Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтедобыча Ирака – на грани катастрофы

Независимая газета
18 апреля 2007/ 15:32
До 24 млрд. долл. мог бы заработать Ирак за три последних года на экспорте нефти, если бы отрасль развивалась в нормальных условиях. Таков основной вывод аналитиков, сделанный на основании последних статистических данных о состоянии нефтяной отрасли за период с 2004 года по середину 2006 года. Однако в условиях войны, политической нестабильности и отсутствия адекватной законодательной базы индустрия продолжает терпеть многомиллионные убытки. Разобраться в ситуации корреспонденту «НГ» помогал официальный представитель Министерства нефти Ирака Асим Джихад.
«В этом году исполняется 90 лет с начала добычи черного золота в Ираке. Первая скважина была пробурена в Киркуке в 1927 году. Но с того момента одна война сменялась другой, и у иракского народа никогда не было возможности воспользоваться своим богатством. 90 лет добычи нефти превратились в 90 лет кровопролитий. С этим печальным уравнением иракцам приходится иметь дело и по сей день», – говорит Джихад. Известно, что на мировой рынок иракская нефть поступила только в 1953 году, так как ее никак не могли поделить между собой ведущие западные державы. К середине 1950-х отрасль достигла пика своего развития, когда общий объем добычи составлял 3,8 млн. баррелей в сутки.
Далее последовала череда внутренних распрей, закончившаяся революцией 1958 г. Большинство контрактов с иностранными компаниями было аннулировано. А вместе с этим прекратилась и почти вся работа по разведке и разработке новых месторождений. В бездействии отрасль пребывала до ее полной национализации в конце 60-х – начале 70-х. В 1980-м началась ирано-иракская война, продолжавшаяся восемь лет и нанесшая значительный урон нефтяной индустрии Ирака. Производство нефти скатилось до 800 тыс. баррелей в сутки, а экспорт – до 600 тыс. После первой войны в Персидском заливе, когда Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, экспорт вовсе прекратился, а добыча составила всего 300 тыс. баррелей в сутки.
В 1997-м благодаря программе «Нефть в обмен на продовольствие» объем производства повысился до 500 тыс. баррелей в сутки и продолжал расти вплоть до 2002 года, когда достиг 2,25 млн., а суточный объем экспорта достиг 1,63 млн. баррелей. Но в апреле 2003 года началась новая война – вторжение коалиционных сил во главе с США. Сами по себе военные действия значительного урона нефтяной инфраструктуре не нанесли, однако разграбление оказалось такого масштаба – приблизительные убытки оцениваются в 2 млрд. долларов, – что объемы добычи и экспорта вновь сократились почти в два раза. Увеличение их не представляется возможным до сих пор. По словам Джихада, нефтяная отрасль сегодня сталкивается с двумя главными угрозами – терроризмом и запущенностью инфраструктуры, которые обусловлены такими причинами, как политическая дестабилизация в стране и отсутствие адекватной законодательной базы.
Нефтяные объекты, будь-то скважины, хранилища или нефтепроводы, ежедневно подвергаются нападениям – как со стороны террористов-диверсантов, так и банальных грабителей. Такое положение наиболее характерно для севера Ирака. Нападения зачастую парализуют экспорт, основная часть которого через турецкий порт Джейхан идет в Европу. В период с 2004 года по середину 2006 года «северный выход» простаивал 651 день, то есть в течение без малого двух лет, или 72% указанного времени. В денежном эквиваленте убытки составили примерно 8,7 млрд. долларов. Только ущерб от повреждений ежегодно составляет примерно 3 млрд. долларов.
«Вместо того чтобы иметь возможность вложить средства в восстановление и развитие нефтяной инфраструктуры, Министерство нефти вынуждено возмещать многомиллионные затраты на обеспечение ее безопасности путем найма охранных компаний для предотвращения атак террористов и грабителей, – утверждает Джихад. – К сожалению, предпринимаемые министерством, фирмами и даже коалиционными войсками меры недостаточны. Сеть нефтепроводов по всему Ираку составляет несколько миллионов километров, и уследить за каждым участком физически невозможно.
Между тем нефтедобывающая и транспортная инфраструктура находится в катастрофическом состоянии. Действующие скважины постепенно истощаются, новые месторождения не разрабатываются, и даже не бурятся новые скважины на уже действующих нефтяных полях. Более того, сотни скважин простаивают в замороженном состоянии. Не ведутся и работы по интеграции месторождений с соответствующей технической инфраструктурой – системами перекачки, хранения, насосными станциями и т.д.
Сегодня в работе находятся 17 из 80 месторождений, а из имеющихся 2,3 тыс. скважин добыча ведется только на 1,6 тыс. Многие скважины находятся под угрозой разрушения, поскольку используемое на них оборудование сильно изношено, а при консервации неиспользуемых скважин не была соблюдена необходимая технология. Иными словами, если в ближайшее время не предпринять серьезные меры, нефтяная инфраструктура Ирака может прийти фактически в полную негодность.
Для того чтобы этого избежать, необходимы огромные средства – примерно 25 млрд. долларов. Собственных денег и внешней помощи для этого явно недостаточно. Но иностранные инвесторы не только не спешат вкладывать деньги в Ирак из-за продолжающихся там кровопролитий, но и не могут. На их пути оказались проблемы отсутствия в Ираке необходимого законодательства. До сих пор не принят закон о нефти и газе, призванный установить постоянные нормы справедливого распределения доходов от экспорта энергоносителей. Это не позволяет работать и закону о капиталовложениях, регулирующему механизмы финансирования отрасли.
Кроме того, отсутствует координация между Министерством нефти, Министерством финансов и компаниями, занятыми непосредственно в индустрии. В результате, чтобы начать реализацию большинства рассматриваемых проектов, необходимо разрешение не только от Министерства нефти, но и от всего Совета министров. Выйти из этого заколдованного круга мешают бюрократические проволочки, в том числе и слишком частые перестановки в отраслевом руководстве. За весь период с момента американского вторжения министерство претерпело шесть крупных кадровых замен. Иными словами, в стабильном составе ведомство пребывает лишь в течение нескольких месяцев.
Просмотров 225
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования