Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: развитие торфяной отрасли имеет весомые экономические, социальные и экологические преимущества

22 июня 2009/ 16:15
Москва. Сегодня состоялось заседание Высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Открывая работу Совета, председатель Комитета Наталья Комарова, в частности, отметила:
"Темы, предложенные для обсуждения, соответствуют направлениям работы Комитета по выработке предложений в области нормативного правового регулирования в сфере обращения с отходами, повышения эффективности природопользования, в том числе за счет создания благоприятных условий для добычи и использования возобновляемых полезных ископаемых.
Первый вопрос посвящен проблемам обращения с упаковочными отходами.
Если согласиться с тем, что упаковка – это «лицо» товара. А своего рода «зеркалом», показывающим цивилизованность производителей и потребителей упаковки, является то, как налажены сбор и переработка упаковочных отходов.
В большинстве развитых стран ответственность за этот фронт работ делят между собой производители товаров, муниципальные власти и население. Потребители – за раздельный сбор отходов, бизнес и муниципалитеты – за создание надежной и удобной инфраструктуры по рециклингу, начиная от «желтых пакетов» и «синих контейнеров» и заканчивая строительством перерабатывающих заводов.
В России примеров такого партнерства немного. Одна из причин состоит в том, что за производителями не закреплена ответственность за сбор и утилизацию упаковки, и рециклинг редко встроен как звено в производственную цепочку отечественных предприятий. У населения, в свою очередь, по целому ряду объективных и субъективных причин нет стимулов и заинтересованности в раздельном сборе мусора и снижении массы отходов.
В конечном итоге, вся ответственность за утилизацию упаковочных отходов, составляющих примерно четверть твердых бытовых отходов, ложится на плечи муниципальных властей. Как показывает практика, без поддержки региональных властей и бизнеса муниципалитетам редко удается организовать раздельный сбор и вовлечение отходов во вторичную переработку.
Поэтому сегодня по итогам заседания планируется выработать предложения о развитии нормативно-правовой базы, стимулирующей приток инвестиций в отрасль на основе государственно-частного партнерства. Стоит рассмотреть и вопросы эффективного распределения полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти в сфере обращения с отходами.
Второй важный аспект – это экономическое стимулирование вторичной переработки упаковочных отходов.
В мировой практике известен большой набор инструментов, помогающих наладить эту работу. И некоторые эксперты высказывают мнение о том, что один из способов решения проблемы упаковочных отходов в России – это присоединение к международной системе сбора и переработки упаковки под эгидой организации «Про Европа», системы «Зеленая точка» и других аналогов. Их работа построена на лицензионных платежах за сбор и переработку упаковочных отходов и, по замыслам разработчиков, все расходы по утилизации упаковки возьмут на себя производители, сняв бремя затрат с государства, муниципалитетов и населения.
Однако опыт стран-участниц показал, что в законах экономики чудес не бывает: стоимость товаров, помещенных в упаковку, маркированную, к примеру, «Зеленым знаком», возрастает ровно на величину платежей, отчисляемых операторам системы. Причем большая часть собираемых таким образом средств идет на обслуживание самих систем, а не на развитие перерабатывающей отрасли.
Читать также
В этой связи, прежде чем брать на вооружение опыт тех или иных стран, нужно определить реальную и адекватную цену за развитие рециклинга и оценить экономическую эффективность применения существующих организационных моделей в сфере обращения с упаковочными отходами. Это позволит сформировать тот «портфель» решений, который будет технически возможен, экономически целесообразен и эффективен в нашей стране.
Отмечу, что «двигателем» развития индустрии вторичной переработки в Европе является то, что для всех стран-членов ЕС Директивой «Об упаковке и упаковочных отходах» еще 15 лет назад установлены требования к безопасности упаковки. Без их соблюдения товар не будет допущен на единый рынок Европейского Сообщества. Кроме того, установлены обязательные квоты по вторичной переработке и утилизации отходов, которые периодически подлежат ревизии и ужесточаются, задавая новые целевые показатели для отрасли. В соответствии с Директивой не менее 60% от общей массы упаковочных отходов должны быть отсортированы и утилизированы, не менее 55% - вторично переработаны, в том числе не менее 20% полимеров.
Сегодня в России такого рода ориентиры установлены только в отношении снижения энергоемкости, и принятое решение буквально за год вывело это направление в число приоритетов государственной политики.
Полагаю, что одним из первых шагов в определении целевых показателей переработки отходов должна стать оценка емкости и перспектив развития рынка вторичного сырья, а также «инвентаризация» научно-технических разработок и технологий в этой сфере. Активное участие в этой работе членов ВЭС и экспертов Комитета может быть очень полезным и востребованным.
В завершении, еще раз подчеркну то, что все эти усилия будут успешны только при наличии своего рода «общественного договора» между населением, бизнесом и властью о совместной борьбе с «мусорной» проблемой. Только тогда стремление предотвратить экологическую угрозу имеет реальные шансы умерить неоправданный рост потребительских «аппетитов».
Вторая тема, вынесенная на повестку сегодняшнего заседания, посвящена проблемам нормативно-правового обеспечения охраны и использования болот и торфяных ресурсов.
Как известно, Россия занимает первое место в мире по запасам торфа, который обладает огромным энергетическим потенциалом и мог бы занять важную нишу в топливно-энергетическом балансе нашей страны. Прежде всего, как местный возобновляемый источник энергии, способный обеспечить бесперебойную работу коммунальных котельных и электростанций без излишних, экономически неоправданных затрат на создание инфраструктуры для традиционно используемых в нашей стране невозобновляемых полезных ископаемых.
Обращу ваше внимание на точку зрения большинства экспертов о том, что развитие торфяной отрасли имеет довольно весомые экономические, социальные и экологические преимущества. Во-первых, это позволит снизить тарифы на услуги ЖКХ. Во-вторых, ускорит развитие малоэтажного домостроения, сняв инфраструктурные ограничения за счет использования для теплоснабжения домов оборудования, работающего на биотопливе. В-третьих, принесет экологические «плюсы» в виде снижения нагрузки на окружающую среду и повышения энергоэффективности.
Потенциал использования торфяных ресурсов очевиден, поэтому по итогам заседания мы планируем подготовить предложения по усилению эффективности государственного регулирования этого перспективного направления".
Рекомендации, подготовленные по итогам работы Высшего экологического совета, будут рассмотрены на ближайшем заседании Комитета.
Просмотров 2202
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

