Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Эффективность и ставка на инновации в производстве и в управлении - формула роста российской лесной отрасли

16 мая 2009/ 15:38
Иваново. Проблемы и перспективы развития отечественного лесопромышленного комплекса и направления реализации партийного проекта «Российский лес» обсуждались на круглом столе «Российский лес»: актуальные задачи и перспективные возможности». Мероприятие состоялос 15 мая в Ивановской областной Думе.
В его работе приняли участие представители Правительства Ивановской области, депутаты Ивановской областной Думы, представители областных лесничеств, органов природоохранного контроля и надзора, координаторы партийного проекта в местных отделениях партии. Открывая работу круглого стола, председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, член Генерального Совета партии «Единая Россия», куратор партийного проекта «Российский лес» Наталья Комарова отметила:
Сегодня для любой отрасли экономики самая актуальная задача – это создание платформы для посткризисного развития. Именно в нынешний непростой период определяется то, каким российский лесной комплекс выйдет на новый, жестко конкурентный мировой рынок. Очевидно, что преимуществами в такой борьбе могут быть только эффективность и инновации в производстве и в управлении.
Совершенствование системы управления лесным хозяйством и повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности – ключевые задачи, лежащие в основе проекта «Российский лес» партии «Единая Россия». Проект реализуется уже несколько лет, и за этот период решены многие задачи по реформированию отрасли. Во всех субъектах Российской Федерации сформирована система управления в области использования лесов, в большинстве регионов утверждены документы лесного планирования; увеличивается количество площадей, переданных в аренду по основным видам использования лесов; со значительным превышением выполняются ежегодные планы поступления доходов от использования лесов на всех уровнях бюджетной системы; значительно активизировалась инвестиционная деятельность в сфере освоения лесов, развивается система школьных экологических движений.
Подробнее остановлюсь на наиболее актуальных на сегодняшний день направлениях работы.
Первое – противодействие нелегальным заготовкам и обороту древесины, повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день из России нелегально вывозится восьмая часть леса – до 25 миллионов кубометров в год. Недопустимо низкой остается выявляемость нарушений – всего 44%, а в некоторых регионах этот показатель не превышает 20%!
Для повышения эффективности борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины на законодательном уровне Федеральным законом от 14 марта 2009 года ? 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законов, в том числе в части:
- разграничения полномочий между уровнями государственной власти по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и мер пожарной безопасности;
- наделения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере лесных отношений, полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также государственного пожарного надзора в лесах;
- наделения должностных лиц указанных государственных учреждений правами и обязанностями государственных инспекторов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор, а также правом на ношение и применение специальных средств и служебного оружия.
Данные изменения законодательства вступают в силу с 1 января 2010 года. При этом для их эффективной реализации подготовлены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и составлению протоколов о таких правонарушениях. Соответствующие предложения подготовлены к внесенному Правительством Российской Федерации проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который планируется рассмотреть во втором чтении в мае текущего года.
Вместе с тем, полагаю, что механизмов административной и уголовной ответственности для борьбы с нелегальным оборотом древесины недостаточно. В странах с интенсивным лесопользованием и развитой лесной промышленностью доказала свою эффективность система государственного контроля и учета заготовленной и переработанной древесины на пути ее движения от заготовителя к потребителю. Сегодня такой инструмент планируется запустить в России, например, апробировать систему электронного контроля в ряде дальневосточных регионов, где лесная контрабанда приняла угрожающие размеры.
Читать также
Одним из важных вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования использования лесов, является создание в России национальной системы лесной сертификации и обеспечение ее международного признания. Стоит отметить, что дополнительным стимулом для создания системы может стать ужесточение правила экспорта лесопродукции в страны Евросоюза. На первые числа июня Европарламентом запланировано принятие законопроекта, в соответствии с которым лесопромышленные предприятия в Европе обяжут отслеживать и давать информацию о происхождении используемого ими леса и лесопродукции, а также его поставщиков. В случае если компания будет использовать или перерабатывать нелегально заготовленную древесину, она будет оштрафована, причем размер штрафа будет превышать стоимость нелегальной лесопродукции минимум в 5 раз, а за повторные нарушения штрафы удваиваются.
