Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

На сайте Агентства нефтегазовой информации состоялся обстоятельный разговор о проблемах закупок в нефтегазовой отрасли

11 сентября 2009/ 16:44

Москва. На сайте Агентства нефтегазовой информации прошла онлайн-конференция президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Состоялся обстоятельный разговор о проблемах закупок в нефтегазовой отрасли, о перспективах нефтяного машиностроения и о многом другом.
Предлагаем вашему вниманию полный текст беседы наших читателей с Александром Романихиным.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, развернется ситуация на Уралмаше? Чью сторону Вы займете? Завод - единое целое, тут нет места двум отдельным предприятиям. Смежник Уралмаша
Ответ: Смежник Уралмаша, уважаемый! Почему я должен занимать "чью-то сторону"? Отвечу, как есть. После тяжелейшей ситуации в компании "Уралмаш-Буровое оборудование", связанной с отъездом владельца Кахи Бендукидзе в Грузию, это предприятие купила "Интегра". Именно группа "Интегра" помогла вернуть на завод квалифицированных рабочих, конструкторов, технологов. Результаты все мы видели. Затем группа "Интегра" купила полностью разваленные (кто там был, прекрасно понимает, о чем идет речь) Костромской  и Тюменский заводы. Возродили оба этих завода. Они начали производить продукцию для нефтяников и газовиков. Компания обеспечила заказами не только собственные заводы, но и многие машиностроительные предприятия, создала в отрасли новые рабочие места. С ОАО "Газпром" подписан самый крупный в российском нефтегазовом машиностроении контракт на поставку буровых установок. Отечественные буровые установки стали приобретать даже немецкие буровые подрядчики. Налажено сотрудничество с потребителями - "Газпром", "Роснефть", нефтегазовыми компаниями ближнего зарубежья. Впервые в Тюменской области начали собирать российские буровые установки, чего не делали даже в Советское время.
Что же происходит сегодня? Создается впечатление, что хотят искусственно угробить производство буровых установок. Наш государственный финансовый институт ВТБ подписывает связанный кредит с EXIM Bank of China и начинается ввоз в страну 30 китайских буровых установок. Какая таможенная пошлина на это, знаете? Или такое оборудование в России тоже не изготавливают? Это удар не только по "Интегре", но и по сотне ее поставщиков, которые лишаются рабочих мест.
Руководство компании "Интегра" сделало очень много для повышения авторитета российского нефтегазового машиностроения. Они впервые показали, что можно продавать наше нефтегазовое оборудование не только в арабские страны, но и компаниям из Европы. Руководство компании продемонстрировало, как в сотрудничестве с техническими специалистами "Газпрома" и "Роснефти" можно создавать совершенное отечественное оборудование. Был период, когда буровики "Газпрома", можно сказать, жили в Екатеринбурге, напряженно работая и помогая конструкторам. Кто все это организовал? А кто в течение нескольких лет поднимал самые острые вопросы, связанные с системой поставок, снятием таможенных барьеров на импорт бурового оборудования, объяснял опасность неконтролируемого китайского импорта? Руководители компании "Интегра" первыми их поднимали. Кто производил (не разговаривал о них, а производил, подчеркиваю!) в России последние три года буровые установки? Вот то-то...
Поэтому не надо заниматься провокациями, вносить раздрай в российское нефтегазовое машиностроение. Такие провокации приведут только к ослаблению подотрасли, к окончательному захвату рынка иностранцами. Надо думать о решении проблемы импорта, а не о том, что "нет места" кому-то. Место есть всем, кто приносит пользу, кто реально производит буровые установки. Я верю в новое руководство "Уралмаш", которое состоит из опытных производственников и убежден в необходимости сотрудничества.

Вопрос: Уважаемый Александр Владимирович! Почему консолидация крупнейших трубных заводов России и их модернизация не явились достаточными условиями для успешной конкуренции с зарубежными производителями труб? Спасибо! Сагиян Р.Г., ОАО "ЛУКОЙЛ"
Ответ: Не согласен с тем, что российские трубы неконкурентоспособны. Мое мнение - с трубами ситуация лучше, чем с оборудованием. Вот В.В.Путин интересуется  у председателя правления "Газпрома" трубами. О чем это говорит? Трубники смогли достучаться до власти. Им проще сесть за один стол. Вы знаете, что на трубном рынке всего три игрока: ОМК, ЧТПЗ и ТМК.
Хотя в закупках труб тоже много странного. Мы помним, что в ряде случаев иностранцы специально в тендерах закладывали дюймовую резьбу вместо метрической, чтобы отсекать наши предприятия на начальном этапе. Я не очень понимаю систем закупок труб "Газпромом" и "Транснефтью". Вот, например, в Агентстве нефтегазовой информации был материал, который я с интересом прочитал. Там идет речь об Ассоциации производителей труб, которая создана в 2004 году по сути самим же Газпромом. Учредителями структуры выступили ООО "Газкомплектимпэкс" (после ребрендинга "Газпром комплектация"), ООО "Газтагед", ООО "ВНИИГАЗ", ОАО "ВНИИСТ", ООО "НИИгаэкономика", а заседания Ассоциации проходят в офисе "Газпрома". Мы попытались наладить сотрудничество с коллегами, но не смогли это сделать.
Ассоциация не имеет даже своего сайта - секретная какая-то структура. Хотя, если их создали газпромовские фирмы, то могли бы публиковать требования к трубной продукции, информацию об импорте, недостатки российской трубы и другую полезную информацию. Зачем так закрываться, если это ассоциация, мне не очень понятно. Говорят, что одно из ООО - крупнейший поставщик труб для "Газпрома" - не знаю. У нас в машиностроении проблем полно, а трубники, думаю, разберутся сами. Вопрос в том, что многое в поставках промышленной продукции для нефтегазового комплекса закрыто и непонятно. Непрозрачность приводит к удорожанию продукции, а значит и всего инвестиционного проекта. Затем естественная монополия перекладывает издержки через тарифы на потребителей, в частности промышленные предприятия. Аналогично и нефтяная компания увеличивает стоимость нефтепродуктов. Все это отражается на конкурентоспособности промышленной продукции, да и всей страны в целом.

Вопрос:
Как Вы оцениваете качество российских буровых установок? Сергей Устюгин, Параллельнефтегаз

Ответ: Их оценивает заказчик. Причем не только российский. Несколько установок недавно были успешно поставлены Сирийской нефтяной компании. Большой интерес к нашим буровым установкам проявляют в Иране. В Свердловской области спроектирована и изготовлена мобильная буровая установка нового поколения, которую приобрел известный немецкий буровой концерн КСА Deutag. Кстати, это первый случай приобретения западным буровым подрядчиком российских буровых установок.
В этих условия удивляет позиция ВТБ. Этот государственный банк, призванный поддерживать отечественное машиностроение, берет в начале 2009 года связанный кредит EXIM Bank of China на приобретение 30 китайских буровых установок. В дальнейшем на поставке делает бизнес дочерняя компания банка - "ВТБ-Лизинг". Закупки проводятся на безальтернативной основе, без российских предприятий и сделка наносит удар по группе российских заводов.

Вопрос:
Может быть, проще импортировать не оборудование для нефтегазового комплекса, а топ-менеджеров для естественных монополий и госкомпаний? Ринат, Мотовилихинские заводы

Ответ: К сожалению, есть категория руководителей, рассматривающих свою должность лишь как "доходное место". Пока не сменилось первое лицо и не пошли по цепочке кадровые изменения, пока у них есть возможность что-то решать, такие люди стараются перераспределить финансовые потоки в пользу "дружественных" подрядчиков. Преодолеть коррупцию не удалось ни в одной стране мира. Главное - снизить ее уровень до минимума. Путь к этому один - прозрачность и открытость. Я всегда говорю о том, что узнаю об импортных закупках наших естественных монополий из пресс-релизов их западных поставщиков. Это нормальное явление? Нет.

Вопрос: Александр Владимирович, каков спад производства подотрасли нефтегазового машиностроения и что нужно сделать, чтоб его предотвратить? Борис Вольский, Российская газета
Ответ: За период январь-июнь 2009 года произошло снижение объема производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса на 30%. Что надо сделать?
Перенаправить финансовые потоки на российские промышленные предприятия. Нормы ввести надо российского участия.