26.02.2021
Азербайджан заинтересован в иностранных инвестициях в ВИЭ

26.02.2021 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Лучше бы он выделил средства на освобождение Карабаха от себя и своих чуждых Карабахским горам людей.

19.02.2021
Видеоконференция Александра Шпильмана: Прогноз добычи нефти и состояние отрасли в России и мире в 2050 году

19.02.2021 Александр Хуршудов

Каприелову К.Л.
Не то, чтобы несогласные.... но, как пишут в объявлениях о продаже жилья "возможны варианты"....:)))

14.02.2021
Единая Россия и Газпром 15 февраля обсудят вопросы газификации регионов

16.02.2021 Шевель Ольга Михайловна, 73 года

А у нас в СНТ Бабино 1 Всеволожского района, чтобы сделать врезку в существующие газовые сети длиной 7 метров от дома "дерут" 350000 руб. Совесть есть у таких монополистов? Никогда не будет общей газификации в России, лучше продать газ за копейки , чем помочь своим гражданам

11.02.2021
Жителей Новосибирска предупредили о возможных загрязнениях воздуха

12.02.2021 Соник

И так понятно, что в такой мороз ветра нет, а машины автопрогревом все позакоптят. Стоит только на прогноз погоды посмотреть

05.02.2021
Суд 5 февраля продолжит рассмотрение иска Росприроднадзора к Норникелю

05.02.2021 Попов Сергей Павлович

К сожалению,в любом случае,весь этот штраф войдёт в себестоимость продукции и ляжет,в конечном итоге, на плечи пролов, так-как только они не получают ни какой индексации в процессе повышения цен.

09.08.2017
ЛУКОЙЛу требуется оператор по добыче нефти и газа IV разряда

01.02.2021 Никоян Гурген Варданович .27лет

Добрый день хотел бы с вами в компании лукойл поработать.

29.01.2021
Эксперты АНГИ прокомментировали заявление Минэнерго о рентабельности запасов

31.01.2021 Воробьев Сергей Юрьевич, 67 лет

Писал текст по работе, там был абзац по лишению льготного налогообложения трудной нефти. Грешным делом подумал, а слова Сорокина - не ответка нефтяников? Ведь смысл заявления Сорокина - дайте больше льгот.

29.01.2021
Месторождения на шельфе Арктики могут стать ресурсной базой для новых СПГ-проектов

29.01.2021 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Ресурсной базой для производства Сжиженного Природного Газа (СПГ) могут служить абсолютно ЛЮБЫЕ залежи газа, и совсем не обязательно они должны находится на арктическом шельфе.

29.01.2021
Губернатор Ямала обсудил сотрудничество в Арктике с главой научного института в Санкт-Петербурге

29.01.2021 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

А ещё они могли бы с таким же успехом обсуждать буксировку астероидов в космосе.

29.01.2021
Газпром вышел из болгарского СП "Overgas Inc."

29.01.2021 П. Владимир Всеволодович

Прокомментировать это событие можно тогда, когда станет известно, сколько евро вложено в сотрудничество российской стороной. А это очень интересно акционерам.

Индекс цитирования