$62.21 +0.43%
$ 79.34 +1.44
€ 92.94 +1.56
               

Дмитрий Медведев: Мировой экономике нужны эффективные и прозрачные правила игры

05 июня 2009/ 14:10
Санкт-Петербург. Нынешний форум абсолютно особенный, он проходит в очень трудную пору, в один из наиболее драматических периодов развития мировой экономики. Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев на открытии Петербургского международного экономического форума. Приводим основную часть выступления.
И все это создает соответствующие антураж, настроение. В этом году к сожалению и погода подкачала. Эта погода соответствует экономическим настроениям.
По оценкам большинства экспертов мы находимся на пике глобального кризиса, в середине самой глубокой за последние десятилетие рецессии.
Напомню, что тему кризиса мы обсуждали еще на прядущем форуме.
Говорили, что существующие международные архитектуры регулирования не способны предотвратить негативные сценарии развития экономик. Предупреждали о возможности беспрецедентно неблагоприятных сценариев развития экономической жизни.
К сожалению, эти прогнозы сбылись. Вслед за финансовым кризисом последовало резкое снижение производства, значительный рост безработицы, падение доходов и уровня жизни сотен миллионов людей.
Объективности ради надо сказать, что в последнюю неделю предшествующую форуму на основных финансовых рынках стали наблюдаться определенные симптомы оживления, что дало основания ряду аналитикам полагать, что дно кризиса достигнуто, тяжелая фаза близится к завершению и недалеко начало оживления.
Но, на мой взгляд, шампанское открывать совсем рано. Недаром кто-то из экономистов отметил, что финансовый кризис - растение многолетнее и очень живучее.
Объем проблем в денежном отношении измеряется триллионами. Причем не в зависимости от того, о какой бы валюте мы речь не вели и эти триллионы придется потратить. Самое неприятное, что издержки понесут все.
Но уже сегодня можно сделать несколько выводов из случившегося и произошедшего. Во-первых, закрыться от глобального кризиса не удалось никому. Современные коммуникации, современные финансовые технологии обусловили невероятную скорость, с которой развивался кризис и обусловили невероятную быстроту его распространения на все страны. Островком стабильности, о которых так много принято рассуждать, осталась только Антарктида.
Вывод очевиден – выбраться из этого кризиса мы сможем только в результате совместных действий. Для успешного решения возникающих проблем нужен интенсивный обмен информацией, уровень координации и наши совместные действия.
Во-вторых, те, кто должен был прогнозировать события и содействовать координации оказались неадекватны в период кризиса, оказались неповоротливыми, негибкими и медлительными.
Международные финансовые организации, и об этом можно прямо сказать, не справились с выполнениием своих функций. О чем было прямо и недвусмысленно сказано в ходе последних крупных международных мероприятий.
Кроме того, мы убедились в правильности еще до кризисного нашего анализа мировых экономических тенденций, анализа структуры мировой экономики, поддерживания однополярности сохранения наиболее важных сегментов здоровой экономики, определились с фундаментальными причинами кризиса.
Один полюс потребления, который финансировался за счет дефицита и соответственно, накопления долгов. Одна некогда мощная резервная валюта и одна преобладающая в мире система оценки активов и рисков.
Снизилось качество регулирования, обоснованность оценок и оценок макроэкономической политики, в том числе, в целом. В итоге глобальный кризис предотвратить не удалось.
Тем не менее, несмотря на столь пессимистические выводы, хотелось бы сказать одну вещь. Представляется, что худшего сценария развития мы пока избежали. Прежде всего из-за сегодняшней готовности государств, правительств разных стран действовать более согласованно, чем прежде, может даже беспрецедентно согласованно, если принять во внимание всю экономическую историю.
Для обсуждения этих вопросов уже дважды собиралась двадцатка крупнейших экономик. Конечно, до полного согласия и принятия абсолютно конкретных общих решений пока еще дело не дошло.
Но прогресс очевиден, созданы некоторые институты, которые позволяют вести открытый с учетом интересов всех ключевых участников диалог для выработки взаимовыгодных решений.
Прежде всего, я хотел бы упомянуть, совет по финансовой стабильности, который объединяет все 20 ведущих экономик. Мы рассчитываем, что он скоро заработает на полную мощность.
Теперь я бы хотел перечислить те основные направления, по которым, мы считаем, необходимо продвинуться в самое ближайшее время.
Первое, договориться о порядке разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков, финансовых институтов.
