Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: развитие торфяной отрасли имеет весомые экономические, социальные и экологические преимущества

22 июня 2009/ 16:15
Москва. Сегодня состоялось заседание Высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Открывая работу Совета, председатель Комитета Наталья Комарова, в частности, отметила:
"Темы, предложенные для обсуждения, соответствуют направлениям работы Комитета по выработке предложений в области нормативного правового регулирования в сфере обращения с отходами, повышения эффективности природопользования, в том числе за счет создания благоприятных условий для добычи и использования возобновляемых полезных ископаемых.
Первый вопрос посвящен проблемам обращения с упаковочными отходами.
Если согласиться с тем, что упаковка – это «лицо» товара. А своего рода «зеркалом», показывающим цивилизованность производителей и потребителей упаковки, является то, как налажены сбор и переработка упаковочных отходов.
В большинстве развитых стран ответственность за этот фронт работ делят между собой производители товаров, муниципальные власти и население. Потребители – за раздельный сбор отходов, бизнес и муниципалитеты – за создание надежной и удобной инфраструктуры по рециклингу, начиная от «желтых пакетов» и «синих контейнеров» и заканчивая строительством перерабатывающих заводов.
В России примеров такого партнерства немного. Одна из причин состоит в том, что за производителями не закреплена ответственность за сбор и утилизацию упаковки, и рециклинг редко встроен как звено в производственную цепочку отечественных предприятий. У населения, в свою очередь, по целому ряду объективных и субъективных причин нет стимулов и заинтересованности в раздельном сборе мусора и снижении массы отходов.
В конечном итоге, вся ответственность за утилизацию упаковочных отходов, составляющих примерно четверть твердых бытовых отходов, ложится на плечи муниципальных властей. Как показывает практика, без поддержки региональных властей и бизнеса муниципалитетам редко удается организовать раздельный сбор и вовлечение отходов во вторичную переработку.
Поэтому сегодня по итогам заседания планируется выработать предложения о развитии нормативно-правовой базы, стимулирующей приток инвестиций в отрасль на основе государственно-частного партнерства. Стоит рассмотреть и вопросы эффективного распределения полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти в сфере обращения с отходами.
Второй важный аспект – это экономическое стимулирование вторичной переработки упаковочных отходов.
В мировой практике известен большой набор инструментов, помогающих наладить эту работу. И некоторые эксперты высказывают мнение о том, что один из способов решения проблемы упаковочных отходов в России – это присоединение к международной системе сбора и переработки упаковки под эгидой организации «Про Европа», системы «Зеленая точка» и других аналогов. Их работа построена на лицензионных платежах за сбор и переработку упаковочных отходов и, по замыслам разработчиков, все расходы по утилизации упаковки возьмут на себя производители, сняв бремя затрат с государства, муниципалитетов и населения.
Однако опыт стран-участниц показал, что в законах экономики чудес не бывает: стоимость товаров, помещенных в упаковку, маркированную, к примеру, «Зеленым знаком», возрастает ровно на величину платежей, отчисляемых операторам системы. Причем большая часть собираемых таким образом средств идет на обслуживание самих систем, а не на развитие перерабатывающей отрасли.
Читать также
В этой связи, прежде чем брать на вооружение опыт тех или иных стран, нужно определить реальную и адекватную цену за развитие рециклинга и оценить экономическую эффективность применения существующих организационных моделей в сфере обращения с упаковочными отходами. Это позволит сформировать тот «портфель» решений, который будет технически возможен, экономически целесообразен и эффективен в нашей стране.
Отмечу, что «двигателем» развития индустрии вторичной переработки в Европе является то, что для всех стран-членов ЕС Директивой «Об упаковке и упаковочных отходах» еще 15 лет назад установлены требования к безопасности упаковки. Без их соблюдения товар не будет допущен на единый рынок Европейского Сообщества. Кроме того, установлены обязательные квоты по вторичной переработке и утилизации отходов, которые периодически подлежат ревизии и ужесточаются, задавая новые целевые показатели для отрасли. В соответствии с Директивой не менее 60% от общей массы упаковочных отходов должны быть отсортированы и утилизированы, не менее 55% - вторично переработаны, в том числе не менее 20% полимеров.
Сегодня в России такого рода ориентиры установлены только в отношении снижения энергоемкости, и принятое решение буквально за год вывело это направление в число приоритетов государственной политики.
Полагаю, что одним из первых шагов в определении целевых показателей переработки отходов должна стать оценка емкости и перспектив развития рынка вторичного сырья, а также «инвентаризация» научно-технических разработок и технологий в этой сфере. Активное участие в этой работе членов ВЭС и экспертов Комитета может быть очень полезным и востребованным.
В завершении, еще раз подчеркну то, что все эти усилия будут успешны только при наличии своего рода «общественного договора» между населением, бизнесом и властью о совместной борьбе с «мусорной» проблемой. Только тогда стремление предотвратить экологическую угрозу имеет реальные шансы умерить неоправданный рост потребительских «аппетитов».
Вторая тема, вынесенная на повестку сегодняшнего заседания, посвящена проблемам нормативно-правового обеспечения охраны и использования болот и торфяных ресурсов.
Как известно, Россия занимает первое место в мире по запасам торфа, который обладает огромным энергетическим потенциалом и мог бы занять важную нишу в топливно-энергетическом балансе нашей страны. Прежде всего, как местный возобновляемый источник энергии, способный обеспечить бесперебойную работу коммунальных котельных и электростанций без излишних, экономически неоправданных затрат на создание инфраструктуры для традиционно используемых в нашей стране невозобновляемых полезных ископаемых.
Обращу ваше внимание на точку зрения большинства экспертов о том, что развитие торфяной отрасли имеет довольно весомые экономические, социальные и экологические преимущества. Во-первых, это позволит снизить тарифы на услуги ЖКХ. Во-вторых, ускорит развитие малоэтажного домостроения, сняв инфраструктурные ограничения за счет использования для теплоснабжения домов оборудования, работающего на биотопливе. В-третьих, принесет экологические «плюсы» в виде снижения нагрузки на окружающую среду и повышения энергоэффективности.
Потенциал использования торфяных ресурсов очевиден, поэтому по итогам заседания мы планируем подготовить предложения по усилению эффективности государственного регулирования этого перспективного направления".
Рекомендации, подготовленные по итогам работы Высшего экологического совета, будут рассмотрены на ближайшем заседании Комитета.
Просмотров 786
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

