Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Александр Романихин: мы стоим на пороге масштабной экспансии китайских поставщиков

07 июля 2009/ 12:34
Москва. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин дал интервью журналу "Современное машиностроение", в котором ответил на ряд острых вопросов. Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из беседы выпускающего редактора журнала Сергея Кривошты с Александром Владимировичем.

Сергей Кривошта: Вы предлагаете в этих сложных условиях рассчитывать (вами было использовано более яркое слово «уповать») исключительно на помощь государства. Почему? И в чем должна заключаться государственная антикризисная поддержка? Только финансирование?
Александр Романихин
: Государство должно сделать так, чтобы лозунг «импортозамещение» начал реализовываться не на словах, а на деле. Пока на практике мы не видим мер, которые повернули бы нефтяников и газовиков к закупке российского оборудования. Напротив, мы стоим на пороге масштабной экспансии китайских поставщиков, чему пока не препятствует наше правительство.

Сергей Кривошта: Устраивает ли вас предложенная правительством РФ антикризисная программа, нашли ли вы в ней меры, направленные на улучшение ситуации в нефтегазовом секторе? Достаточны ли они?
Александр Романихин: Самая лучшая антикризисная программа для нефтегазового машиностроения заключается во введении максимально допустимых норм иностранного участия в крупных проектах, превышение которых ведет к санкциям. Почему-то в соглашениях о разделе продукции такая норма была заложена, а в проектах, которые реализует АК «Транснефть», например, подобного нет. Естественно, не приходится удивляться, когда нефтеперекачивающие насосы закупают не на Урале, а в Швейцарии.
Если бы была норма, то «Транснефть» сама бы искала российское предприятие, где можно развить производство подобного оборудования. Сектор нефтегазового машиностроения нуждается сегодня в том, чтобы наши естественные монополии и нефтяные компании при реализации крупных проектов имели ограничение на использование иностранного оборудования и услуг. Тогда они будут не на словах, а на деле заинтересованы в реализации программ импортозамещения.
Не надо забывать, что естественные монополии, которые закупают втридорога иностранное оборудование, перекладывают потом эти издержки через рост тарифов на потребителей — промышленные предприятия и население.

Сергей Кривошта: Вы не раз резко негативно высказывались о связанных кредитах. Но ситуация не изменяется, скорее наоборот, принимает более масштабный характер (недавние соглашения с китайскими банками — яркое тому подтверждение). На ваш взгляд, с чем это связано? И что можно сделать
с подобной тенденцией?
Александр Романихин: Надо правительству обратить внимание на эту практику и наказать виновных в подобных контрактах. Дошло до того, что ВТБ подписывает соглашение с Эксимбанком Китая на 240 млн USD под ввоз китайских буровых установок. ВТБ предоставляет привлеченные средства ОАО «ВТБ-Лизинг» с целью рефинансирования затрат на покупку 30 буровых установок китайского производства. Ну не абсурд ли это?! Союз производителей нефтегазового оборудования считает подобное решение государственного финансового института ошибочным, и отмечает, что оно приведет к безработице на машиностроительных предприятиях. Ценой огромных усилий в России за последние три года было реанимировано производство буровых установок, что дает работу десяткам машиностроительных предприятий, а государственный финансовый институт ВТБ, призванный поддерживать российского производителя, лишает их работы. Механизм связанного кредитования, который применяет Эксимбанк Китая, приведет к серьезной технологической зависимости российского нефтегазового комплекса. Данное решение, по нашему мнению, должно быть рассмотрено структурами, отвечающими за национальную безопасность.

Сергей Кривошта: Многие политики и экономисты боятся протекционистских мер. Насколько я знаю, вы не относитесь к группе специалистов, которые выступают против защиты отечественного нефтегазового машиностроения. Какие протекционистские меры уместны сегодня?
Александр Романихин: Об этом я уже говорил — надо ввести жесткие нормы иностранного участия в проектах. В лицензионных соглашениях каждого недропользователя надо обязать использовать при разработке месторождения четко зафиксированный процент российского оборудования и услуг.
Естественно, что на шельфе доля российского участия должна быть ниже, но в любом случае это должна быть жестко зафиксированная и контролируемая
часть.

Сергей Кривошта: Как быть с нефтегазовым оборудованием, которое не производится на территории России, или с тем отечественным оборудованием, которое уступает зарубежным аналогам?
Александр Романихин: Развивать соответствующее производство России. Если будут введены ограничения на использование иностранного оборудования, то нефтегазовые гиганты будут активно сами участвовать в этом процессе.

Сергей Кривошта: Можно ли некоторым образом связать проблему фактического отсутствия в России значительного числа малых и средних независимых нефтегазодобывающих компаний с серьезными сложностями предприятий нефтегазового машиностроения? Машиностроители ограничены спросом известных крупных добывающих компаний? Возможно, если бы добывающий рынок был так же многообразен, как американский или канадский, то сектор нефтегазового машиностроения и нефтегазовых услуг чувствовал бы себя куда благополучнее?
Александр Романихин: Малый нефтяной бизнес в России и ранее не процветал, а кризис лишь ускорил его смерть. Но я не связываю проблемы машиностроения с отсутствием малого бизнеса. Это связано с отсутствием государственной политики в сфере ориентации наших нефтегазовых гигантов на отечественное оборудование и нефтесервисные услуги. Более того — государству ориентировать «Газпром» и «Транснефть» на российское оборудование проще, чем десятки мелких компаний. «Газпром» и «Транснефть» имеют средства для создания импортозамещающего оборудования на российских предприятиях.

Сергей Кривошта: Александр Владимирович, на ваш взгляд, кто должен заниматься геологоразведочными работами — государство или частный сектор? Почему? Каково оптимальное соотношение?
Александр Романихин: Основным источником финансирования геологоразведочных работ до 2002 г. были отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), за счет которых добывающие предприятия обеспечивали до 90% прироста запасов нефти и газа в России. Их отмена уже в 2002 г. привела к существенному снижению прироста запасов минерального сырья, в частности, нефти — почти в 1,5 раза.
До отмены ВМСБ геологоразведка развивалась за счет того, что нефтегазовые компании вкладывали целевые государственные средства, а последние два года этих средств нет. Нефтяные компании на 90% финансировали геологоразведку за счет ВМСБ, и лишь на 10% — за счет собственных средств. Отмена ВМСБ привела к обвальному спаду в отечественной геологоразведке. Вопреки мнению инициаторов отмены ВМСБ, компании не тратят свои доходы на поиски и разведку углеводородного сырья.
Союз производителей нефтегазового оборудования считает необходимым вернуть целевые средства на проведение геологоразведочных работ, освободив для этого от налогообложения соответствующую часть прибыли компаний. Кроме того, необходимо при выдаче лицензий на недропользование обязывать компании закупать в первую очередь, при прочих равных условиях, российское оборудование, и освобождать также от налогообложения часть прибыли, которая направляется на приобретение отечественной техники. 
Просмотров 783
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

Индекс цитирования