБ.
10. Обеспечить условия для расширения участия российских сервисных компаний в крупных совместных зарубежных проектах, реализующихся, в частности, в Латинской Америке и других регионах мира. Рассмотреть вопрос об организации с привлечением государственных средств крупных нефтегазосервисных компаний, являющихся аналогами мировых сервисных гигантов («Halliburton», «Schlumberger»).
11. Создать Национальный банк данных геологоразведочной информации с привлечением для обеспечения расчетов геофизических данных имеющихся мощностей суперкомпьютеров и grid-систем.
12. Министерству природных ресурсов (Федеральному агентству по недропользованию) обеспечить реализацию лицензионных соглашений в части геофизических и буровых работ в полном объеме.
Для мониторинга реализации настоящих рекомендаций сформировать Рабочую группу под руководством депутата Государственной Думы И.В.Пономарева.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались


