$90.45 +0.78%
$ 93.59 +0.15
€ 99.79 +0.06
               

"Дружбе" вышел срок: Минпромэнерго вновь внесло в правительство проект трубопровода в обход Белоруссии

КоммерсантЪ
12 апреля 2007/ 08:50
Как стало известно Ъ, Минпромэнерго вновь внесло в правительство проект постановления о строительстве "Транснефтью" второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Проект нефтепровода мощностью до 80 млн тонн в год ранее использовался Россией как средство давления на Белоруссию – его реализация позволит России полностью отказаться от транзита нефти через Белоруссию и Польшу в ЕС по нефтепроводу "Дружба". Впрочем, на этот раз идея БТС-2 обсуждается правительством в закрытом режиме – скорее всего, стратегический отказ от "Дружбы" уже утвержден.
Как стало известно Ъ, несмотря на разрешение январского нефтяного кризиса в отношениях с Белоруссией, российское правительство намерено вернуться к проекту строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Вчера в Минпромэнерго подтвердили Ъ, что доработанный проект распоряжения правительства о расширении мощности БТС за счет строительства новой ветки Унеча–Великие Луки–Приморск (см. карту) вновь внесен в правительство. В министерстве отказались сообщить подробности, отметив лишь, что реализация проекта "будет способствовать росту экспортного потенциала России, а также позволит снизить транзитные риски".
Напомним, проект строительства трубопровода в обход Белоруссии возник в начале 2007 года, когда Россия ввела с 1 января пошлину на экспорт нефти в Белоруссию до $180 за тонну (ранее экспорт нефти в Белоруссию пошлиной не облагался). В ответ Белоруссия ввела плату за транзит российской нефти в размере $45 за тонну, что привело к остановке нефтепровода "Дружба". 3 января "Транснефть" внесла в правительство предложения по строительству БТС-2 в обход Белоруссии. 10 января после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко Белоруссия отменила пошлину на транзит нефти. 12 января было подписано соглашение о снижении российской экспортной пошлины с $180 до $53 за тонну, и в феврале 2007 года проект БТС-2 был отправлен "на доработку".
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сообщил Ъ, что проект, который компания направила в Минпромэнерго, был исходно рассчитан на прокачку до 50 млн тонн нефти в год. Правда, затем президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что объем прокачки может быть увеличен до 80 млн тонн нефти в год. Сегодня через Унечу прокачивается около 100 млн тонн нефти в год: 80 млн тонн идет в Европу, 20 млн тонн экспортируется на заводы Белоруссии. Строительство БТС-2 позволит России увеличить пропускную способность порта Приморск до 150 млн тонн нефти в год и полностью отказаться от транзита нефти по территории Белоруссии и Польши в ЕС.
Господин Григорьев не берется предположить, когда кабинет министров примет решение о начале строительства БТС-2, однако уверен, что "Транснефть" сможет реализовать проект за 1,5 года. Пока в компании не сообщают, сколько средств будет потрачено на его реализацию – технико-экономическое обоснование еще не готово, ранее отраслевые эксперты оценивали БТС-2 в $2-2,5 млрд.
Ранее глава "Транснефти" предположил, что БТС-2 будет интересен нефтяникам. "Мы уже построили БТС и, как только закончили проект, сразу сделали тариф ниже, чем при прокачке на латвийский порт Вентспилс, причем существенно ниже. Поэтому когда я говорю, что нефтяники пойдут в направлении Приморска, я в этом убежден. Чтобы это понять, надо взять циркуль, рассчитать расстояние от Унечи до границы с Польшей, от Унечи до границы с Германией, а потом этот же циркуль повернуть до Приморска",– заявил глава Семен Вайншток в интервью Ъ (см. Ъ от 13 марта).
Вчера чиновники как с российской, так и с белорусской стороны были крайне осторожны в оценках. Заместитель главы МЭРТа Кирилл Андросов отказался комментировать необходимость строительства БТС-2, сославшись на то, что не видел проект. В правительстве Белоруссии также отказались от комментариев.
"Конечно, БТС-2 может быть использована для давления на Белоруссию, но не следует забывать, что с точки зрения энергетической безопасности это абсолютно оправданный и экономически выгодный проект",– заявил Ъ заместитель гендиректора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян, по мнению которого БТС-2 будет построена в любом случае, так как обходит не только Белоруссию, но и Польшу.
Намерена ли Россия воспользоваться проектом БТС-2 в ходе переговоров с Белоруссией, станет ясно уже на будущей неделе. 18 апреля в Астане состоится пятое заседание совета по финансово-экономической политике стран ЕврАзЭС, посвященное созданию таможенного союза. На прошлом заседании 6 апреля Белоруссия потребовала запретить членам союза менять вывозные пошлины в одностороннем порядке, а также обеспечить "недискриминационный доступ" к продукции естественных монополий и уравнять тарифы. Россия категорически против. Впрочем, трубопровод, судя по всему, будет построен независимо от исхода переговоров по таможенному союзу – в отличие от предыдущего нынешний проект постановления по БТС-2 вносится в правительство без огласки.
Просмотров 530
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^