Вопрос: Как обстоят дела с импортом систем верхнего привода (СВП)? Администратор, Top-Drive.ru
Ответ: Пока импортируют, но СВП занимаются несколько наших компаний параллельно, насколько мне известно. И небезуспешно. В рамках конференции "Нефтегазсервис-2009" планируется проведение круглого стола по этой проблеме. Вот тоже вопрос внедрения новой техники. Надо ломать стереотипы нефтяников и газовиков. Внедрение отечественных приводов, как и многого другого, зависит от потребителей. Например, предполагаю, что Выборгскому заводу было все равно, где заказать верхнее строение с буровой установкой. Это - частное предприятие и его задача делать бизнес, но вот "Газпром" и его дочерняя фирма "Газфлот", должны были разместить этот заказ на нескольких российских заводах. О ситуации с нефтеперекачивающими насосами по АК "Транснефть" - ситуация аналогичная. Уж за десять лет можно было освоить производство нефтеперекачивающих насосов. Есть ли вообще в АК "Транснефть" программа импортозамещения? Почему она не опубликована, если есть? Что сегодня АК "Транснефть" импортирует? В каких объемах? Как могут предприятия работать вслепую, если они не имеют этой информации? Где концентрировать свои усилия? Почему все это тайна? Огромный научно-технический и производственный потенциал из-за этой закрытости простаивает.

Вопрос: Назовите самые перспективные российские компании нефтяного машиностроения. Вагиф Гулизаде, ГНКАР
Ответ: Сегодня самые перспективные компании занимаются не только производством машиностроительной продукции, но и оказанием сервисных услуг. Речь идет не только о сервисе поставляемого оборудования, но и об оказании собственно нефтесервисных услуг. На мой взгляд, наиболее сильные компании сегодня: ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Уралтехнострой, КМПО, Воткинский завод и другие. Ряд  предприятий вошли в госкорпорацию "Ростехнологии".

Вопрос: Александр, зачем ваша организация сотрудничает с Ираном? Борис, Израиль, Ашдод, нефтеперерабатывающий завод 
Ответ: Иран занимает второе место в мире по доказанным запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии, и второе место в мире после России по запасам природного газа. Причем эта страна хочет закупать наше оборудование, делает шаги навстречу. Нам есть чему поучиться у руководства Ирана. Во всех нефтегазовых проектах, которые реализуются в Иране с участием иностранных операторов, доля национальных поставщиков не может быть менее 50%. Данная норма призвана обеспечить загрузку иранской промышленности заказами ТЭК. Почему в России, где есть нефтегазовое машиностроение, такой нормы нет? Не знаю. При этом затрачиваются средства федерального бюджета, а перетекание нефте- и газодолларов за рубеж остается за кадром.
Большие возможности для сотрудничества с Россией предоставляет реализация крупнейшего газового месторождения Южный Парс, расположенного в Персидском заливе к северо-востоку от Катара. Наш председатель Ю.Д.Маслюков во главе большой делегации промышленников, встречался в Государственной Думе с министром нефти Ирана и руководителем Государственной нефтяной компании. Недавно, в Москве была организована встреча с руководителем энергетического департамента Администрации Президента Ирана. Мы сотрудничаем с Ассоциацией поставщиков нефтегазового оборудования Ирана, которую, кстати, возглавляют люди из Администрации Президента Ирана. Там придают большое значение развитию в стране высоких технологий и ставят в жесткие рамки всех иностранных (не говоря о нефтяной госкомпании) операторов в части работы с подрядчиками.

Вопрос: Какая компания, на Ваш взгляд, наиболее закрытая? Дмитрий, Минэкономразвития
Ответ: Если говорить о естественных монополиях, то мне сложно получить информацию из АК "Транснефть". В частности, сложно понять, кто сейчас строит у них трубопроводы, какое они приобретают оборудование для этого по импорту и многое другое. Если говорить о проектах на континентальном шельфе, то это ООО "Севморнефтегаз".

Вопрос: Кто для Вас является самым большим авторитетом? Жалеете ли Вы о прошлом? Ольга, ВНИИГАЗ
Ответ: Патриарх Кирилл. Усиление влияния религии - благо для сегодняшней России. Эту тему дальше развивать не хочу. Относительно прошлого обычно говорят, что
ни о чем не жалею. Нет, жалею о многом. Больше всего о том, что ушел из науки.

Вопрос: Во всех развитых странах мира руководители ездят на машинах, собранных в собственной стране. Надо ли, на Ваш взгляд, пересесть чиновникам на автомобили российской сборки? Абрамов Семен Леонидович, пенсионер 
Ответ: Да.

Вопрос: Не считаете ли Вы, что большая часть проблем носит коррупционный характер и многое связано с государственной собственностью в нефтегазе? И.Н., бывший ЮКОС.
Ответ: В Китае весьма сильной является Коммунистическая партия Китая (КПК), а в СССР основной силой была КПСС. Именно партийный контроль является основной силой, который контролирует всю систему государственной власти. У нас прежняя система разрушена, а новая пока не сформирована. В государственных компаниях менеджмент должен контролировать совет директоров. К сожалению, работает он не всегда эффективно. Особенно это касается наших естественных монополий, совет директоров которых должен рассматривать все проблемы с точки зрения интересов государства, поэтому обязан оперативно реагировать на многие сигналы.
Частные нефтяные компании, по крайней мере, с точки зрения поставок оборудования, более прозрачны и открыты. Причина простая - их более тщательно контролирует совет директоров. Они реально хотят экономить, свои деньги считают.

Вопрос: В одно время Вы занимались созданием нефтегазовой поисковой машины. Что сейчас с этой разработкой? Голышев Марк, Сургутефтегаз
Ответ: Да, я участвовал в создании поисковой системы "Нефтегазовый сервис и оборудование". Сделана она для оперативного поиска в Интернете информации о поставщиках оборудования и услуг для нефтегазового комплекса. Это - первая русскоязычная поисковая машина, ориентированная на нефтегазовый комплекс. Преимуществом работы с такой машиной, по сравнению с универсальными поисковиками (Google, Yandex, Rambler и др.), является отсутствие "информационного шума". При поиске в тематической машине пользователь не получает большое количество бесполезных, случайных или устаревших страниц. Это достигается за счет того, что все сайты, вводимые в поисковую систему, просматриваются отраслевыми экспертами и им присваивается приоритет в выдаче, зависящий от значимости компании на определенном секторе рынка.
На тематическом поисковике не будут отвлекать внимание объявления на каких-то случайных досках, форумах или сайты мелких посреднических фирм. Если они и появляются в результатах поиска, то лишь на последних страницах. Универсальные поисковики не имеют возможности глубоко вникать в рынок нефтегазового сервиса и оборудования. В результате сайты крупных компаний, которые играют значимую роль на рынке, часто оказываются в результатах поиска после малоинтересных сайтов посредников.
Тематический поисковик предоставляет возможность пользоваться удобным каталогом сайтов, составленным с учетом специфики рынка нефтяного сервиса и оборудования. Все это в сочетании с мощной поисковой машиной, делает новый инструмент удобным средством для поиска информации многими специалистами компаний нефтегазового комплекса. Задача в том, чтобы облегчить специалистам нефтегазового комплекса и смежных отраслей поиск в Интернете, "заточить" работу поисковой машины под нужды отраслевого сообщества. Очевидно, что ни один каталог не сможет сравниться по гибкости и полноте данных с поисковой машиной, которая круглосуточно просматривает сайты многих компаний.
К сожалению, работы приостановлены из-за отсутствия финансирования. Там надо решить ряд проблем, связанных с доработкой запросов, что требует привлечения высококвалифицированных специалистов. Нужен инвестор. Очевидно, что это выгодный проект и инвестор получит площадку, на которой прекрасная целевая аудитория - нефтяники и газовики.

Вопрос: В чем отличие деятельности Союза производителей нефтегазового оборудования от РСПП, Союза нефтегазопромышленников, Союза машиностроителей и других объединений? Курбатов М.И., ФГУП ММПП "Салют".
Ответ: Дружим со всеми перечисленными. Вы забыли еще и ТПП упомянуть, в которую мы входим. Мы решаем локальные, но очень важные проблемы. Работаем на стыке "поставщик-потребитель", уделяя внимание проблемам материально-технического обеспечения и подрядных работ. Полагаем, что нефтегазовое машиностроение может обойтись без средств федерального бюджета и процветать. Мы работаем на самый доходный сектор российской экономки - нефтегазовый комплекс.
Посмотрите, какие инвестиционные программы у наших естественных монополий. Деньги здесь есть, а бюджет пусть помогает образованию, пенсионерам, здравоохранению... Главное в том, чтобы сделать систему взаимодействия с подрядчиками в нефтегазовом комплексе более открытой и прозрачной.

Вопрос: Вам для сведения. Наша компания обеспечивает рабочими местами тысячи людей на Севере. Ирина, Стройгазконсалтинг.
Ответ: Ирина, у Вас довольно эффективная компания и я не подвергаю ее критике. Руководство прекрасно знает дело и успешно ведет бизнес. Вопрос в том, что заказчиками большей части работ выступают "Газпром", "Транснефть" и Федеральное дорожное агентство. Вопросы к ним в части использования российской продукции. Именно они должны при подписании договоров с подрядчиками включать нормы российского участия, чего сегодня не делают.
Помню, что Ваша компания закупила автомобили "Урал" в прошлом году, но, согласитесь, это не должно быть только жестом доброй воли. Должны существовать нормы по работе со всеми подрядчиками естественных монополий. Кстати, Ваша компания более открыта, чем многие другие подрядчики "Газпрома" и тем более "Транснефти".

Вопрос: Александр Владимирович! Мы проектируем и изготавливаем оборудование для ультразвуковой очистки деталей насосов, установленных в нефтяных компаниях. Складывается впечатление, что никому не нужны новые прогрессивные технологии и спокойнее работать по-старому, хотя результаты всех впечатляют. Как продвинуть наше оборудование? Вельц Наталья Ивановна, ООО "Ультразвуковые системы".
Ответ: Выведение на рынок новой техники и технологий - серьезная проблема. Действительно, часто проще не менять технологию, не менять поставщика. Как бы чего не вышло. Советую Вам, во-первых, начинать внедрение с небольших компаний, которые, как правило, более гибкие. Во-вторых, сегодня много средств для продвижения своих разработок. Так, Агентство нефтегазовой информации имеет большие возможности для продвижения российской промышленной продукции в Западной Сибири. Надо встречаться с потенциальными потребителями лично и объяснять им преимущества своего оборудования. Сделать это можно на нефтегазовых конференциях. Войдите в бюллетень цен и каталоги. Уже создана серьезная инфраструктура продвижения российской продукции на рынки, поэтому надо ее изучить и использовать.

Вопрос: Здравствуйте, Александр! Вопрос, который, наверное, интересует всех машиностроителей нефтегазового оборудования, как долго продлится снижение объемов бурения и добычи нефти и газа? Когда ждать восстановления объемов заказов на нефтепромысловые трубы до объемов 2007-2008 годов? Беляев Павел Валерьевич, ОАО "Завод буровых труб", директор.
Ответ: Объемы буровых работ являются обязательством недропользователя перед государством. Эти обязательства зафиксированы в основном документе - лицензионном соглашении. Если недропользователь не может выполнить его и просит пересмотреть лицензионное соглашение, то Правительство РФ, через Роснедра, должно выдвинуть свои требования. Например, обязать недропользователя использовать отечественные трубы и оборудования. Мы об этом пишем Министерству природных ресурсов уже лет пять, но воз и ныне там.
Дело в том, что МПР не отвечает за развитие промышленности, а то ведомство, которое отвечает за развитие промышленности, не имеет рычагов влияния на естественные монополии и нефтяные компании.

Вопрос: Почему Вы так много говорите о закрытости нефтяных компаний, но ни словом не обмолвились о закрытости самих машиностроителей? Светлова И., Газпром нефть.
Ответ: Машиностроители куда более открыты, чем нефтяные компании или тем более естественные монополии. Ежемесячно выходит бюллетень "Нефтегазовое оборудование", в котором они публикуют не только свою номенклатуру, но и отпускные цены. Выходят в свет технические каталоги нефтегазового оборудования, с подробной информацией о каждом изделии. Сейчас поставщики стали входить в Реестр, созданный, кстати, при поддержке Вашей компании.

Вопрос: Уважаемый Александр Владимирович! Какое отношение имеют строительные подряды к вопросам машиностроения? Не кажется ли Вам, что это не Ваша епархия? Михаил Олегович Дронов, строительная компания.
Ответ: Уважаемый Михаил Олегович! ОАО "Газпром" и АК "Транснефть" многие свои проекты реализуют силами подрядных организаций. В последнее время на эту роль выбираются не "дочки" естественных монополий, а сторонние частные организации. Машиностроительную продукцию закупают именно эти организации, выведенные из-под контроля соответствующих служб естественных монополий и государственных структур.

Вопрос: Почему Вы так не любите компанию Shtokman Development AG? Ходят слухи, что из-за того, что Союз хотел выбирать подрядчиков для Штокмановского проекта. Светлана, ОАО "Газпром".
Ответ: Я с большим уважением отношусь к руководителю Shtokman Development AG Юрию Александровичу Комарову. Это крупный специалист в области внешней торговли, который работал за рубежом, а с конца 80-х годов тесно связан с газовой промышленностью. Ю.А. Комаров руководил компаниями "Вингаз", "Газэкспорт", создавал совместные предприятия и внес большой вклад в укрепление позиций "Газпрома" на мировом рынке. Хотел бы особо отметить, что это прекрасно образованный и интеллигентный человек, с которым просто приятно общаться. К сожалению, всего этого нельзя сказать об аппарате Shtokman Development AG, где ситуация напоминает известную басню Крылова "Лебедь, Рак и Щука".
О второй части вопроса. Мы дали Shtokman Development AG два предложения. Во-первых, предложили сформировать в открытом доступе "Реестр подрядных организаций и поставщиков". В открытом доступе, повторюсь, а не кулуарно, как сейчас у Shtokman Development AG. Это был бы серьезный вклад компании в привлечение российских предприятий не только к Штокмановскому, но и другим проектам на континентальном шельфе. Во-вторых, предложили от кулуарных встреч с отдельными предприятиями перейти к встречам под проблему. Например, есть вопрос по закупке автотранспорта - приходят "УралАЗ", "КамАЗ", "МАЗ" и другие автозаводы.
Получилось вот что. Мы организовали в компании Shtokman Development AG общую встречу 15 мая, где было более ста различных предприятий и на которой Ю.А.Комаров рассказал о проекте в целом, но затем все остановилось. Так длилось все лето, а 26 августа нас приглашают в Shtokman Development AG, где ведущую роль играют "Стройгазконсалтинг", "Глобалстрой-Инжиниринг", "Коксохиммонтаж" и другие частные подрядные компании. Они и будут выбирать поставщиков машиностроительной продукции. Только вот происходить это будет без всякого контроля. На встрече Shtokman Development AG тщательно уходила от вопроса о конкретной норме российского участия, но много говорилось о роли Штокмановского проекта для повышения уровня российских предприятий. Как же! Подтянули нам уровень. На Приразломном здорово подтянули - ввозят все без таможенных пошлин и НДС. Это не подтягивание уровня, а затягивание удавки на шее машиностроения.

Вопрос: Вы давно состоите в КПРФ? Ирина Эпштейн, ИЭПП
Ответ: В КПРФ я не состою, хотя с уважением отношусь к деятельности ее представителей по поддержке промышленности. Вхожу в партию "Российское нефтегазовое оборудование". Шучу, но мне далеко небезразлично, что станет с нефтегазовым машиностроением, служению которому отдал всю жизнь мой отец. Хорошо помню его гордость за внедрение разработок на Кольской сверхглубокой и Саатлинской скважинах, использование его оборудования на Ямале и Тенгизе, зарубежные поставки. Они же были! Сегодня пытаются очернить нефтегазовое российское машиностроение, представить ситуацию так, что мы делать ничего не умеем. Нефтяники и газовики помнят, что основные достижения отрасли были достигнуты на отечественном оборудовании. Сейчас своей основной задачей я вижу деятельность по использованию нефте- и газодолларов для развития промышленного комплекса. Сегодня в нефтегазовом комплексе реализуются масштабные проекты и нельзя допустить, чтобы промышленность осталась в стороне. Машиностроение деградирует, а вместо реальных заказов, которые смогут его возродить, мы слышим общие рассуждения и демагогию. При этом машиностроители ведут себя не как хозяева, а как Порфирий в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Боятся чего-то, как будто гости в своей стране. Нельзя забывать, что нефть и газ - народное достояние. Это не собственность отдельных компаний, поэтому вопросы прозрачности их закупок должны быть в постоянном поле зрения руководства страны.
Если в чем-то моя точка зрения перекликается с позицией КПРФ - отлично. Но я стараюсь отходить от политизации проблем.