23.05.2018
Дмитрий Кобылкин поручил разработать в РФ нацпроект "Экология"

23.05.2018 Полынова Елена Сергеевна 43 года

У нас в Воскресенском районе в 800 метров от деревни Свистягино строят мусоросжигающий завод.Возле этой деревни пахатые поля и леса.У нас там чистая экология.Так в чем смысл загадить чистое место если у нас программа чистая страна.Надо больше очищать а мы снова хотим все испортить.Где логика.Люди против они хотят дышать чистым воздухом ,а мы снова пытаемся все изменить в катастрофическую сторону.Наши люди хотят чтобы мусор шел в переработку но не в топку.Куда будет девать этот завод излишки тепла и Света опять незадействованные ресурсы.Его мощность хватит на целый город.Нам очень хочется оставить это место чистым и зеленым.Помогите....

21.05.2018
Роман Самсонов: Дмитрию Кобылкину придется решать много вопросов, но приоритетными могут быть три направления

23.05.2018 Шиловский Андрей Павлович

Замена "ковровой ГРР" на "лоскутную" является результатом деятельности "эффективных менеджеров", а не специалистов-геологов. Как результат - сокращение подготовленных запасов полезных ископаемых. Интересно, куда двинутся ВИНКи когда "сливки" на полученных (часто по блату)месторождениях закончатся? Могу сделать смелое предположение: выработанные месторождения спихнут бюджету (примет "Сибнефть", а "эффективные" менеджеры отправятся доить другие отрасли.

21.05.2018
Ришат Вахитов: Питерской команде Александра Дюкова под силу потянуть и свой, и московский бизнес Газпрома

22.05.2018 Каприелов Константин Любнардович 64 года

Что имеется ввиду под "московским бизнесом Газпрома"?
Если речь о добыче и транспортировке именно газа, то я очень сильно сомневаюсь в такой возможности у "нефтяной дочки".
Говорю не просто так, а на основании опыта общения с ноябрьским филиалом Газпром нефти.

15.05.2018
Газпром рассчитывает обойти ограничения США для работы на шельфе Сахалина

22.05.2018 Машкин Константин Анатольевич, 46 лет

Первым и единственным путем для "Газпрома" должен быть поиск и финансовая поддержка российской компании, способной разработать и наладить выпуск необходимого оборудования. Но, несмотря на все кампании, в т.ч. импортозамещения, "Газпром" видит выход из положения только за рубежом. Пока такой подход недропользователей будет сохраняться, санкции будут очень надежным рычагом воздействия на РФ.

08.01.2018
Александр Хуршудов: В наступившем году нефтяные цены неспешно продолжат рост

21.05.2018 иван иванов 40

В конце осени брент пробьет 100 и устремится к 150

09.02.2017
"ЦСМРнефть" предлагает новые подходы к подсчету-пересчету запасов зрелых месторождениий

15.05.2018 Данченко Владимир Иванович 1951

----То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....
--------------------------------
Месторождение это электрическое поле, Цитата А.Хуршудов:-"То что сегодня имеется в распространенных программах не годится никуда. Для него всегда не хватает исходных данных, приходится работать со сплошными допущениями....(конец цитаты)
со всеми отсюда вытекающими.Вторичная пористость, проницаемость, это виртуальный образ геолога победы или неудачи. ГСМ .ГДМ, не имеет право на виртуальный образ, поскольку наука не имеет возможности создать эталон напряжённости поля, которое понимал, или чувствовал Губкин...но стеснялся сказать в слух. Уже созданы Реаниматоры такого поля, и возможно появятся на июньской международной выставке Нефть-газ. Под ником снижение заводнения продуктивного пласта. Скромно, но со вкусом.

Индекс цитирования