Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Мы продолжаем за копейки отдавать лесные ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение

10 сентября 2009/ 09:07
Москва. 9 сентября Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выступила на «правительственном часе» по теме: «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений». Наталья Владимировна, в частности, отметила:
- Сегодня регионы обладают беспрецедентной широтой полномочий в лесной сфере, и все мы вправе рассчитывать на то, что такое перераспределение прав и ответственности обеспечит эффективное и комплексное использование лесов, а также сохранение и преумножение лесных богатств.
Соглашусь с позитивными оценками работы, уже проделанной за 2,5 года со дня введения в действие Лесного кодекса.
Тем не менее, анализируя данные, которые получает Комитет по результатам мониторинга за реализацией лесного законодательства, необходимо отметить следующее.
Не буду возвращаться к вопросу о деятельности Правительства Российской Федерации по изданию соответствующих нормативных правовых актов, требующихся в соответствии с Лесным кодексом, т. к. этот вопрос уже обсуждался здесь. В отношении же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, остановлюсь на тех, которые содержат значительное количество несоответствий и противоречий федеральному законодательству, так как в свою очередь является причиной пороков правоприменительной практики. В этой связи отдельно остановлюсь на ситуации, сложившейся с регулированием законами субъектов Российской Федерации вопросов заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет аренда. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Кодекс изначально не предусматривал возможности его использования при заготовке древесины в предпринимательских целях. При этом установлено право субъектов Российской Федерации своими законами установить исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Субъекты Российской Федерации, определяя данные исключительные случаи, должны были иметь в виду, что Лесной кодекс не возлагает на покупателя лесных насаждений по договору купли-продажи обязанностей по рациональному использованию, охране и защите лесов и не требует составления проекта освоения лесов, в отличие от арендатора лесного участка, который обязан осуществлять указанные действия. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только государственными или муниципальными нуждами.
Большинство субъектов Российской Федерации определили слишком широкий перечень случаев применения указанного договора, разрешив его применение в том числе в коммерческих целях.
Мы располагаем примерами, когда в отдельном субъекте Российской Федерации в 2008 году по результатам аукционов заключено 15 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, в то время как договоров купли-продажи - 1394 с общим объемом изъятия древесины в 7 (!) раз больше, чем по договорам аренды лесных участков.
Названные цифры, нашли подтверждение и в докладах заместителя Министра сельского хозяйства и Руководителя Рослесхоза. Приведенные данные говорят о том, что мы продолжаем за копейки отдавать ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение, и ведем себя как временщики, как чужие и даже чуждые по отношению к лесу.
Читать также
Часто такие решения красиво упаковываются: малый бизнес, рабочие места и так далее. Но в данном случае ситуация доступными способами просчитывается: через рост расходов государственного бюджета или, если финансирование не осуществляется, то увеличивается площадь, на которой не осуществляется лесовосстановление, а следовательно, сокращаются запасы; через рост объемов «серых» и «черных» расчетов за лесные насаждения, а, следовательно, снижение налоговых поступлений, через потери из-за невведения новых мощностей по лесопереработке, а, следовательно, сокращение экономической активности, рабочих мест, и снова снижение налогового потенциала.
Полагаем, что субъекты Российской Федерации при должном контроле со стороны уполномоченных в сфере лесных отношений федеральных органов внесут в кратчайшие сроки соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты.
И еще один пример. Во многих регионах допускается предоставление для осуществления рекреационной деятельности лесных участков в защитных лесах физическим лицам, которые фактически используют их для личных нужд.
Что касается эффективности использования лесов, поддержу заместителя Министра сельского хозяйства, в докладе которого прозвучал тезис: мы забываем о том, что лес - это не только древесина, но и другие ресурсы, в том числе пищевые и недревесные. От себя добавлю, что в экономическом отношении они не менее привлекательны. Продукция переработки, например, пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной популярностью как на внутреннем, так и на мировом рынке. Однако на сегодняшний день используется этот потенциал недостаточно, хотя правовые возможности для этого созданы лесным законодательством.
Следствием указанной порочной практики становится повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Правоприменителями зачастую не учитывается, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях, соответственно арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей федеральных органов на необходимость более широкого применения правовых инструментов, предусмотренных Лесным кодексом, для контроля и надзора за исполнением регионами делегированных им полномочий.
Должна прокомментировать предложение о переносе на 2015 год сроков введения государственного кадастрового учета лесных участков.
Мы готовы на решение этой проблемы. Только при этом необходимо учитывать то, что Лесной кодекс Российской Федерации содержит нормы о кадастровом учете в связи с тем, что прежде было решено создавать единую систему регистрации недвижимости и прав на нее.
Поэтому принимая обсуждаемое решение мы должны, во-первых, синхронизировать новые сроки с вышеназванными правовыми нормами и, во-вторых, определить меры и сроки их реализации в установленный переходный период. Иначе, депутатам не одного созыва хватит работы в этом отношении.
В завершение отмечу, что фракция «Единая Россия» продолжит последовательное развитие лесного законодательства, руководствуясь главной задачей - обеспечить комплексное и устойчивое использование лесных ресурсов. Прежде всего, речь идет о введении норм, стимулирующих создание мощностей по глубокой и полной переработке древесины на территории Российской Федерации для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства. Для решения этой задачи сегодня разрабатывается пакет мер, связанных с запретом экспорта «круглого» леса, расширением инструментария государственно-частного партнерства при строительстве лесоперерабатывающих мощностей, а также тарифным, налоговым и бюджетным стимулированием прорывных инновационных проектов в лесной отрасли. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Просмотров 1614
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

03.04.2020
Онлайн-конференция Александра Хуршудова: Мировой кризис - нефтяные цены – коронавирус

03.04.2020 Анатолий, Уфа

Как быть в данной ситуации рядовым нефтяникам? Нужно ли ожидать сокращений, как вы считаете?

