Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Эффективность и ставка на инновации в производстве и в управлении - формула роста российской лесной отрасли

16 мая 2009/ 15:38
Иваново. Проблемы и перспективы развития отечественного лесопромышленного комплекса и направления реализации партийного проекта «Российский лес» обсуждались на круглом столе «Российский лес»: актуальные задачи и перспективные возможности». Мероприятие состоялос 15 мая в Ивановской областной Думе.
В его работе приняли участие представители Правительства Ивановской области, депутаты Ивановской областной Думы, представители областных лесничеств, органов природоохранного контроля и надзора, координаторы партийного проекта в местных отделениях партии. Открывая работу круглого стола, председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, член Генерального Совета партии «Единая Россия», куратор партийного проекта «Российский лес» Наталья Комарова отметила:
Сегодня для любой отрасли экономики самая актуальная задача – это создание платформы для посткризисного развития. Именно в нынешний непростой период определяется то, каким российский лесной комплекс выйдет на новый, жестко конкурентный мировой рынок. Очевидно, что преимуществами в такой борьбе могут быть только эффективность и инновации в производстве и в управлении.
Совершенствование системы управления лесным хозяйством и повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности – ключевые задачи, лежащие в основе проекта «Российский лес» партии «Единая Россия». Проект реализуется уже несколько лет, и за этот период решены многие задачи по реформированию отрасли. Во всех субъектах Российской Федерации сформирована система управления в области использования лесов, в большинстве регионов утверждены документы лесного планирования; увеличивается количество площадей, переданных в аренду по основным видам использования лесов; со значительным превышением выполняются ежегодные планы поступления доходов от использования лесов на всех уровнях бюджетной системы; значительно активизировалась инвестиционная деятельность в сфере освоения лесов, развивается система школьных экологических движений.
Подробнее остановлюсь на наиболее актуальных на сегодняшний день направлениях работы.
Первое – противодействие нелегальным заготовкам и обороту древесины, повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день из России нелегально вывозится восьмая часть леса – до 25 миллионов кубометров в год. Недопустимо низкой остается выявляемость нарушений – всего 44%, а в некоторых регионах этот показатель не превышает 20%!
Для повышения эффективности борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины на законодательном уровне Федеральным законом от 14 марта 2009 года ? 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законов, в том числе в части:
- разграничения полномочий между уровнями государственной власти по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и мер пожарной безопасности;
- наделения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере лесных отношений, полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также государственного пожарного надзора в лесах;
- наделения должностных лиц указанных государственных учреждений правами и обязанностями государственных инспекторов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор, а также правом на ношение и применение специальных средств и служебного оружия.
Данные изменения законодательства вступают в силу с 1 января 2010 года. При этом для их эффективной реализации подготовлены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и составлению протоколов о таких правонарушениях. Соответствующие предложения подготовлены к внесенному Правительством Российской Федерации проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который планируется рассмотреть во втором чтении в мае текущего года.
Вместе с тем, полагаю, что механизмов административной и уголовной ответственности для борьбы с нелегальным оборотом древесины недостаточно. В странах с интенсивным лесопользованием и развитой лесной промышленностью доказала свою эффективность система государственного контроля и учета заготовленной и переработанной древесины на пути ее движения от заготовителя к потребителю. Сегодня такой инструмент планируется запустить в России, например, апробировать систему электронного контроля в ряде дальневосточных регионов, где лесная контрабанда приняла угрожающие размеры.
Читать также
Одним из важных вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования использования лесов, является создание в России национальной системы лесной сертификации и обеспечение ее международного признания. Стоит отметить, что дополнительным стимулом для создания системы может стать ужесточение правила экспорта лесопродукции в страны Евросоюза. На первые числа июня Европарламентом запланировано принятие законопроекта, в соответствии с которым лесопромышленные предприятия в Европе обяжут отслеживать и давать информацию о происхождении используемого ими леса и лесопродукции, а также его поставщиков. В случае если компания будет использовать или перерабатывать нелегально заготовленную древесину, она будет оштрафована, причем размер штрафа будет превышать стоимость нелегальной лесопродукции минимум в 5 раз, а за повторные нарушения штрафы удваиваются.
Теперь от компаний-импортеров будут требовать свидетельства легальности происхождения лесопродукции, а если этот продукт прошел несколько стадий переработки, особое внимание будет уделяться получению информации именно о месте и методах происхождения круглых лесоматериалов.
Очевидно, что внедрение собственных программ по отслеживанию таких цепочек для европейских импортеров крайне невыгодно и затратно, поэтому предполагается, что компании в массовом порядке будут требовать от экспортеров наличия сертификатов о происхождении продукции. Таким образом, это становится одним из условий сохранения доступа отечественной продукции на европейские рынки.
Важный аспект лесной политики – это государственная поддержка отрасли в условиях кризиса.
Подчеркну, что в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации четко определены критерии предоставления поддержки – на помощь вправе рассчитывать только те предприятия, которые ориентированы на обновление, снижение энергоемкости, продвижение на рынок конкурентоспособной продукции. Эти приоритеты сегодня во многом формируют повестку дня для предприятий лесной отрасли.
Прежде всего, необходимо ускорение технологической модернизации, в том числе повышение экологической эффективности промышленных лесозаготовок. Требуется переоснащение заготовительных предприятий на основе внедрения лёгких, маневренных, экологичных машин. Оборудование и технологии должны быть эффективными не только с позиций лесоэксплуатации, но и обеспечивать сокращение потерь древесины. Эти меры помогут, в том числе, повысить экологический рейтинг отечественных лесопромышленных предприятий и создать дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
Один из направлений модернизации отрасли – повышение энергоэффективности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения энергоемкости производства. Сокращение потерь энергии при постоянном росте тарифов на услуги естественных монополий, позволит предприятиям высвободить средства для развития высокотехнологичных производств, повышения качества и расширения ассортимента поставляемой продукции.
Учитывая то, что реализация этих задач во многом будет зависеть от доступности финансовых ресурсов, Программой антикризисных мер Правительства предусмотрено предоставление предприятиям отрасли кредитной поддержки для завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кроме того, будет введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии.
Все эти меры поддержки отрасли неразрывно связаны с активизацией внутреннего спроса на лесную продукцию. Предприятиям не нужно цепляться за возможности сплавить лес за копейки, а стоит переориентироваться на внутренний рынок.
Ключевую роль будут играть государственные инвестиции и закупки в сфере жилищного строительства – локомотива лесопромышленного комплекса. Отмечу, что в числе мер поддержки жилищного строительства в условиях кризиса предусматривается, в том числе, развитие малоэтажного домостроения. Рассматривается вопрос по повышению эффективности использования древесины и древесных материалов в строительстве на квадратный метр площади (до 0,3 кубометров на квадратный метр площади, сегодня в России – 0,1 кубометр на квадратный метр площади, в США – 0,7).
Перспективным направлением для проницательных дальновидных инвесторов является переработка древесных отходов и низкокачественной древесины в биотопливо. Это не только увеличит доступность энергоресурсов, но и окажет благоприятное воздействие на окружающую среду. В этой связи, следует обратить пристальное внимание на готовящиеся ко второму чтению законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые определены фракцией «Единая Россия» как приоритетные. В них заложены механизмы налогового, тарифного и бюджетного стимулирования предприятий, разрабатывающих и внедряющих природосберегающие технологии. В частности, обсуждаются предложения о субсидировании процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым на вовлечение в хозяйственный оборот и расширении объемов использования возобновляемых источников энергии. Рассматривается возможность предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, субсидий из бюджетов предприятиям, которые инвестируют средства в оборудование для получения сырья или готовой продукции из отходов, в том числе в сфере лесопереработки.
Убеждена - эффективно используя имеющиеся возможности, находя новые нестандартные решения проблемных вопросов, мы сможем реализовать все намеченное. Вспоминая классиков: не допустим грозы над русским лесом, разогнать надвинувшуюся угрозу развитию отрасли, сберечь и приумножить подаренные нам природой богатства! Ведь, как писал Паустовский в своей знаменитой «Повести о лесе», «мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой»!


Просмотров 1024
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

25.07.2018
Павел Сорокин: Потенциал нефтяной отрасли в России пока не реализован

24.10.2018 Растегаев Борис Александрович

Капиталоемкость бурения хорошо за 50%. С конца 90-х по лекалам Запада отрасль выведена на аутосёрсинг (а сейчас ещё и раздельный сервис всего этих сервисов в бурении -17). а) большая часть кирпичей по окраинам промышленных городов; б) полностью угроблена буровая наука (и во многом образование), как следствие крест на любых инновациях; в) полная технологическая "панама", г) прямые потери примерно 4 трлн рублей в год.

15.10.2018
Роман Самсонов: Работа экспертного совета при Минэнерго РФ направлена на будущее нефтегазовой отрасли

20.10.2018 Гордеев Михаил Валерьевич

Мне очень нравится ваша статья.

25.09.2014
Евгений Кот назначен генеральным директором "Ямал СПГ"

16.10.2018 Алагулов Евгений 27

Добрый день у меня такая ситуация я отработал свою вахту в АО АРСЕНАЛ а работал я на вахтовом пос.САБЕТТА а зароботную плату не перевели досих пор заявление на увольнение было написано 6 октября. Прошу вас в этом разобраться

10.10.2018
Константин Каприелов: Российской газовой отрасли нужна оптимизация управления производственной системой на всех уровнях

10.10.2018 Кардан Сергей 48 лет.

ТНК (тнкисты)возможно по другим причинам не смогли Ковыкту освоить.

19.05.2011
Ляшко Николай Николаевич

09.10.2018 Саломатина Надежда Юрьевна 40 лет

Хочу поблагодарить Ляшко Николая Николаевича за оказаную моему ребенку помощь.Спасибо Вам Большое и Дай Бог Вам и Вашим Близким Крепкого Здоровья!

04.10.2018
Вагит Алекперов: ЛУКОЙЛ выступает за предсказуемость рынка и своих инвестиций

08.10.2018 Александр Хуршудов

При всем моем глубоком уважении к Вагиту Юсуфовичу согласиться с ним не могу. Нельзя государству отказываться от природной ренты, нельзя бесплатно отдавать свои недра на откуп компаниям. Допустим,Лукойл честно налоги заплатит, а много ли будет таких честных?
Для освоения трудноизвлекаемых запасов есть другой, более эффективный метод. Сокращение добычи и рост цены. И он - не за горами...

Индекс цитирования