$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Топливный кризис может сократить число российских авиакомпаний как минимум вдвое

28 июля 2008/ 12:59
Москва. За полгода авиатопливо подорожало более чем на 40%. Ситуация на рынке ухудшилась настолько, что в конце минувшей недели глава Росавиации Евгений Бачурин не исключил «банкротства ряда российских авиакомпаний», пишут "Ведомости".
Если цена керосина повысится еще на 20%, то банкротств действительно не избежать, отмечает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Уже сегодня топливная составляющая в операционных расходах у «Аэрофлота» — около 40%, у «Трансаэро» — 37,7%, у дискаунтера Sky Express — 35%.
Но самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди, строит мрачные прогнозы Сахнова. Если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в «тихие» периоды (октябрь — ноябрь и январь — февраль) пассажиропоток резко падает. И в этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Ведь, как поясняет Сахнова, авиаперевозки — низкорентабельный бизнес (среднеотраслевой показатель — около 3% по операционной прибыли) и заработать возможно лишь на объемах.
Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. А к этой категории не относятся только 11 первых по этому показателю (см. таблицу) из примерно 150 российских перевозчиков (данные Транспортной клиринговой палаты). Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов, уверен аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50%, поясняет гендиректор Sky Express Марина Букалова. В парке ее компании исключительно Boeing. Но несмотря на это, Sky Express пришлось с начала года вдвое увеличить сумму топливного сбора — с 500 руб. в январе до 1000 руб. в июне, признается Букалова. «Мы не обанкротимся, но и на высокие темпы развития рассчитывать не стоит», — признает она.
В России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение «банкрот», считает гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП, оптовый трейдер авиакеросина, работает в 120 аэропортах страны) Евгений Островский. Достаточно посмотреть на финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность.
Такие встречаются даже в двадцатке крупнейших авиакомпаний России, говорит Островский.
Выживут, по его мнению, перевозчики первой пятерки («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр»), а также имеющие «могучего партнера в лице государства или большой корпорации».
Но даже лидеру отрасли и крупнейшему перевозчику страны — «Аэрофлоту» тоже нелегко. В 2006-2007 гг. его рентабельность по чистой прибыли была 9%. Однако из-за роста цен на авиакеросин этот показатель в 2008 г. сократится до 3%, а в 2009 г. — до 2%, говорится в отчете «Ренессанс капитала» (см. график на стр. А1).
В такой ситуации на рынке та же ТОАП вынуждена жестко контролировать оплату за керосин, отмечает Островский. А, в частности, с «Красэйр» и «Домодедовскими авиалиниями» (ДАЛ) — и вовсе работать по предоплате из-за накопленного ими долга в 3,5 млрд руб. Его ТОАП взыскивает с компаний через суд. Кстати, именно к ДАЛ уже подан первый иск и о признании перевозчика банкротом (заявитель — поставщик авиа-ГСМ Русская нефтяная группа).
Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков (данные Международной ассоциации воздушного транспорта).
В России первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагает Сахнова. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях, отмечает Островский.
Просмотров 628
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^