Акции протеста во Владивостоке заставили власти засуетиться
Депутаты законодательного собрания Приморского края вчера спешно направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину с просьбой пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки. Это было сделано после многотысячных воскресных акций протеста во Владивостоке с требованием отставки правительства. Эксперты считают, что впервые за последнее время в стачках приняли участие "не политические маргиналы, а сплоченная экономическая структура", которую власти "просто проморгали". У пикетчиков пока "хватило выдержки не жечь машины, как в Афинах", но этот вариант развития событий "вполне возможен" в случае игнорирования их требований.
Депутаты законодательного собрания, которые вчера единогласно приняли обращение к президенту, премьеру и Госдуме, не скрывали, что спешка связана с широкомасштабными акциями протеста, состоявшимися накануне во Владивостоке. Как уже сообщал "Ъ", в воскресенье несколько тысяч манифестантов на полдня заблокировали движение по центральным автомагистралям, попытались захватить местный аэропорт и потребовали отставки правительства во главе с господином Путиным. Столь жесткую реакцию горожан вызвало подписанное премьером Владимиром Путиным постановление о значительном повышении таможенных пошлин на ввозимые в Россию иномарки, которое вступает в силу 11 января и ставит под угрозу весь автобизнес Владивостока. По оценкам организаторов акций, уже в феврале без работы могут остаться до 100 тыс. человек, занятых в этом бизнесе, из 578-тысячного населения города. "Нашего обращения по поводу пошлин, скорее всего, не было, если бы не воскресная акция",— подтвердил глава фракции КПРФ в местном парламенте Владимир Беспалов. Отметим, что воскресному бунту во Владивостоке предшествовало несколько менее масштабных, но хорошо организованных акций. 9 ноября около 200 автомобилей колонной проехали по центральным улицам города, требуя не допустить повышения пошлин. 22 ноября число участников акции протеста достигло уже 2 тыс., и после автопробега протестующие провели митинг на центральной площади города. При этом приморские автомобилисты и раньше представляли собой весомую, хорошо организованную силу (см. справку), которая не раз заявляла о своих экономических требованиях, однако политических лозунгов до сих пор не выдвигала. "Ввоз автомобилей — краеобразующая отрасль экономики. Тысячи людей останутся без работы — докеры, сотрудники судоходных компаний, брокеры, продавцы, рабочие автомастерских",— поясняет действия пикетчиков местный автодилер Константин Шатоба. (По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2008 году было ввезено около 340 тыс. автомобилей.) На то, что впервые за последнее время в акциях протеста против правительства и лично Владимира Путина приняли участие не "политические маргиналы, а сплоченная экономическая структура, созданная без участия государства", обращают внимание и эксперты. "Когда принималось решение о пошлинах, Приморье в расчет не принималось. Никто не анализировал, что это вызовет социальный взрыв. Федеральная власть абсолютно это проморгала,— считает лидер движения владельцев праворульных автомобилей "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.— А ведь для Приморья это проблема жизни и смерти, там остановился бизнес, другой работы нет, а это грозит маргинализацией и ростом преступности. Хорошо, что у протестующих хватило ума не жечь машины, не устраивать вторые Париж и Афины, но это вполне возможно в случае игнорирования их требований".
Отметим, что варианты дальнейших действий активно обсуждаются и самими пикетчиками на приморских сайтах торговцев автомобилями, которые стали политической площадкой протестующих. Так, на сайте drom.ru говорится об идее перекрытия пикетчиками Транссиба, а также о массовой агитации населения, обеспечении пикетчиков листовками и флагами, блокировании работы офисов местной "Единой России", постоянном пикетировании здания местной администрации и представительства президента в Приморье. Особо горячо обсуждается позиция центральных российских телекомпаний, например, ВГТРК, которая в своем эфире со ссылкой на правоохранительные органы сообщила, что акции протеста во Владивостоке массовыми не были и в них приняло участие лишь 200 человек. На другом сайте autofed.ru собрано уже более 15 тыс. подписей под собственным обращением к президенту и правительству, в котором прямо говорится, что повышение пошлин может "спровоцировать социальный взрыв в регионах и отделение Дальнего Востока от Российской Федерации". По словам господина Лысакова, в приморском интернете также циркулируют "рецепты изготовления "коктейля Молотова" и провокационные выступления, что надо делать с местными единороссами".
"Очень опасным прецедентом" события во Владивостоке считает и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, "это модернизированная форма социального протеста, которая представляет опасность для власти на весь период кризиса". "Власти сами виноваты в том, что дали сформироваться сплоченной группе перегонщиков автомобилей, полагая, что они не выйдут за рамки экономического протеста,— говорит эксперт.— Репрессиями эту проблему решить вряд ли удастся, поэтому придется не повышать пошлины и проводить разъяснительную работу с населением, чем наверняка займутся местные единороссы".
В пользу последнего говорят и вчерашние заявления представителей федеральных властей. Сенатор от Приморья Вячеслав Фетисов пообещал "взять под контроль развитие ситуации", "раз приморцы вышли на улицы". Глава комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что надеется на отмену решения о повышении пошлин "с учетом складывающейся ситуации в Приморье", как и спикер Совета федерации Сергей Миронов. Вице-премьер Игорь Сечин во время вчерашней встречи с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным снизить пошлины, правда, не обещал, но заявил о наложении пятилетнего моратория на решение вопроса с запретом праворульных автомобилей, так как это "сильно волнует приморцев". Между тем сами пикетчики воскресной стачкой ограничиваться не намерены и собираются провести массовые акции протеста 21 и 28 декабря.
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.
29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль
Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.
23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России
Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив



Коммерсант