Читать также
Сегодня многие страны принимают решение о повышении налогов, но расплачиваться придется более низкими темпами мировой экономики в целом. Видимо, необходим поиск плоскости восстановления доверия друг к другу.
Нам требуется не огромный массив новых международных правил, а эффективные и прозрачные правила игры, создающие мотивацию к рациональным действиям всех – от обычных участников рынка до регуляторов. Действия, которые обеспечивают устойчивый рост, а не препятствуют ему и соответствующие правила регламентирующие такие действия. Работа по этим вопросам на экспертном уровне уже сегодня ведется. Она должна завершиться созывом международной конференции, для одобрения выработанных подходов. Хотел бы подтвердить предложение провести ее в России.
Реализовать решение двадцатки в сфере реформирования международных финансовых организаций. Здесь, и в этом заключается не только наша позиция нельзя ограничиться косметическими изменениями, как бы того не хотелось отдельным государствам, а может и самим международным финансовым организациям.
Это, в конечном счете должны быть принципиально новые финансовые институты, где не будет доминирования отдельных политических сюжетов, мотивов, или доминирование отдельных государств или отдельных стран.
Кроме таких институтов, если разобраться в этом предельно внимательно, некому выполнять функции раннего предупреждения кризисных явлений, координации макроэкономической политики в масштабах всего мирового сообщества и выполнять функции надзора за функционированием международной валютной системы. Именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы такого рода реформирование произошло успешно и действительно не ограничивалось такого рода косметическими изменениями, желанием что-то подкрасить, не меняя ничего по существу.
Уважаемые коллеги, если смотреть в будущее нам необходимо ответить на целый ряд вопросов, волнующих весь мир эти вопросы сегодня стоят в повестке дня они по сути обозначены на лозунгах форму. Какие это вопросы? Простые вопросы, которые сегодня волнуют всех. Они простые и очень сложные одновременно, сколько будет стоить нефть, как обеспечить стабильность энергетического рынка. Здесь понятно нет другого пути, кроме как взаимодействие производителей и потребителей, скоординированного проведения совместной энергетической политики, причем на основе юридически обязывающих соглашений. Наши предложения по новым правовым рамкам международного энергетического сотрудничества мы уже всем нашим партнерам направили, рассчитываем, что эти инициативы будут восприняты позитивно и совместная работа завершится принятием взаимовыгодных международных соглашений и разработкой новых правил энергетического сотрудничества, или коррекцией существующих энергетических соглашений, но такой коррекции которая бы учитывала обеспокоенность самых разных стран.
Мне не так давно пришлось на эту тему рассуждать, я считаю, что основная проблема регулирования в этой сфере не в том, что отсутствуют правила, а в том, что эти правила, к сожалению, носят односторонне направленный характер. Нам нужно создать универсальные правила, которые будут устраивать всех. В противном случае эти правила не будут выполняться и мы вместо нормального порядка, получим кризисы и дезорганизацию в энергетической сфере, а этого допустить нельзя.
Второй вопрос заключается в том, что по какой модели будут развиваться рыночные отношения, окажется ли правительства в состоянии выполнить свои обещания, смогут ли центральные банки выполнять свои функции. Откажутся ли и те и другие от нынешних, гораздо более активных, иногда жестких методов государственного вмешательства, в том числе направленного на защиту собственных рынков. Или государства еще очень долго будут ключевыми участниками рыночных отношений всех экономических процессов. Это в конечно счете вопрос о том, что происходит с нашими экономиками, какова экономическая парадигма развития экономики в 21 веке. Это очень сложные вопросы, надеюсь, что мы сможем высказаться по этим проблемам.
В любом случае хотелось бы сказать, что протекционизм в условиях глобальной экономики, какими бы соображениями он не объяснялся, это лишь способ загнать проблему внутрь, а не вылечить ее.
Приход государственной собственности, ее более интенсивное использование в большинстве секторов экономики должно рассматриваться как неизбежное, но кратковременное средство решение вопроса. При этом с другой стороны рассматривать как вредные все те решения, которые были приняты в конце прошлого года, начиная с середины прошлого года тоже принципиально неверный подход. То, что было сделано в период развития кризиса, наиболее острой фазе кризиса являлось и явилось лишь не большим дополнением к тому огромному массиву протекционизму и государства вмешательства, который накопился в предшествующий период. То есть ничего сверхъестественного не произошло. Вопрос в будущем, что будет дальше.
И, конечно, работать над этим вопросом надо продолжать комплексно.
Просмотров 1732
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^