Вопрос: Прокомментируйте вхождение уполномоченной компании "Газпрома" - ООО "Газтехлизинг" - в структуру другой частной компании. Госчиновник, Минпромторг.
Ответ: ООО "Газтехлизинг" была создана в 2001 году и, насколько мне известно, единственным ее учредителем был "Газпромбанк". В 2003 году правление "Газпрома" утвердило концепцию по развитию лизинговой деятельности. Основными целями концепции являются: усиление контроля над целевым использованием денежных средств и активов компании, привлечение дополнительного финансирования, а также оптимизация издержек за счет использования налоговых льгот. Уполномоченной компанией для реализации концепции и обслуживания лизинговых проектов ОАО "Газпром" и его дочерних структур утверждено ООО "Газтехлизинг". Номенклатура "Газтехлизинга" огромна - от автотранспорта до судов, которые они передают ООО "Газфлот".
Лизинговые операции финансируют Сбербанк, Газпромбанк и другие финансовые институты.
ООО "Газтехлизинг" с 2008 года вроде бы перешло на проведение открытых конкурсов по выбору поставщиков на право заключения договоров поставки материально-технических ресурсов в собственность ООО "Газтехлизинг" для дальнейшей передачи в лизинг дочерним обществам ОАО "Газпром". В связи с этим на сайте ООО "Газтехлизинг" был открыт раздел "Тендеры", в котором должны размещаться извещения о проведение конкурсных торгов и их результаты. Нам не удалось получить информацию о победителях конкурсов на поставку оборудования. Сейчас вроде бы это уполномоченное ООО вошло в структуру другого ООО - крупнейшего подрядчика "Газпрома".
Больше никаких комментариев дать не могу. Думаю, что они излишни...

Вопрос: Какая у вас машина? Какая у вас аппаратура в доме? Какую одежду вы носите? И почему призывы закупать отечественные нефтеперекачивающие насосы идут от людей, пользующихся всем импортным. Борис, Транснефть.
Ответ: Машины у меня сейчас нет, а аппаратура импортная. Нет российской бытовой техники и электроники. Что происходит с легкой промышленностью, мы все видим. Многие в стране перемещаются на иномарках. К сожалению, вместо того, чтобы развивать свой автопром, закупают готовое за рубежом. Но замечу, что пока по стране танки "Абрамс" не ездят и самолеты "Авакс" не летают. А вот газоперекачивающие и нефтеперекачивающие агрегаты - не менее важную стратегическую продукцию - ввозят почему-то из-за рубежа. Газпром для "Северного потока" из Великобритании ввозит, а Транснефть для Восточного нефтепровода - из Швейцарии.
Печально, что за столько лет АК "Транснефть" не освоила производство насосов в своей стране. И это государственная компания, между прочим!

Вопрос: Почему ЗАО "Севморнефтегаз" заказывает ледокольный флот за рубежом? Виктор Т., Объединенная Промышленная Корпорация
Ответ: А почему они ввезли в страну буровую платформу “Хаттон”? Фактически заставили "Севмаш" строить знаменитую "Приразломную" на базе устаревшей, давно списанной и несколько раз перепроданной иностранной платформы. Понес ли кто-то ответственность за это решение - не знаю. Взгляните на сайт "Севморнефтегаза" http://www.sevmorneftegaz.ru/ . Сейчас они называются "Газпром добыча шельф", но не суть. Где там информация о поставщиках, о проведенных конкурсах, об объемах импортных закупок. Всю информацию о закупках наших компаний по импорту россияне получают из пресс-релизов их иностранных поставщиков. Абсурдная и ненормальная ситуация! Напрашивается вывод, что покупателям из России есть что скрывать.

