Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Мы продолжаем за копейки отдавать лесные ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение

10 сентября 2009/ 09:07
Москва. 9 сентября Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выступила на «правительственном часе» по теме: «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений». Наталья Владимировна, в частности, отметила:
- Сегодня регионы обладают беспрецедентной широтой полномочий в лесной сфере, и все мы вправе рассчитывать на то, что такое перераспределение прав и ответственности обеспечит эффективное и комплексное использование лесов, а также сохранение и преумножение лесных богатств.
Соглашусь с позитивными оценками работы, уже проделанной за 2,5 года со дня введения в действие Лесного кодекса.
Тем не менее, анализируя данные, которые получает Комитет по результатам мониторинга за реализацией лесного законодательства, необходимо отметить следующее.
Не буду возвращаться к вопросу о деятельности Правительства Российской Федерации по изданию соответствующих нормативных правовых актов, требующихся в соответствии с Лесным кодексом, т. к. этот вопрос уже обсуждался здесь. В отношении же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, остановлюсь на тех, которые содержат значительное количество несоответствий и противоречий федеральному законодательству, так как в свою очередь является причиной пороков правоприменительной практики. В этой связи отдельно остановлюсь на ситуации, сложившейся с регулированием законами субъектов Российской Федерации вопросов заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет аренда. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Кодекс изначально не предусматривал возможности его использования при заготовке древесины в предпринимательских целях. При этом установлено право субъектов Российской Федерации своими законами установить исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Субъекты Российской Федерации, определяя данные исключительные случаи, должны были иметь в виду, что Лесной кодекс не возлагает на покупателя лесных насаждений по договору купли-продажи обязанностей по рациональному использованию, охране и защите лесов и не требует составления проекта освоения лесов, в отличие от арендатора лесного участка, который обязан осуществлять указанные действия. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только государственными или муниципальными нуждами.
Большинство субъектов Российской Федерации определили слишком широкий перечень случаев применения указанного договора, разрешив его применение в том числе в коммерческих целях.
Мы располагаем примерами, когда в отдельном субъекте Российской Федерации в 2008 году по результатам аукционов заключено 15 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, в то время как договоров купли-продажи - 1394 с общим объемом изъятия древесины в 7 (!) раз больше, чем по договорам аренды лесных участков.
Названные цифры, нашли подтверждение и в докладах заместителя Министра сельского хозяйства и Руководителя Рослесхоза. Приведенные данные говорят о том, что мы продолжаем за копейки отдавать ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение, и ведем себя как временщики, как чужие и даже чуждые по отношению к лесу.
Читать также
Часто такие решения красиво упаковываются: малый бизнес, рабочие места и так далее. Но в данном случае ситуация доступными способами просчитывается: через рост расходов государственного бюджета или, если финансирование не осуществляется, то увеличивается площадь, на которой не осуществляется лесовосстановление, а следовательно, сокращаются запасы; через рост объемов «серых» и «черных» расчетов за лесные насаждения, а, следовательно, снижение налоговых поступлений, через потери из-за невведения новых мощностей по лесопереработке, а, следовательно, сокращение экономической активности, рабочих мест, и снова снижение налогового потенциала.
Полагаем, что субъекты Российской Федерации при должном контроле со стороны уполномоченных в сфере лесных отношений федеральных органов внесут в кратчайшие сроки соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты.
И еще один пример. Во многих регионах допускается предоставление для осуществления рекреационной деятельности лесных участков в защитных лесах физическим лицам, которые фактически используют их для личных нужд.
Что касается эффективности использования лесов, поддержу заместителя Министра сельского хозяйства, в докладе которого прозвучал тезис: мы забываем о том, что лес - это не только древесина, но и другие ресурсы, в том числе пищевые и недревесные. От себя добавлю, что в экономическом отношении они не менее привлекательны. Продукция переработки, например, пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной популярностью как на внутреннем, так и на мировом рынке. Однако на сегодняшний день используется этот потенциал недостаточно, хотя правовые возможности для этого созданы лесным законодательством.
Следствием указанной порочной практики становится повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Правоприменителями зачастую не учитывается, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях, соответственно арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей федеральных органов на необходимость более широкого применения правовых инструментов, предусмотренных Лесным кодексом, для контроля и надзора за исполнением регионами делегированных им полномочий.
Должна прокомментировать предложение о переносе на 2015 год сроков введения государственного кадастрового учета лесных участков.
Мы готовы на решение этой проблемы. Только при этом необходимо учитывать то, что Лесной кодекс Российской Федерации содержит нормы о кадастровом учете в связи с тем, что прежде было решено создавать единую систему регистрации недвижимости и прав на нее.
Поэтому принимая обсуждаемое решение мы должны, во-первых, синхронизировать новые сроки с вышеназванными правовыми нормами и, во-вторых, определить меры и сроки их реализации в установленный переходный период. Иначе, депутатам не одного созыва хватит работы в этом отношении.
В завершение отмечу, что фракция «Единая Россия» продолжит последовательное развитие лесного законодательства, руководствуясь главной задачей - обеспечить комплексное и устойчивое использование лесных ресурсов. Прежде всего, речь идет о введении норм, стимулирующих создание мощностей по глубокой и полной переработке древесины на территории Российской Федерации для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства. Для решения этой задачи сегодня разрабатывается пакет мер, связанных с запретом экспорта «круглого» леса, расширением инструментария государственно-частного партнерства при строительстве лесоперерабатывающих мощностей, а также тарифным, налоговым и бюджетным стимулированием прорывных инновационных проектов в лесной отрасли. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Просмотров 738
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

