Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: необходимо внедрение новых способов содержания автомобильных дорог

Коммерсант-Авто
15 апреля 2009/ 16:30
В интервью газете «Коммерсант-Авто» председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова рассказала о том, какие меры принимаются сегодня для снижения негативного воздействия автотранспорта на экологию.

Насколько велико влияние автомобильной промышленности и автомобильного парка России на состояние экологии в стране?
В среднем по России вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет 40-45%, а в крупных городах – до 90%. Для сравнения: выбросы в атмосферу от нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии и электроэнергетики в сумме образуют около 30% загрязнений. Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях. Все это создает реальную угрозу здоровью людей.
Можно ли согласиться с мнением, что проблемы экологии и энергосберегающих технологий для России, учитывая ее просторы и запасы, не так важны, как для Европы? 
Согласиться с этим равносильно тому, что жить по принципу «после нас хоть потоп», лишить миллионы людей права дышать свежим воздухом, ограничить в ресурсах развития экономику страны. Уже сегодня около миллиона россиян живут в зонах экологического бедствия. В 140 городах, где в общей сложности проживает около 60 миллионов человек, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Свыше 80 миллионов россиян не имеют возможности пользоваться качественной водой. И это лишь несколько экологических «болезней» нашей страны.
О том, насколько жизненно необходимо «понуждать» к энергосбережению, не откладывая эти задачи в долгий ящик, говорит хотя бы то, что сегодня около 35% энергоресурсов мы теряем из-за расточительства, использования устаревших технологий. 
Прямое следствие такой бесхозяйственности – усиление нагрузки на окружающую среду, ведь именно добыча, транспортировка и использование природных ресурсов формируют более 50% общего загрязнения атмосферы, водных объектов и земель.
Таким образом, обе задачи – снижение энергоемкости экономики и обеспечение экологической безопасности – взаимоувязаны и требуют безотлагательного решения. Поэтому сегодня мы готовим ко второму чтению два во многом революционных законопроекта - «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые призваны стимулировать природосберегающие технологии через налоговые, тарифные, бюджетные и другие механизмы. 
Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы уменьшить негативное влияние транспорта на экологическую ситуацию в стране?
Читать также
Эта задача может быть решена только системно, и приоритетов, на мой взгляд, здесь несколько. Прежде всего переход на экологически чистые виды топлива. 
Важные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, с 1 июля 2003 года для предотвращения воздействия на здоровье человека и окружающую среду в России запрещены производство и оборот этилированного бензина. Утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", который устанавливает сроки перехода к более экологичным стандартам топлива. Бензин стандарта "Евро-2" может выпускаться в России до 31 декабря 2010 года, стандарта "Евро-3" - до 31 декабря 2011 года, а "Евро-4" до 31 декабря 2014 года. После этого весь бензин в стране должен будет соответствовать стандарту "Евро-5". 
Стоит признать, что по темпам внедрения этих стандартов мы серьезно отстаем от стран ЕС, но при этом важно понимать и то, что для реализации таких мер требуются серьезные финансовые вливания в модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов. Еще 10 лет назад возможностей инвестировать такие средства в отрасль просто не было. По сути, введение таких стандартов в тот период носило бы чисто декларативный характер. 
По результатам совещания «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли РФ», которое прошло 12 февраля в Киришах под председательством Владимира Путина, вопрос о возможности очередного переноса сроков выпуска в оборот топлива классов Еров-3, 4 и 5 был окончательно закрыт. Чтобы ускорить переход на новые стандарты, предложены меры господдержки нефтяной отрасли, в частности, в форме предоставления российским банкам государственных гарантий по кредитам, выдаваемым на финансирование строительства новых и модернизацию действующих нефтеперерабатывающих заводов. 
Кроме того, уже в ближайшие месяцы планируется подготовить законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий санкции за нарушение требований техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Наряду с повышением качества топлива, не менее важное направление - модернизация предприятий автопрома, внедрение новых технологий для выпуска более экологичных автомобилей, ведь, как говорится, «в грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет». Отмечу, что условия для повышения конкурентоспособности на основе передовых технологий для российского автопрома сегодня созданы. Это и кредитное обеспечение предприятий отрасли с использованием механизма госгарантий, и финансирование в объеме 1,5 миллиардов рублей процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, и целый пакет мер для расширения спроса, предусмотренный антикризисным планом. Это реальный шанс для российских машиностроителей, который нужно эффективно использовать. 
В свою очередь, эти меры поддержки должны сопровождаться повышением требований к техническому уровню транспортных средств, впервые регистрируемых на территории России, усилением контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям и другими механизмами, помогающими снизить вредное воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Третье направление – это развитие транспортной инфраструктуры. Не секрет, что ускоренная «автомобилизация» страны, к сожалению, пока не сопровождается соответствующим ростом объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автопарк вырос почти на 75%! Конечно, все это приводит к бесконечным пробкам и заторам, от которых буквально «задыхаются» жители крупных городов. 
Системные меры не просто по расширению дорожной карты страны, но и по усилению инновационной и экологической направленности развития транспортной отрасли предложены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Речь идет, в частности, об обустройстве автомобильных дорог федерального значения современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей, установку шумозащитных экранов. Не менее актуальна, на мой взгляд, разработка и внедрение новых способов содержания автомобильных дорог, позволяющих уменьшить вред, который наносят противогололедные реагенты. Полагаю, что реализация этих мер наряду с развитием сети автомобильных дорог общего пользования, увеличением их пропускной способности, строительством кольцевых автодорог и реконструкцией перегруженных движением участков поможет в разы сократить объемы выбросов выхлопных газов, а также количество отходов при строительстве и содержании дорог.
Еще одна задача – создать экономические стимулы, ускоряющие выведение из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы. Актуальность таких мер очевидна. Так, например, только в Москве в 2007 году из 130 тысяч списанных машин на утилизацию поступило лишь 10 тысяч. Для сравнения: в США ежегодно на утилизацию поступает более 15 миллионов легковых автомобилей. Суммарный коэффициент утилизации автомобилей, по подсчетам экспертов, составляет в среднем 83%, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов, применяемых в автомобилях, близок к 100%. Примерно столько же отслуживших автомобилей ежегодно поступают на утилизацию в Европе. Учитывая, что во всех странах ЕС действует очень жесткая система контроля за утилизацией автомобилей, и старые автомобили просто невозможно «похоронить» во дворах, несложно догадаться, что все остальные подержанные иномарки переправляются в Восточную Европу, Россию, другие развивающиеся страны, перенося вместе с ними и целый куст экологических проблем. В этой связи, отмечу, что заградительные пошлины на подержанные иномарки – это шаг не только в поддержку отечественного автопрома, но и вклад в обеспечение экологической безопасности. 
Актуальны ли, на ваш взгляд, в России современные технологии использования гибридов, электромобилей и автомобилей на топливных элементах?
Развитие таких технологий с прицелом на будущее, безусловно, актуально. Но для начала нужно создать необходимую инфраструктуру для обслуживания такого автотранспорта, обеспечить массовый спрос. К сожалению, экологическое сознание российских водителей, да и населения в целом на сегодняшний день таково, что очень сложно будет убедить людей покупать гораздо более дорогие автомобили и идти на дополнительные расходы, чтобы улучшить экологическую обстановку в стране. Выгода от таких вложений видна не сразу, а затраты необходимы уже сегодня. Это и есть тот самый барьер в сознании, та скорлупа, не разбив которую, как говорится в пословице, не съесть орех. Поэтому в решении поставленных задач важно слаженно и решительно действовать по всем упомянутым в ходе беседы направлениям, повышая экологическую ответственность, меняя отношение к природным богатствам страны, эффективно используя имеющиеся и создавая новые возможности для повышения конкурентоспособности российской экономики. Только тогда, вопреки существующим трудностям, можно добиться результата.


Просмотров 1609
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

Индекс цитирования