10.03.2020
Александр Хуршудов: Снижение нефтяных цен будет сейчас определяться не действиями ОПЕК+, а общим падением деловой активности в мире

02.04.2020 Александр Хуршудов

Здравствуйте! Извините, не увидел Ваш вопрос, отвечаю с запозданием...
1. На фондовых рынках падающий тренд установился, и в ближайшие 1-2 месяца вряд ли развернется
2. Когда говорят о себестоимости (этот показатель принят только в России), забывают, что она включает налоги. А у нас НДФЛ так устроен, что снижается вместе с мировой ценой. Поэтому Арамко говорит не о том, ее цифры относятся к цене примерно 60 долл/барр, а в нынешних условиях - никуда не годятся...

07.04.2011
"Ишимский машиностроительный завод" реализует невостребованные МТР

31.03.2020 Хасанов Ришат Шакирович

Здравствуйте. Нас интересует неликвиды запорной арматуры с хранения пришлите ваш список с ценами на почту [email protected] Заранее спасибо.

06.12.2019
На Ямале с 2020 года будут по-новому считать северные

27.03.2020 Тарасова Альбина

80 процентов северной надбавки начисляют только в буджетных организациях . В ООО " Сервис Газ Автоматика" для работников это касается

24.03.2020
Губернатор Брянской области дал поручение проверить цены на АЗС

25.03.2020 Осипов Геннадий Александрович 56 лет

Я только приветствую что вы удерживайте цены на топливо, но кто удержит цены на продукты.У людей сегодня большие проблемы, многие вынужденно не работают, а наш мелькрук поднимает цену. Дуки 31 магазин продукты 70р.за 900г.гречки вместо40, как вам это нравится.

21.03.2020
Александр Шпильман: Оптимальной ценой для нефтяных рынков в настоящий момент можно считать цену выше $40 за баррель

21.03.2020 Александр Хуршудов

Да, все примерно так, кроме того, что после отскока на $50, брент продолжит снижение... Ибо долгосрочный падающий тренд при этом останется в силе.
Сейчас сломать этот тренд может только истощение сланцевых залежей. Оно не за горами, начнется через 3-4 года.

20.03.2020
Нефть дорожает на 6-7%: Brent - $30,17 за баррель, WTI - $27,72

20.03.2020 Мизис Вдадимир Александрович

Я не понимаю наших "СТРАТЕГОВ",которые вопреки здравому смыслу сумели усугубить и без того тяжелую ситуацию на нефтяном рынке,выйдя из сделки ОПЭК,когда во всём мире катастрофические последствия коронавирусной пандемии.Доллар взлетел вверх,поставщики всех импортных товаров пересчитывают цены на15-20%,а это отразиться на населении.Необходимо срочно садиться за стол переговоров с Саудовской Аравией и не рассказывать сказки,что Россия выдержит уровень нефти 20-25 в течении 6 лет.Зачем создавать себе проблемы из-за призрачных иллюзий некоторых "сказочников".Президент,как наш Гарант нашей Конституции,должен сделать выбор в пользу своего народа!Это усилит его позиции у простых людей,и во всём мире.Паника сейчас никому не нужна.

18.03.2020
НОВАТЭК принимает все меры для предотвращения распространения коронавируса

19.03.2020 Иванов Игорь Степанович

А как работать контролерам газового хозяйства в условиях объявленного карантина?

04.03.2020
СибНАЦ проверили на преднамеренное банкротство

04.03.2020 Сидор

Оставили половину сотрудников без работы, кто перед пенсией. А так все хорошо. Они банкрот, но живут и не сидят в долговой яме. Дети все шоколаде, Брехунцов и К, а люди на бирже труда за 8-9 тысяч и потом голодная смерть. Кому нужны после 50 лет.

27.02.2020
Нафтогаз оценил добычу Россией газа в Крыму в 10,4 млрд куб. м с 2014 года

27.02.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Черноморнефтегаз был создан ещё в СССР, там в 1990 году работал главным инженером мой близкий друг (учились в одной группе в институте (НР-71-12) и работали на Медвежьем месторождении и в ТюменНИИГИПРОГАЗЕ - Аразбердыев Анатолий Дениджанович. Он, увы, скоропостижно скончался не дожив до пенсионного возраста.
Какие чисто, извините, "хохлятские" привычки у Нафтогаза - декомуннизацию они проводят, а от советского имущественного наследия отказываться ну ни как.

Индекс цитирования