23.05.2018
Дмитрий Кобылкин поручил разработать в РФ нацпроект "Экология"

23.05.2018 Полынова Елена Сергеевна 43 года

У нас в Воскресенском районе в 800 метров от деревни Свистягино строят мусоросжигающий завод.Возле этой деревни пахатые поля и леса.У нас там чистая экология.Так в чем смысл загадить чистое место если у нас программа чистая страна.Надо больше очищать а мы снова хотим все испортить.Где логика.Люди против они хотят дышать чистым воздухом ,а мы снова пытаемся все изменить в катастрофическую сторону.Наши люди хотят чтобы мусор шел в переработку но не в топку.Куда будет девать этот завод излишки тепла и Света опять незадействованные ресурсы.Его мощность хватит на целый город.Нам очень хочется оставить это место чистым и зеленым.Помогите....

21.05.2018
Роман Самсонов: Дмитрию Кобылкину придется решать много вопросов, но приоритетными могут быть три направления

23.05.2018 Шиловский Андрей Павлович

Замена "ковровой ГРР" на "лоскутную" является результатом деятельности "эффективных менеджеров", а не специалистов-геологов. Как результат - сокращение подготовленных запасов полезных ископаемых. Интересно, куда двинутся ВИНКи когда "сливки" на полученных (часто по блату)месторождениях закончатся? Могу сделать смелое предположение: выработанные месторождения спихнут бюджету (примет "Сибнефть", а "эффективные" менеджеры отправятся доить другие отрасли.

21.05.2018
Ришат Вахитов: Питерской команде Александра Дюкова под силу потянуть и свой, и московский бизнес Газпрома

22.05.2018 Каприелов Константин Любнардович 64 года

Что имеется ввиду под "московским бизнесом Газпрома"?
Если речь о добыче и транспортировке именно газа, то я очень сильно сомневаюсь в такой возможности у "нефтяной дочки".
Говорю не просто так, а на основании опыта общения с ноябрьским филиалом Газпром нефти.

15.05.2018
Газпром рассчитывает обойти ограничения США для работы на шельфе Сахалина

22.05.2018 Машкин Константин Анатольевич, 46 лет

Первым и единственным путем для "Газпрома" должен быть поиск и финансовая поддержка российской компании, способной разработать и наладить выпуск необходимого оборудования. Но, несмотря на все кампании, в т.ч. импортозамещения, "Газпром" видит выход из положения только за рубежом. Пока такой подход недропользователей будет сохраняться, санкции будут очень надежным рычагом воздействия на РФ.

08.01.2018
Александр Хуршудов: В наступившем году нефтяные цены неспешно продолжат рост

21.05.2018 иван иванов 40

В конце осени брент пробьет 100 и устремится к 150

09.02.2017
"ЦСМРнефть" предлагает новые подходы к подсчету-пересчету запасов зрелых месторождениий

15.05.2018 Данченко Владимир Иванович 1951

----То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....
--------------------------------
Месторождение это электрическое поле, Цитата А.Хуршудов:-"То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....(конец цитаты)
со всеми отсюда вытекающими.Вторичная пористость, проницаемость, это виртуальный образ геолога победы или неудачи. ГСМ .ГДМ, не имеет право на виртуальный образ, поскольку наука не имеет возможности создать эталон напряжённости поля, которое понимал, или чувствовал Губкин...но стеснялся сказать в слух. Уже созданы Реаниматоры такого поля, и возможно появятся на июньской международной выставке Нефть-газ. Под ником снижение заводнения продуктивного пласта. Скромно, но со вкусом.

Индекс цитирования