Теперь от компаний-импортеров будут требовать свидетельства легальности происхождения лесопродукции, а если этот продукт прошел несколько стадий переработки, особое внимание будет уделяться получению информации именно о месте и методах происхождения круглых лесоматериалов.
Очевидно, что внедрение собственных программ по отслеживанию таких цепочек для европейских импортеров крайне невыгодно и затратно, поэтому предполагается, что компании в массовом порядке будут требовать от экспортеров наличия сертификатов о происхождении продукции. Таким образом, это становится одним из условий сохранения доступа отечественной продукции на европейские рынки.
Важный аспект лесной политики – это государственная поддержка отрасли в условиях кризиса.
Подчеркну, что в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации четко определены критерии предоставления поддержки – на помощь вправе рассчитывать только те предприятия, которые ориентированы на обновление, снижение энергоемкости, продвижение на рынок конкурентоспособной продукции. Эти приоритеты сегодня во многом формируют повестку дня для предприятий лесной отрасли.
Прежде всего, необходимо ускорение технологической модернизации, в том числе повышение экологической эффективности промышленных лесозаготовок. Требуется переоснащение заготовительных предприятий на основе внедрения лёгких, маневренных, экологичных машин. Оборудование и технологии должны быть эффективными не только с позиций лесоэксплуатации, но и обеспечивать сокращение потерь древесины. Эти меры помогут, в том числе, повысить экологический рейтинг отечественных лесопромышленных предприятий и создать дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
Один из направлений модернизации отрасли – повышение энергоэффективности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения энергоемкости производства. Сокращение потерь энергии при постоянном росте тарифов на услуги естественных монополий, позволит предприятиям высвободить средства для развития высокотехнологичных производств, повышения качества и расширения ассортимента поставляемой продукции.
Учитывая то, что реализация этих задач во многом будет зависеть от доступности финансовых ресурсов, Программой антикризисных мер Правительства предусмотрено предоставление предприятиям отрасли кредитной поддержки для завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кроме того, будет введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии.
Все эти меры поддержки отрасли неразрывно связаны с активизацией внутреннего спроса на лесную продукцию. Предприятиям не нужно цепляться за возможности сплавить лес за копейки, а стоит переориентироваться на внутренний рынок.
Ключевую роль будут играть государственные инвестиции и закупки в сфере жилищного строительства – локомотива лесопромышленного комплекса. Отмечу, что в числе мер поддержки жилищного строительства в условиях кризиса предусматривается, в том числе, развитие малоэтажного домостроения. Рассматривается вопрос по повышению эффективности использования древесины и древесных материалов в строительстве на квадратный метр площади (до 0,3 кубометров на квадратный метр площади, сегодня в России – 0,1 кубометр на квадратный метр площади, в США – 0,7).
Перспективным направлением для проницательных дальновидных инвесторов является переработка древесных отходов и низкокачественной древесины в биотопливо. Это не только увеличит доступность энергоресурсов, но и окажет благоприятное воздействие на окружающую среду. В этой связи, следует обратить пристальное внимание на готовящиеся ко второму чтению законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые определены фракцией «Единая Россия» как приоритетные. В них заложены механизмы налогового, тарифного и бюджетного стимулирования предприятий, разрабатывающих и внедряющих природосберегающие технологии. В частности, обсуждаются предложения о субсидировании процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым на вовлечение в хозяйственный оборот и расширении объемов использования возобновляемых источников энергии. Рассматривается возможность предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, субсидий из бюджетов предприятиям, которые инвестируют средства в оборудование для получения сырья или готовой продукции из отходов, в том числе в сфере лесопереработки.
Убеждена - эффективно используя имеющиеся возможности, находя новые нестандартные решения проблемных вопросов, мы сможем реализовать все намеченное. Вспоминая классиков: не допустим грозы над русским лесом, разогнать надвинувшуюся угрозу развитию отрасли, сберечь и приумножить подаренные нам природой богатства! Ведь, как писал Паустовский в своей знаменитой «Повести о лесе», «мы тем и замечательны, что вспоили и вскормили свою народную силу в согласии с этой удивительной природой»!


Просмотров 1683
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.06.2020
«Роснефть» направила более 500 млн рублей на развитие детских социальных проектов в 2019 году

03.06.2020 Кожевников Максим Олегович, 39 лет

А еще в Саратове при поддержке НПЗ создаются компьютерные классы, оказывается благотворительная помощь ветеранам и детским домам, осуществляется ремонт спортивных сооружений и т.д.. Вот это я понимаю – социальная политика и поддержка населения!

22.05.2020
Газпром с помощью новации в ГРР на Крузенштернском месторождении сэкономил 5,2 млрд рублей

29.05.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Очень хотелось бы надеяться, что за эту эффективность при подсчёте запасов хотя бы подтвердили бурением не одной и не восьми а хотя бы таким числом скважин которое позволяет оконтурить продуктивную часть залежи и построить необходимые профили продольные и поперечные.
А то может получится, как в своё время со Штокманом, когда запасы были подсчитаны изначально по результатам бурения 5 скважин. А далее не подтвердились в том объёме, который был заявлен.

28.05.2020
Счетная палата выявила проблемы в нормативно-правовой сфере геологической отрасли РФ

28.05.2020 савиных м.и.

Счетная Палата всё правильно подметила. Изменения в Роснедра идут очень медленно.

27.05.2020
Видеоконференция об управлении разработкой в условиях сокращения добычи нефти

27.05.2020 Колесник Евгений Владимирович, 45

Какие регуляторные меры принимает государство для обеспечения рациональной разработки месторождений и эффективного использования текущих активных запасов?
Как это взаимосвязано с отменой требований к выполнению утверждённых уровней добычи?
Как недопустить неравномерной выработки запасов при массовых отключения высокообводненного фонда на месторождениях, находящихся на 3 и 4 стадиях разработки?
Насколько обосновано долгосрочное отключение высокодебитного фонда, о котором сказано в тезисах, когда стоит задача снижения себестоимости добычи для обеспечения безубыточной работы нефтедобывающих компаний и обеспечения поступления доходов в гос.бюджеты?

25.05.2020
Александр Хуршудов: Популярность видеоконференций оказалась выше моих ожиданий

26.05.2020 Александр Хуршудов

Валерию Карпову:
Благодарю Вас. От души поддерживаю идею с оппонентом, это приближает нас к дискуссии. Но технически это чуть сложнее: надо найти подходящую тему, спикера и оппонента, взять у них краткие тезисы, опубликовать и только потом провести дискуссию.
Но давайте двигаться в этом направлении, а возникающие проблемы по ходу будем решать....

20.05.2020
Видеоконференция, посвященная добыче 12-миллиардной тонны нефти в Югре

21.05.2020 Стулов Пётр, спикер этой видеоконференции, 42 года

Хочу внести еще одну поправку по цифрам накопленной добычи по компаниям.
Накопленная добыча нефти с газовым конденсатом с начала разработки ПАО «Газпром» составила 344 млн.947 тыс.тонн на 01.05.2020 г. Благодарю за понимание прямого эфира.

16.05.2020
Минэнерго прорабатывает предложение РГО о создании в России стратегических хранилищ нефти

19.05.2020 Дед 66 лет

Может, скажете, что в СССР не было стратегических запасов? Куда дели?

18.05.2020
Видеоконференция о перспективах добычи российских сланцев на примере бажена

18.05.2020 Шпильман Алексадр Владимирович, 57

Киселёву Д Д
На первые два ваших вопроса у меня, к сожалению, нет ответов. Нужно проанализировать баланс запасов. Точно знаю, что такие месторождения с одной залежей в бажене есть. Но сколько их не считал. Как и соотношение запасов по многозалежным месторождениям, включающим бажен. Возможно, вам смогут ответить специалисты ФБУ ГКЗ.
3. КИН По А,В1, и B2 для бажена ,в принципе должен быть одинаковым, но по факту принят такой как на слайде.
Сами значения КИН вызывают вопросы, но как я говорил на конференции это скорее вопрос корректности оценки геологических запасов. Точность их оценки очень условна. Особенно, это касается определения эффективных нефтенасыщенных толщин.
Спасибо за вопросы и интерес к конференции!

15.05.2020
РГО предлагает создать в России систему хранилищ стратегического нефтяного резерва страны

15.05.2020 Александр Хуршудов

Это очень вредное предложение. Оно ведет к двум следствиям: 1) при низких нефтяных ценах компании будут стремиться продать свою нефть в хранилища и облегчить себе жизнь за счет государства, 2) никакие "стратегические резервы" России не нужны ибо 3/4 нефти и нефтепродуктов уходит (дешево) на экспорт.

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

15.05.2020 Шаманин Вениамин Анатольевич 60 лет

Александр Григорьевич, очень рад, что ваш оптимизм устремлен в будущее. Собственно, я работаю над тем, чтобы меньше потратить времени на перевод нд в новый режим работы, на другую идеологию, позволяющую в максимально-щадящем режиме регулировать добычу на мр без потерь или с минимальными потерями для к-ва скважин. Если вас данная тематика интересует- просьба сообщить адрес пя. Спасибо.

Индекс цитирования