Вопрос: Когда можно будет маленькой компании работать с крупными потребителями - "Газпромом" и "Транснефтью"? Кубышкин Владимир Владимирович, ООО "Старт-Прогресс".
Ответ: Работают и с маленькими тоже. Вопрос не в этом, а в транспарентности, прозрачности системы работы с подрядчиками. Сейчас естественные монополии и генподрядчиков-то крупнейших трубопроводных проектов особенно не оглашают, а что уж говорить о закупках оборудования этими подрядчикам. Проблема в кулуарности, закрытости, в отсутствии информации. Необходима какая-то единая база, чтобы в нее были занесены основные подрядчики.
По предложению "СИБУР" и "Газпром нефть" такой Реестр создан для повышения прозрачности рынка и защиты интересов добросовестных поставщиков оборудования и услуг для отрасли. Вхождение подрядчика в Реестр происходит только после предоставления положительного отзыва нефтегазовой компании, что предотвращает попадание в Реестр недобросовестных фирм.
Реестр содержит все основные сведения о поставщиках, необходимые для предварительной оценки их возможностей: краткая история компании, опыт работы на нефтегазовом рынке, наличие сервисных центров, сертификатов, информация о реализованных контрактах, отзывы потребителей и т.д. Эти неконфиденциальные сведения, оформленные в удобной для восприятия форме, существенно облегчают выбор надежного подрядчика. Реестр позволяет потребителям обмениваться информацией о своих поставщиках, очищая рынок от сомнительных и недобросовестных фирм.
Второй задачей Реестра является публикация на единой Интернет-площадке объявлений о проведении конкурсов в нефтегазовом комплексе. Это существенно облегчает работу поставщиков, которым сложно проводить постоянный мониторинг многочисленных сайтов предприятий нефтегазового комплекса.
Реестр постоянно проводит работу с крупными нефтяными компаниями для получения рекомендаций по включению подрядчиков. Наличие англоязычной версии Реестра существенно облегчает взаимодействие российских предприятий с иностранными партнерами.

Вопрос: Как вы относитесь к проблеме корпоративных стандартов? Какое у вас мнение по поводу интервью, опубликованного Агентством нефтегазовой информации в связи с введением аккредитации в ОАО "Газпром"? Аваков Гурген Николаевич, ООО "ПКС-плюс"
Ответ: К корпоративным стандартам отношусь отрицательно. У нас перед глазами печальный опыт системы "Транссерт", когда все поставщики должны были получать эту бумагу, выкладывая за нее немалые деньги. Стандарты должны быть едиными, а не местечковыми. Нельзя делать так, чтобы на одни и те же виды работ получать разрешения в каждой компании. Это лишняя финансовая нагрузка на подрядчика.
С системой аккредитации "Газпрома" надо разбираться. Пока ничего сказать не могу. Удивляет меня одно, что "Газпром", "Транснефть", ВИНК стремятся вести себя, как государство в государстве. Хотят вести свои реестры поставщиков, например. Как можно работать без обмена информацией. Сегодня поставщик подведет ЛУКОЙЛ, завтра ТНК-BP, послезавтра "Газпром". Обмена информацией нет. Куда выгоднее вести единый Реестр и в нем же публиковать конкурсные объявления. Во-первых, обмен информацией. Все минимально необходимые данные о поставщике в Реестре есть, а также отзывы от тех, с кем он работал. Во-вторых, поставщикам не надо ползать по корпоративным сайтам всех компаний в поисках интересующего его конкурса. Радует, что руководители всех служб снабжения нефтегазовых компаний хотя бы начали встречаться на заседаниях Координационного совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Мы возлагаем надежды на эту площадку, которая может внести большой вклад в формирование прозрачной и открытой структуры закупок в нефтегазовом комплексе.

Статьи по теме:

Штокмановский проект может пойти по пути Приразломного

Российские машиностроители готовят обращение в Правительство РФ по Штокмановскому проекту

Александр Романихин: Не надо гробить уникальную российскую школу разработки буровых установок!

Александр Романихин: мы стоим на пороге масштабной экспансии китайских поставщиков

Союзнефтегазоборудование: Реализация проектов в нефтегазовом комплексе не дает должного импульса развитию смежных отраслей промышленности

Просмотров 1079
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования