Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Госкомпаний стало больше. Это опасно, считает Олег Сысуев

29 декабря 2005/ 11:50
“Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х гг. и как <...> многие участники рынка тогда получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы” — так Владимир Путин прокомментировал год назад переход “Юганскнефтегаза” в руки “Роснефти”. В 2005 г. аппетит госкомпаний только вырос: их коллекции пополнились “Сибнефтью”, “АвтоВАЗом” и питерским Промстройбанком. Эксперты не удивятся новым поглощениям в 2006 г.
В нынешнем году государство сохранило за собой роль крупнейшего игрока на рынке слияний и поглощений. В 2004 г., по данным проекта Mergers.ru, с учетом “Юганска” объем рынка составил $36,7 млрд, а по итогам 2005 г. превысит $56 млрд. Среди госкомпаний в 2004 г. отличилась только “Роснефть” и доля рынка M&A, пришедшаяся на государство, составила 25,8%, отмечает управляющий директор Mergers.ru Юрий Игнатишин.
В нынешнем году госструктуры вели себя агрессивнее. Началось все с “разминки” “Газпрома”, который купил у “Роснефти” “Севморнефтегаз” за $1,7 млрд. Но самая главная сделка монополии состоялась в октябре, когда “Газпром” купил у Millhouse Capital 72,6% акций “Сибнефти” за $13 млрд. Параллельно структуры ОФГ собрали для монополии еще 3%, так что “Газпром” сразу получил полный контроль над “Сибнефтью”. Конец года вообще оказался урожайным для госкомпаний. РАО “ЕЭС России” за $100 млн приобрело у “Интерроса” блокпакет акций “Силовых машин” и взяло в управление еще 30%. 22 декабря представители “Рособоронэкспорта” заняли ключевые посты на “АвтоВАЗе”. Полностью контроль над предприятием перейдет к ФГУПу, если госкомпания выкупит контрольный пакет акций автозавода у его “дочек”. Вчера ВТБ закрыл сделку по покупке 75% плюс 1 акция “Промстройбанка Санкт-Петербург”. По оценкам экспертов, сумма сделки превысила $300 млн. А летом госбанк приобрел за $130 млн “Пермские моторы”. Считается, что за покупкой 42% акций ОМЗ примерно за $50-70 млн у основателя компании — грузинского госминистра Кахи Бендукидзе и его партнеров стоят структуры Газпромбанка. В итоге, по данным Mergers.ru, госкомпании потратили в 2005 г. на поглощения $17,4 млрд, или 31% от объема всего рынка.
По словам владельца крупной сырьевой компании, все эти сделки не являются спонтанными — Кремль взял курс на усиление присутствия государства в ключевых секторах экономики. Цель государства — получить контроль над ведущими компаниями, утверждает он.
Собеседник “Ведомостей” утверждает, что крупным предпринимателям фактически запрещено передавать контроль над своими компаниями иностранцам: “В любом случае контроль над компаниями должен оставаться у россиян”. “Теперь продать свои активы олигархи могут или такому же олигарху, или госкомпании”, — соглашается руководитель центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. Впрочем, предприниматель признается, что его не очень тревожит “хватательный рефлекс” госкомпаний. Если встанет вопрос о необходимости продажи его актива, то ему удастся либо отговорить чиновников от этой затеи, либо получить за него рыночную компенсацию, уверен собеседник “Ведомостей”.
В Кремле наличие такой тенденции не признают. “Главная цель — не усиление госприсутствия, а концентрация активов, ведь только так мы сможем достойно конкурировать на внешних рынках”, — утверждает чиновник со Старой площади. Но бизнесмены этому не верят. Другой крупный предприниматель считает, что государство и дальше будет пытаться получить контроль, причем не только над отдельными активами, но и над целыми отраслями. Он уверен, что сделок с участием госкомпаний будет все меньше. Нужные Кремлю активы будут покупать близкие к власти предприниматели. В качестве примера подобной сделки он приводит покупку главой “Газпроминвестхолдинга” Алишером Усмановым и его партнером Василием Анисимовым Михайловского ГОКа в начале нынешнего года. “Чиновники — плохие управленцы. А сделки с лояльными предпринимателями — золотая середина, — уверен бизнесмен. — Как собственники, получающие доход, они мотивированы развивать предприятия, но при этом государство их контролирует и может в любой момент выкупить активы по устраивающей его цене”.
На первый взгляд, крупным компаниям новая тенденция даже на руку, считает зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. “Они знают, с кем договариваться”, — отмечает он. К тому же теперь российским компаниям легче вступать в альянсы с зарубежными партнерами для разработки отечественных недр, добавляет владелец крупной сырьевой компании: “Если раньше они даже обсуждать не хотели возможное партнерство, то теперь согласны на миноритарные доли”.
Но Сысуев уверен, что усиление позиций государства закладывает под экономику мину замедленного действия. Он указывает, что госкомпании столь активны благодаря высоким ценам на нефть. Не стеснен в средствах и госбюджет. Это дало возможность государству отказаться от проведения структурных реформ. “При отсутствии развитого гражданского общества, среднего и малого бизнеса это чревато серьезной нестабильностью, — отмечает Сысуев. — Сейчас это бьет по бизнесу слабым притоком инвестиций в страну. А падение цен на нефть приведет к новому кризису наподобие августа 1998 г.”.
Просмотров 660
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования